Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Копаневой ФИО7 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 января 2021 года по административному делу N 2а-1811/2020 по административному исковому заявлению ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя к Копаневой Е.Н. о взыскании задолженности, пени.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, выслушав пояснения представителя УФНС г. Севастополя - ФИО8 судебная коллегия
установила:
ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя обратилась с административным иском к Копаневой Е.Н. о взыскании с ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд ОМС в общем размере 44449, 08 руб.
В ходе судебного разбирательства административный истец уменьшила сумму заявленных требований в связи с частичным списанием налоговой задолженности как безнадежной и просила взыскать задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общем размере 21793, 64 руб, в том числе:
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 01.01.2017 года в размере 3796, 85 рублей (КБК: N);
- по пене, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, за период до 01.01.2017 года, за период с 10.01.2017 года по
01.04.2018 года в размере 497, 11 руб. (КБК: N);
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года, за 2017 год в размере 13775, 81 руб. (КБК: N);
- по пене, в связи с неуплатой по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года за период с 19.08.2017 года по 06.04.2018 года в размере 857, 42 руб. (КБК: N);
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 2702, 18 руб. (КБК N).
по пене, в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за расчетный 2017го за период с 19.08.2017 года по 01.04.2018 года в размере 164, 27 руб. (КБК: N).
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 27 августа 2020 года исковые требований ИФНС по Ленинскому району г. Севастополя удовлетворены в полном объеме. Так же взыскано с Копаневой Елены Наумовны в доход бюджета Ленинского муниципального округа города Севастополя государственная пошлина в размере 853, 81 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 января 2021 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в суд первой инстанции 22 апреля 2021 года, административный ответчик просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение. Судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Определением судьи от 19 мая 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Определением от 24 июня 2021 года приостановлено исполнение решения Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 августа 2020 года.
Судебное заседание 6 июля 2021 года проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Ленинским районным судом города Севастополя.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена соответствующая обязанность.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Подпунктом "б" пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", статей 6, 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что плательщиками страховых взносов являются, в том числе индивидуальные предприниматели.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
В соответствии со статьей 16 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 данного Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (ч. 2).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8).
В соответствии со статьей 25 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение сроков по уплате страховых взносов подлежат начислению пени.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов.
Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу статьи 22 ФЗ N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" при наличии недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам в адрес плательщика страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, направляется требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
С 01 января 2017 года взыскание недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, в том числе возникших до 01 января 2017 года, осуществляется в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Копанева Е.Н. в период с 02.06.2015 года по 03.08.2017 года являлась индивидуальным предпринимателем, а также плательщиком страховых взносов.
В связи с неисполнением обязательств по уплате налогов и сборов должнику заказным письмом было направлено требование об уплате налога N 20036 от 30.01.2018 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 года и предоставлен срок исполнения до 19.02.2018 года. Требование направлено согласно реестру почтовых отправлений 02.02.2018 года.
Также, должнику ФИО9 было направлено требование об уплате налога N 20170 от 06.02.2018 года на страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления 4 кв. 2016 года, в установленный законом срок 03.04.2017 года, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, в установленный законом срок 06.02.2018 года, со сроком исполнения требования до 27.02.2018 года. Направлено должнику заказным письмом от 05.03.2018 года. Требованием об уплате налога N 21977 от 06.04.2018 года на оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления 4 кв. 2016 года, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии прочие начисления установлен срок уплаты 26.04.2018 года.
Согласно реестру почтовых отправлений направлено требование в адрес должника 19.04.2018 года.
В связи с тем, что Копанева Е.Н. прекратила свою деятельность 03.08.2017 года, срок уплаты страховых взносов наступил 18 августа 2017 года. ИФНС начислены пени за период с 19.08.2017 года по 30.01.2018 года на сумму недоимки, которая образовалась у плательщика в результате неисполнения им обязанности по уплате страховых взносов за 2017 год.
Определением мирового судьи судебного участка N 15 Ленинского района города Севастополя от 23 ноября 2018 года был отменен судебный приказ от 17 августа 2018 года о взыскании с Копаневой Е.Н. налоговой задолженности и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в ПФ РФ.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что из представленных суду справок, следует, что недоимка по страховым взносам была выявлена налоговым органом 23.11.2017 года, 16.01.2018 года, 24.01.2018 года.
Соответственно требования N 20036 от 30.01.2018 года с установленным сроком оплаты 19.02.2018 года, требование N20170 от 06.02.2018 года с установленным сроком оплаты 27.02.2018 года, требование N 21977 от 06.04.2018 года установленным сроком оплаты 26.04.2018 года направлены соответствии с положениями ст. 70 НК РФ.
Вопреки доводам административного ответчика, изложенных в письменных возражениях, срок давности для взыскания задолженности по страховым взносам, следует исчислять с учетом данных полученных от Пенсионного Фонда РФ 23.11.2017 года, 16.01.2018 года, 24.01.2018 года.
То обстоятельство, что сведения об отрицательном сальдо отправлены в налоговый орган несвоевременно, не могут быть приняты во внимание, поскольку ранее у налогового органа отсутствовали основания для проведения процедуры взыскания задолженности, а следовательно сроки направления требований нельзя считать пропущенными.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона, дополнительно указав на следующие нормы.
Федеральным законом от 03.07.2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243) с 01.01.2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N 243-ФЗ взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации образовавшиеся на 01.01.2017 года осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные НК РФ, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 статьи 70 НК РФ.
Абзацем 2 пункта 1 данной статьи установлено, что при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, фактически недоимка по страховым взносам на ОПС и ОМС была выявлена инспекцией 23.11.2017 года, 16.01.2018 года, 24.01.2018 года, что подтверждается соответствующими справками о выявлении недоимки.
Учитывая решение ИФНС РФ по Ленинскому району г. Севастополя N 229 от 09.12.2019 года, которым произведено списание как безнадежной задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 года в размере 20023, 48 рублей (19356, 48 + 667) и пени, начисленной за период с 10.01.2017 года по 06.04.2018 года в связи с неуплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 года в сумме 2597 рублей 25 копеек и решение ИФНС РФ по Ленинскому району г. Севастополя N 236 от 17.12.2019 года, которым признана безнадежной к взысканию и списании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам произведено списание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 года, за период с 20.01.2017 года по 06.04.2018 года в размере 34, 71 рублей.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
определила:
решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 27 августа 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 19 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения суда первой инстанции принятое определением от 24 июня 2021 года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий ФИО5
Судьи ФИО6
ФИО3
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.