Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5945/2020 по иску Смалиуса Владимира Петровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) о признании решения незаконным, включении периодов работы в стаж и досрочном назначении пенсии, по кассационной жалобе Смалиуса Владимира Петровича на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Руновой Т.Д. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Смалиус В.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (межрайонное) (далее по тексту - ГУ-УПФ РФ в г. Нижневартовске), в котором просил признать незаконным решение N 165023/20 от 25 мая 2020 года, включить период с 02 сентября 1986 года по 09 августа 1991 года в стаж работы в районах Крайнего Севера, назначить страховую пенсию по старости с 20 мая 2020 года на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В обоснование заявленных требований указал, что решением N 165023/20 от 25 мая 2020 года ответчик отказал ему в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера. С решением не согласен, поскольку период прохождения действительной военной службы с 02 сентября 1986 года по 09 августа 1991 года незаконно исключен из стажа работы в районах Крайнего Севера.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 марта 2021 года, в удовлетворении исковых требований Смалиуса В.П. к ГУ-УПФ РФ в г. Нижневартовске отказано.
В кассационной жалобе Смалиус В.П. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20 апреля 2020 года Смалиус В.П, "данные изъяты" года рождения, зарегистрированный в системе обязательного пенсионного страхования 03 января 2001 года, обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Нижневартовске с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Нижневартовске N 165023/20 от 25 мая 2020 года Смалиусу В.П. отказано в назначении страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
ГУ-УПФ РФ в г. Нижневартовске не засчитан в стаж в качестве работы в районах Крайнего Севера период прохождения Смалиусом В.П. военной службы в отдаленной местности в поселке Луостари Мурманской области со 02 сентября 1986 года по 09 августа 1991 года. Данный период военной службы ответчиком включен в общий страховой стаж. По представленным документам страховой стаж Смалиуса В.П. на дату подачи заявления 20 апреля 2020 года составил 32 года 10 месяцев 15 дней; стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 19 лет 04 месяцев 17 дней, что соответствует 14 годам 06 месяцам 12 дням работы в районах Крайнего Севера. На день обращения право на досрочное назначение страховой пенсии Смалиус В.П. не имел
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также ранее действующего законодательства не предусматривали право на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
Обращаясь в суд, Смалиус В.П. полагал, что действительная военная служба на должностях офицерского состава, которая проходила в районе Крайнего Севера, подлежит включению в специальный стаж в целях досрочного пенсионного обеспечения пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ. Аналогичные доводы приводятся им в кассационной жалобе. Однако указанные доводы основаны на неверном понимании истцом норм права, регулирующих право досрочного пенсионного обеспечения в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Из положений пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" следует, что период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 33 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", а также исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Данные Правила не предусматривают включение в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы.
Периоды прохождения военной службы включаются в страховой стаж, но не могут быть включены в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях", что следует как из ранее действующего законодательства, так и из законодательства, действующего в настоящее время.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной в определениях от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 24 сентября 2012 года N 1505-О и др, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отмечает, что данная правовая позиция отражена также и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 года N 946-О.
Таким образом, вопреки ошибочному мнению заявителя, оснований для включения спорных периодов прохождения военной службы в подсчет специального стажа по основаниям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" у судов не имелось. Судами обоснованно отклонены требования истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости по основаниям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях".
Приведенные Смалиусом В.П. в кассационной жалобе доводы о необходимости удовлетворения исковых требований на основании Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, основаны на неправильном понимании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводов, подтверждающих неправильное применение норм материального и нарушение норм процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточными основаниями для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не содержится.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 20 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Смалиуса Владимира Петровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.