Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Савицкого ФИО8 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 февраля 2021 года по административному делу N 2а-2798/2020 по административному исковому заявлению Савицкого ФИО9 к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края о признании налогового уведомления незаконным.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав представителя ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края - Втулкина Д.А, судебная коллегия
установила:
Савицкий В.А. обратился в суд с административным иском к ИФНС России по городу-курорту Анапа Краснодарского края, в котором просил признать налоговое уведомление N 5516984 от 1 августа 2019 года незаконным; возложить обязанность на ИФНС по городу-курорту Анапа Краснодарского края произвести перерасчет земельного налога за 2018 год в отношении земельного участка N с учетом положений пункта 17 статьи 396 НК РФ.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 19 октября 2020 года удовлетворены административные исковые требования.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 февраля 2021 года решение от 19 октября 2020 года отменено, принято новое решение, которым отказано в удовлетворении административного иска.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 19 апреля 2021 года, административный истец просит отменить апелляционное определение, решение суда первой инстанции оставить в силе. Судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 6 мая 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, выслушав пояснения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Савицкий В.А. с 29 апреля 2015 года является с собственником земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:3086.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка N N от 25 апреля 2014 года, кадастровая стоимость указанного земельного участка составляла 1 рубль.
Из объяснений сторон следует, что кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере 1 рубль применялась для расчета земельного налога в налоговые периоды с 2015 - 2017 года.
Как следует из материалов дела, в 2017 году кадастровая стоимость указанного земельного участка составила 5 417 417 рублей, в связи с чем, налоговый орган применил для исчисления земельного налога за 2018 год указанную кадастровую стоимость, направив налоговое уведомление N 55169845 от 1 августа 2019 года.
Административный истец полагает, что налоговый орган не применил коэффициент 10-процентного ограничения роста налога при исчислении налога в отношении спорного земельного участка.
Жалоба Савицкого В.А. от 17 июля 2020 года о перерасчете земельного налога за 2018 год решением ФНС России от 7 августа 2020 года N КЧ-3-9/5718@ оставлена без удовлетворения.
Разрешая спор, суд первой инстанции учел, что согласно пункта 17 статьи 396 НК РФ, в случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1, 1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в размере, равном сумме налога, исчисленной в соответствии с настоящей статьей (без учета положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1, 1, а также с учетом положений пунктов 7, 7.1, абзаца пятого пункта 10 настоящей статьи, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
Пункт 17 статьи 396 НК РФ введен в действие Федеральным законом от 5 апреля 2019 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений 5 части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах".
Вместе с тем в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2019 года N 63-ФЗ положения пункта 17 статьи 396 НК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.
Судом первой инстанции установлено, что за период 2015-2017 годы размер земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:3086 составлял менее 50 копеек, при этом в 2018 году размер земельного налога в отношении этого же земельного участка поставил 73 393 рубля. Таким образом, как указал суд первой инстанции, учитывая положения пункта 17 статьи 5 96 НК РФ, в данном случае применим коэффициент 10-процентного ограничения роста земельного налога.
С учетом изложенного, разрешая спор и удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган обязан рассчитывать земельный налог административному истцу (как физическому лицу) с учетом положений пункта 17 статьи 396 НК РФ.
Не согласившись с данным выводом суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
В силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса РФ.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации в отношении каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пункт 1 статьи 391 НК РФ).
Обязанность ежегодного предоставления сведений, необходимых для налогообложения земельным налогом, согласно статье 85 НК РФ возложена на органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с подпунктом 11 статьи 3 Федерального закона от 23 июля 2013 года N250-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости включаются сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Налоговые органы в своей работе используют сведения о кадастровой стоимости земельных участков, представляемые в соответствии со статьей 85 НК РФ регистрирующими органами ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года и в течение 10 дней со дня внесенных изменений.
В период с 2011 года по настоящее время порядок обмена сведениями в электронном виде о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу осуществляется на основании Приказа от 12 августа 2011 года Росреестра N П/302 и ФНС России N ММВ-7-11/495@ "Об утверждении Порядка обмена сведениями в электронном виде о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества".
Согласно данного Приказа и в соответствии с пунктом 11 статьи 85 НК РФ, Соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2010 года N ММВ-27-11/9/37, а также Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлен соответствующий порядок обмена в электронном виде сведениями о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службой, согласно которого Управления Росреестра предоставляют сведения о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе, земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества (далее - сведения) в соответствующие Управления ФНС России.
