Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Чаус И.А, судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5721/2020 по иску Гаспарян Айка Араиковича, Гаспарян Мэрине Нельсовны, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних "данные изъяты", к Управлению по делам молодежи администрации г. Челябинска о признании незаконным исключение из числа участников муниципальной программы, возложении обязанности восстановить в списке участников программы и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, по кассационной жалобе Гаспарян Айка Араиковича, Гаспарян Мэрине Нельсоновны, действующих в своих интересах и интересах несовершеннолетних "данные изъяты", на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 11 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М, объяснения представителя истцов Оболенской А.Н, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ответчика Макарьевой К.В, возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гаспарян А.А, Гаспарян М.Н, действующие за себя и в интересах несовершеннолетних детей "данные изъяты", обратились с иском к Управлению по делам молодежи администрации г. Челябинска о признании незаконным и отмене уведомления об исключении многодетной молодой семьи из числа участников муниципальной программы, возложении обязанности по восстановлению в списке участников программы и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
В обоснование исковых требований указали на то, что многодетная семья истцов исключена из числа участников муниципальной программы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске" (далее по тексту Муниципальная программа), утвержденной распоряжением администрации г.Челябинска от 15 февраля 2017 года N 1923, в связи с достижением Гаспарян А.А. предельного возраста 35 лет. Полагают, что законных оснований для исключения многодетной семьи Гаспарян из числа участников программы и списка молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, не имелось, поскольку данная выплата должна быть произведена еще в 2019 году. Списки молодых семей - участников подпрограммы формировались до 1 сентября, а с заявлением истцы обратились в июле 2018 года. Врезультате бездействий должностных лиц их семью не включили в список на 2019 год на получение социальной выплаты.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 11 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2021 года, исковые требования Гаспарян А.А, Гаспарян М.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Гаспарян А.А, Гаспарян М.Н, просят отменить состоявшиеся по делу судебные постановления, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным в обосновании иска и апелляционной жалобе.
Кроме того, истцами заявлялось ходатайство о допросе в качестве специалиста "данные изъяты", в удовлетворении которого судебной коллегией Седьмого кассационного суда общей юрисдикции отказано со ссылкой на положения ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В возражениях на кассационную жалобу Управление по делам молодежи администрации города Челябинска просило оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, Истцы просили рассмотреть дело в их отсутствие. Иные лица о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемых судебных постановлений отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
При рассмотрении дела было установлено, что 10 июля 2018 года молодая семья в составе 5-ти человек: Гаспарян А.А, Гаспарян М.Н, их несовершеннолетние дети "данные изъяты", обратилась в Управление по делам молодежи администрации города Челябинска с заявлением о включении в состав участников Муниципальной программы.
По результатам рассмотрения заявления Управлением по делам молодежи администрации города Челябинска 17 июля 2018 года принято решение о включении данной семьи в список молодых семей, состоящих на учете в качестве участников Муниципальной программы под номером 1596.
31 мая 2019 года Управлением по делам молодежи администрации города Челябинска был сформирован Список изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году в соответствии с датой признания молодых семей участниками программы, с учетом молодых семей, имеющих первоочередное право.
Семья Гаспарян принимала участие в Муниципальной программе как молодая семья, имеющая первоочередное право на получение социальной выплаты и была включена в список лиц, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году под порядковым номером 9.
На основании списка молодых семей-участников Муниципальной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2020 году, и с учетом объемов средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы в местном бюджете, а также федерального бюджетов, ответственным исполнителем подпрограммы - Министерством строительства и инфраструктуры Челябинской области 18 декабря 2019 года сформирован и утвержден сводный список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по Челябинской области.
"данные изъяты" 2019 года возраст Гаспаряна А.А. ("данные изъяты" года рождения) составил 36 лет.
Письмом от 23 апреля 2020 года семья Гаспарян была уведомлена Управлением по делам молодежи администраций города Челябинска об исключений семьи из числа участников Муниципальной программы в связи с превышением установленного Муниципальной программой предельного возраста 35 лет.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался муниципальной программой "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске, утвержденной распоряжением администрации г. Челябинска от 15 февраля 2017 года N 1923, ведомственной целевой программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, государственной программой Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области", вместе с государственной программой Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования и исходил из того, что в связи с достижением Гаспаряном А.А. возраста 36 лет до момента утверждения сводного списка, семья истцов утратила совокупность оснований для признания участником муниципальной программы.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Дополнительно указал, что лица, претендующие на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках подпрограммы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области" должны отвечать требованию о наличии возраста, не превышающего 35 лет, как на момент признания их участниками муниципальной программы, так и на дату включения в сводный список претендентов на планируемый год, которой является дата утверждения Правительством Челябинской области сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Челябинской области.
