Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Азовского района - Полуэктовой С.В. на решение Азовского городского суда Ростовской области от 6 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 13 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Азовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Азовского района Ростовской области, администрации Елизаветовского сельского поселения Азовского района Ростовской области, Управлению капитального строительства и ЖКХ администрации Азовского района Ростовской области о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав прокурора Фролову Е.В, судебная коллегия
установила:
Азовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Азовского района, администрации Кулешовского сельского поселения Азовского района Ростовской области, Управлению капитального строительства и ЖКХ администрации Азовского района Ростовской области, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Азовского района Ростовской области, Кулешовского сельского поселения, Управления капитального строительства и ЖКХ администрации Азовского района Ростовской области; возложить обязанность на административных ответчиков принять меры, направленные на организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Кулешовского сельского поселения путем создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СанПиН 42-168-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в силу.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 6 октября 2020 года административный иск удовлетворен в части; признано незаконным бездействие Администрации Азовского района Ростовской области, администрации Кулешовского сельского поселения Азовского района Ростовской области; возложена обязанность на администрацию Азовского района Ростовской области, администрацию Кулешовского сельского поселения Азовского района Ростовской области принять меры, направленные на организацию деятельности по накоплению, в том числе раздельному накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Кулешовского сельского поселения, путем создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СанПиН 42-168-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. В удовлетворений остальной части административных исковых требований к Управлению капитального строительства и ЖКХ Администрации Азовского района Ростовской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 13 января 2021 года решение от 6 октября 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 13 апреля 2021 года, администрация Азовского района просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение; судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Не указание в решении суда первой инстанции на действия, которые надлежит совершить административным ответчикам по устранению допущенных нарушений, влечет неясность, затруднительность и заведомую неисполнимость решения суда, и противоречит целям и задачам административного судопроизводства, предусмотренным статьей 3 КАС РФ.
Определением судьи от 4 мая 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять надзор за исполнением законов, в частности, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 названного Закона) в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 Закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Азовской межрайонной прокуратурой в рамках исполнения приказов прокурора Ростовской области от 22 августа 2014 года N110 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере окружающей среды и природопользования", от 3 ноября 2017 года N123 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" проведена проверка исполнения на территории Азовского района требований законодательства в сфере обращения с отходами, по результатам которой было установлено, что Администрацией Азовского района меры, направленные на создание специализированных контейнерных площадок и установку контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, не приняты, схемы размещения мер (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не определены, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не ведется, раздельный сбор ТКО на территории поселения не организован.
Несмотря на внесенные Азовской межрайонной прокуратурой представления в адрес администрации Азовского района и Кулешовского сельского поселения, до настоящего времени на территории Азовского района, в частности, Кулешовского сельского поселения, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не созданы, схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не разработаны, реестр в установленном порядке не ведется.
Установив изложенное, руководствуясь статьями 1, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьями 8, 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 12, 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие административных ответчиков - муниципальных органов власти - в части принятия мер, направленных на организацию деятельности по накоплению, в том числе, раздельному накоплению и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории Кулешовского сельского поселения путем создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СанПиН 42-168-4690-88 и СанПиН 2.1.7.3550-19, нарушает права неопределенного круга лиц постоянно и временно проживающих на территории Кулешовского сельского поселения Азовского района.
Факт допущенного администрацией Азовского района Ростовской области и администрацией Кулешовского сельского поселения незаконного бездействия, выразившегося в непринятии мер к созданию мест (площадок) накопления и транспортированию твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям СанПиН, нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела при том, что допущенное административными ответчиками незаконное бездействие нарушает права граждан на благоприятные, безопасные условия и среду проживания.
Отсутствия специально оборудованных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Кулешовского сельского поселения административными ответчиками в ходе судебного разбирательства дела не оспаривался.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении требований к Управлению капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Азовского района, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление является исполнительным органом, на которое возложены функции по техническому исполнению, а не организации муниципальных задач.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
Вместе с тем, судебной коллегией отмечено, что полномочия по организации деятельности по накоплению, сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, согласно положениям Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 года N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" и Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возлагаются на органы местного самоуправления муниципального района и органы местного самоуправления сельского поселения, которыми в данном деле являются администрация Азовского района Ростовской области и администрация Кулешовского сельского поселения.
Судебная коллегия кассационного суда находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Довод кассационной жалобы о неясности решения и затруднительности его исполнения не является основанием к отмене обжалуемых судебных актов, поскольку, при наличии тому оснований, заявитель не лишен возможности обратиться в суд с заявлением на основании статьи 185 КАС РФ (разъяснение решения суда).
Другие доводы кассационной жалобы нашли подробную оценку в апелляционном определении, с которой суд судебная коллегия соглашается.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 6 октября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 13 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 29 июня 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
ФИО2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.