Состав передаваемых сведений, а также справочники, требования к структуре и форматам файлов, содержащих сведения, определены Приказом ФНС России от 13 января 2011 года N ММВ-7-11/11@ "Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата Сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество (в том числе земельные участки) и сделках с ним, правообладателях недвижимого имущества и об объектах недвижимого имущества".
Управления Росреестра представляют сведения в соответствии с Формой в соответствующие Управления ФНС России в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации или изменения учетных характеристик, а также ежегодно до 1 марта представляют указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года, в объеме сведений, сформированных за предшествующий год.
Налоговые органы в своей работе используют сведения, представляемые в соответствии со статьей 85 НК РФ органами Росреестра ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года и в течение 10 дней со дня внесенных изменений.
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, определение налоговой базы и исчисление налога, подлежащего уплате в бюджет, налоговыми органами осуществляется только на основании сведений, представляемых в электронном виде в налоговый орган органами Росреестра.
Исходя из доводов административного ответчика, а также согласно сведениям, поступившим из органов Росреестра в электронном виде в базу данных Инспекции, Савицкому В.А. с 29 апреля 2015 года и по настоящее время принадлежит спорный земельный участок.
Кадастровая стоимость земельного участка была установлена на 4 июня 2012 года в размере 1 рубль.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ во исполнение Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края от 6 октября 2015 года N 1327 "О проведении государственной кадастровой оценки земель на территории Краснодарского края в 2016 году" была проведена очередная государственная кадастровая оценка объектов земельной стоимости.
На основании очередной государственной кадастровой оценки, утвержденной Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 14.12.2016 N 2640 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - Приказ N 2640), на объект недвижимости - спорный земельный участок была установлена 31 января 2017 года кадастровая стоимость в размере 5 417 417 рублей 40 копеек.
Согласно статье 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных статьей 24.20 Закона N 135-ФЗ.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено статьей 391 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, как указал суд апелляционной инстанции, применение кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Приказом N 2640, зависит от даты внесения указанных сведений в государственный кадастр недвижимости.
Стоимость, утвержденная Приказом N 2640 и внесенная после 1 января 2017 года подлежит применению с налогового периода 2018 года (по состоянию на 1 января 2018 года).
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:3086 применяется: с 1 января 2013 года по 31 декабря 2017 года в сумме 1 рубль; с 1 января 2018 года и по настоящее время - 5 417 417 рублей 40 копеек.
Как указал суд апелляционной инстанции, из материалов дела следует, что расчет земельного налога за период с 29 апреля 2015 года по 31 декабря 2017 год налогоплательщику Савицкому В.А. в отношении спорного земельного участка не производился, так как по физическому показателю, кадастровой стоимостью в размере 1 рубль, земельный налог составлял "0".
В результате очередной государственной кадастровой оценки и изменения кадастровой стоимости на 01.01.2018 год Савицкому В.А. был произведен первичный расчет в отношении спорного земельного участка за 2018 год по сроку оплаты 02.12.2019: 5 417 417 руб. ? 524 520 руб. (кадастровая стоимость 600 кв.м.) х 1, 5% = 73 393 руб.
Сведений о том, что Савицкий В.А. освобожден от налогообложения в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0107002:3086 материалы дела не содержат.
Вместе с тем, пунктом 17 статьи 396 НК РФ предусмотрено, что в случае, если сумма налога, исчисленная в отношении земельного участка (без учета положений пп. 7, 7.1, абз. 5 п. 10 ст. 396 Кодекса), превышает сумму налога, исчисленную в отношении этого земельного участка (без учета положений пп. 7, 7.1, абз. 5 п. 10 ст. 396 Кодекса) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1, 1, сумма налога подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в размере, равном исчисленной сумме налоге (без учета положений пп. 7, 7.1, абз. 5 п. 10 статьи 396 НК РФ) за предыдущий налоговый период с учетом коэффициента 1, 1, а также с учетом, положений пп. 7, 7.1, абз. 5 п. 10 статьи 396 НК РФ, примененных к налоговому периоду, за который исчисляется сумма налога.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что перерасчет земельного налога в отношении спорного земельного участка за 2018 год в соответствии с положениями пункта 17 статьи 396 НК РФ не может быть осуществлен, так как инспекцией за налоговый период "2018 год" в отношении спорного земельного участка земельный налог исчислен впервые.
Судебная коллегия находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 2 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 июня 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
ФИО3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.