Истец Гаспарян А.А. достиг 36-летнего возраста "данные изъяты" 2019 года. Сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2020 году по Челябинской области утвержден Правительством Челябинской области 18 декабря 2019 года. Таким образом, на момент принятия ответственным исполнителем муниципальной программы решения о включении молодой семьи - участника программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2020 году Гаспарян А.А. достиг 36-летнего возраста.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы о том, что семья истцов имела право на получение выплаты еще в 2019 году, поскольку на дату подачи семьей Гаспарян документов в июле 2018 года для участия в муниципальной программе действовала редакция программы, в соответствии с которой списки молодых семей должны были формироваться в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Действительно, в соответствии с п. 33 муниципальной программы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске на 2017 - 2020 годы", утвержденной распоряжением Администрации г. Челябинска, действующей в редакции от 25 апреля 2018 года, Управление по делам молодежи до 1 сентября года, предшествующего планируемому, из числа молодых семей, признанных в установленном порядке участниками Программы на территории города Челябинска, формировало список молодых семей - участников изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее список молодых семей).
Порядок формирования Управлением по делам молодежи списка молодых семей и форма этого списка определялась Правительством Челябинской области.
В первую очередь в указанный список включаются молодые семьи - участники Программы, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий администрациями внутригородских районов в городе Челябинске до 1 марта 2005 года, а также многодетные молодые семьи (имеющие на своем содержании трех и более детей (в том числе усыновленных, взятых под опеку (попечительство), пасынков и падчериц) в возрасте до восемнадцати лет).
Вместе с тем, согласно паспорту муниципальной программы ее финансирование осуществляется как за счет средств, предусмотренных решением Челябинской городской Думы, так и за счет средств областного и федерального бюджетов.
Настоящая программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы, которая предполагает формирование системы оказания финансовой поддержки молодым гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях), и предоставления им социальных выплат.
Настоящая Программа действует в рамках: подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы; подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.
Настоящая Программа является продлением подпрограмм, направленных на улучшение жилищных условий молодых семей, проживающих на территории города Челябинска, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях) в рамках: федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы; областной целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы.
Государственная поддержка молодых семей осуществляется в соответствии с критериями и правилами, установленными вышеуказанными подпрограммами.
Таким образом, муниципальной программой установлен приоритет областных и федеральных подпрограмм в отношении правил их реализации.
Распоряжением администрации г. Челябинска от 28 сентября 2018 года N 11024 "О внесении изменений в распоряжение Администрации города Челябинска от 15 февраля 2017 N 1923" в муниципальную программу внесены изменения в части изменения срока формирования списка молодых семей с 1 сентября текущего года на 1 июня.
Ранее аналогичные изменения были внесены в программу Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области" на 2014 - 2020 годы" и в государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710.
Поскольку на момент обращения истцов с заявлением о признании участниками муниципальной программы уже были внесены изменения в части сроков формирования списков участников Управлением по делам молодежи Администрации г. Челябинска в федеральную и областную программы, которые имели приоритет перед муниципальной программой, в которую также были внесены изменения 28 сентября 2018 года, то в данном случае положения п. 33 муниципальной программы (в редакции от 25 апреля 2018 года) применению подлежали с учетом изменений.
Кроме того, как правильно указал суд апелляционной инстанции в соответствии с п. 28 Муниципальной программы (п. 17 Государственной программы Челябинской области) участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующая следующим требованиям, в том числе: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия ответственным исполнителем Программы решения о включении молодой семьи - участника Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Днем принятия ответственным исполнителем Программы решения, о включении молодой семьи - участника Программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году считается дата утверждения Правительством Челябинской области сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году по Челябинской области.
Сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2019 году утвержден 26 декабря 2018 года, когда действовали изменения в части обязанности формирования органами местного самоуправления списка молодых семей - до 1 июня года, предшествующего планируемому.
Само по себе включение органом местного самоуправления в список изъявивших желание получить социальные выплаты не означает, что такие семьи обладают субъективным правом на получение таких выплат. Молодые семьи должны соответствовать требованиям программ на протяжении всего времени до момента получения выплаты.
Доводы кассационной жалобы о том, что истцы не подлежали исключению из числа участников муниципальной программы в связи с превышением супругом 35-летнего возраста после признания участниками программы и утверждения списка молодых семей Администрацией г. Челябинска, являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании и применении норм права.
Как следует из п. 6 Правил участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая, одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие требованиям, в том числе возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий ведомственной целевой программы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятий ведомственной целевой программы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем мероприятий ведомственной целевой программы (п. 26).
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятий ведомственной целевой программы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 27).
Аналогичные положения закреплены и в Государственной программе Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации в Челябинской области" (далее по тексту - Государственной программе Челябинской области), утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 N 349-П, и в Муниципальной программе "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий в городе Челябинске", утвержденной Распоряжением Администрации города Челябинска от 15 февраля 2017 года N 1923.
В силу п. 7 Порядка формирования органами местного самоуправления Челябинской области списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (Приложение 45 к Государственной программе Челябинской области), молодая семья, включенная органом местного самоуправления в Список, подлежит исключению из Списка в случае: 1) достижения одним из супругов в молодой семье либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет; 2) получения свидетельства в рамках подпрограммы; 3) добровольного отказа молодой семьи от участия в подпрограмме, выраженного путем подачи письменного заявления в орган местного самоуправления; 4) утраты оснований, предусмотренных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителей, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судов, которыми правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Вновь приводя данные доводы, заявители не указывают на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами судов в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Принятые по делу решение суда первой инстанции и определение апелляционной инстанции вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Челябинска от 11 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 26 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Гаспарян Айка Араиковича, Гаспарян Мэрине Нельсовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.