Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б.
судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу представителя МИФНС России N 11 по Ростовской области - Пономарева А.В. на решение Батайского городского суда Ростовской области от 12 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 5 октября 2020 года по административному делу N 2а-854/2020 по административному исковому заявлению Корованенко В.В. к МИФНС России N 11 по Ростовской области, УФНС России по Ростовской области, о признании незаконным бездействия налоговых органов, обязании произвести перерасчет.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, представителя Корованенко В.В. - ФИО10 представителя МИФНС России N 11 по Ростовской области, УФНС России по Ростовской области - Янковскую Г.А, представителя МИФНС России N 11 по Ростовской области - ФИО11, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Корованенко В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к МИФНС России N 11 по Ростовской области, УФНС России по Ростовской области о признании незаконным бездействия налоговых органов, обязании произвести перерасчёт земельного налога.
В обоснование своих требований Корованенко В.В. указал, что он в 2015 и 2016 годах являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами N и N, расположенных по адресу: "адрес". МИФНС России N 11 по Ростовской области исчислила земельный налог за 2015 и 2016 годы, исходя из кадастровой стоимости указанных участков, утверждённой постановлением Правительства Ростовской области от 25 ноября 2014 года N 777.
3 ноября 2019 года Корованенко В.В. обратился в МИФНС России N 11 по Ростовской области с заявлением о перерасчёте земельного налога за 2015 и 2016 годы, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, ставшей архивной, установленной решением Ростовского областного суда от 7 августа 2019 года.
Решением налогового органа от 18 ноября 2019 года Корованенко В.В. отказано в перерасчёте земельного налога за 2015 год. Письмом УФНС России по Ростовской области от 13 декабря 2019 года жалоба административного истца на указанное решение Межрайонной ИФНС России N 11 по Ростовской области оставлена без удовлетворения.
Полагая свои права нарушенными, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ МИФНС России N 11 по Ростовской области от 18 ноября 2019 года N 06-22/25309@ по перерасчёту земельного налога за налоговый период 2015 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N и N по адресу: "адрес"; признать незаконным решение УФНС России от 13 декабря 2019 года N 15-20/4524@ об отказе в удовлетворении его жалобы на действия МИФНС России N 11 по Ростовской области и обязать Межрайонную ИФНС России N 11 по Ростовской области произвести ему перерасчет земельного налога за налоговый период 2015 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N и N по адресу: "адрес"
Решением Батайского городского суда Ростовской области от 12 марта 2020 года административные исковые требования Корованенко В.В. удовлетворены частично. Суд признал незаконным отказ МИФНС России N 11 по Ростовской области от 18 ноября 2019 года N 06-22/25309@ по перерасчету Корованенко В.В. земельного налога за налоговый период 2015 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N по адресу: "адрес"; обязал Межрайонную ИФНС России N 11 по Ростовской области произвести Корованенко В.В. перерасчёт земельного налога за налоговый период 2015 года в отношении указанных земельных участков.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 5 октября 2020 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель МИФНС России N 11 по Ростовской области - Пономарев А.В. просит отменить решение Батайского городского суда Ростовской области от 12 марта 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 5 октября 2020 года Считает, что судом допущено нарушение норм материального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Для целей исчисления земельного налога кадастровая стоимость земельных участков, измененная на основании решения суда об установлении ее рыночной стоимости, вступившего в силу после 01.01.2019 г, и внесенная в ЕГРН, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, но с учетом положений п. 2.1 ст. 52 Налогового кодекса РФ. устанавливающих трехлетний предельный срок перерасчета земельного налога.
Кассационная жалоба поступила в районный суд 17 марта 2021 года, определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции 19 мая 2021 года принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
В материалы дела поступил отзыв представителя Корованенко В.В. - ФИО12 в котором просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебное заседание отложить для обеспечения проведения судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи.
Определением от 6 июля 2021 года объявлен перерыв в судебном заседании до 8 июля 2021 года до 12 часов 30 минут.
Судебное заседание 8 июля 2021 года проведено путем использования систем видеоконференц-связи с Московским районным судом города Калининграда, Ростовским областным судом.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами были допущены такого характера нарушения.
Исходя из материалов дела, судами установлено, что в 2015 и 2016 годах Корованенко В.В. являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами N, расположенными по адресу: "адрес"
В 2019 году он обратился в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости указанных земельных участков, так как она существенно превышала их рыночную стоимость.
Решением Ростовского областного суда от 7 августа 2019 года по делу N 3а-235/2019, вступившим в законную силу 30 октября 2019 года, установлена архивная кадастровая стоимость указанных земельных участков в размере рыночной, составляющей 36 322 000 руб. за каждый участок, подлежавшая применению с 1 января 2015 года до даты их снятия с государственного кадастрового учёта.
Однако решением налогового органа от 18 ноября 2019 года N 06-22/25309@ перерасчёт земельного налога, подлежащего уплате Корованенко В.В, произведён только за 2016 год; в отношении налогового периода 2015 года изменённая на основании решения Ростовского областного суда от 7 августа 2019 года кадастровая стоимость при определении налоговой базы не учитывалась.
Данный отказ был обжалован им в УФНС России по Ростовской области, которое 13 декабря 2019 года отказало в удовлетворении его жалобы по тем же основаниям.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд указал, что кадастровая стоимость объекта налогообложения, изменённая на основании решения суда, принятого после 1 января 2019 года, и внесённая в ЕГРН, учитывается при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда указала, что решение суда о возможности применения кадастровой стоимости объекта налогообложения, изменённой на основании решения суда, к налоговому периоду 2015 года является законным и обоснованным.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции такие выводы судов считает основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 1.1 следующего содержания изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания".
При этом в силу части 6 статьи 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", положения пункта 15 статьи 378.2, пункта 1.1 статьи 391 и пункта 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции данного Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Исходя из указанных положений и прямого указания, содержащегося в статье 52 Налогового кодекса Российской Федерации перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога для физических лиц может быть осуществлен не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом налога.
Так, для целей налогообложения кадастровой стоимости объектов недвижимости предусмотрена возможность пропорционального (в зависимости от количества месяцев в налоговом периоде) определения налоговой базы по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в случае изменения качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости в течение налогового периода; исключение возможности перерасчетов сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц, уплаченных налогоплательщиками на основании ранее направленных налоговых уведомлений за прошедшие налоговые периоды, за исключением случаев уменьшения суммы налога в результате такого перерасчета; применение для целей налогообложения измененной кадастровой стоимости с даты начала применения ошибочной (оспоренной) стоимости, а не с года подачи заявления об оспаривании.
Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, согласно пунктам 2 и 6 статьи 3 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 334-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 года и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Согласно Письму Минфина России от 22.04.2019 N 03-05-06-02/28783 для целей исчисления земельного налога кадастровая стоимость земельного участка, измененная на основании решения суда об установлении его рыночной стоимости, вступившего в силу после 1 января 2019 года, и внесенная в Единый государственный реестр недвижимости, учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, с учетом положений пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающих трехлетний предельный срок перерасчета земельного налога.
Такое правовое регулирование принято законодателем в рамках его дискреции в данной сфере и обеспечивает необходимый баланс частных и публичных интересов.
Таким образом, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов о том, что имеются основания для перерасчета земельного налога за налоговый период 2015 года в отношении земельных участков с кадастровыми номерами "адрес", расположенными по адресу: "адрес", так как 2015 год находится за пределами трехлетнего срока, предшествующего календарному году направления уточненного налогового уведомления в связи с перерасчетом.
Принимая решение судами первой и апелляционной инстанции не были учтены вышеуказанные нормы материального права.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации определяет задачи административного судопроизводства и принципы, в соответствии с которыми является правильное рассмотрение административных дел, а также законность и справедливость при разрешении административных дел.
В соответствии с пунктами 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованы судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 329 КАС РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
В соответствии со статьей 329 КАС РФ суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной инстанции и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд с указанием при необходимости на обязанность рассмотреть дело в ином составе судей.
При новом рассмотрении административного дела суду необходимо учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, исследовать за какой период было направлен налоговое уведомление, в связи с пересчетом налога.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Батайского городского суда Ростовской области от 12 марта 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 5 октября 2020 года отменить, направить административное дело на новое рассмотрение в Батайский городской суд Ростовской области в ином составе судей.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 июля 2021 года.
Председательствующий ФИО7
Судьи ФИО8
ФИО2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.