Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации Клетского муниципального района - ФИО11 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 7 апреля 2021 года по административному делу N 2а-210/2020 по административному исковому заявлению Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Межведомственной комиссии администрации Манойлинского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения межведомственной комиссии и понуждении к исполнению федерального законодательства.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, судебная коллегия
установила:
Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Межведомственной комиссии администрации Манойлинского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области, в котором просила признать незаконным решения межведомственной комиссии от 14 августа 2020 года в отношении многоквартирных домов NN2, 4 по ул. Астраханская в х. Манойлинского Клетского района Волгоградской области и обязать Межведомственную комиссию администрации Манойлинского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование и оценку указанных многоквартирных домов в порядке, установленном уложением N47, принять по результатам работы решение в соответствии с п. 47 Положения N47.
Решением Клетского районного суда Волгоградской области от 16 декабря 2020 года отказано инспекции в удовлетворении требований к Межведомственной комиссии администрации Манойлинского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения межведомственной комиссии и понуждении к исполнению федерального законодательства полностью. Административный иск Госжилнадзора к администрации Клетского муниципального района Волгоградской области удовлетворен в части: признаны незаконными решения межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений жилищного фонда Клетского муниципального района установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от 14 августа 2020 года в отношении многоквартирных домов NN2, 4 по ул. Астраханская в х. Манойлин Клетского района Волгоградской области. Отказано инспекции в административном иске к администрации Клетского муниципального района Волгоградской области в части обязания администрации Клетского муниципального района Волгоградской области в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование и оценку многоквартирных домов "адрес" в порядке, установленном Положением N47, принять по результатам работы решение в соответствии с пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 7 апреля 2021 года решение от 16 декабря 2020 года отменно. Административное дело по административному исковому заявлению Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области к Межведомственной комиссии администрации Манойлинского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения межведомственной комиссии и понуждении к исполнению федерального законодательства, подлежит направлению в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 22 апреля 2021 года администрация Клетского муниципального района области просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. В обоснование кассационной жалобы указано, что судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением судьи от 19 мая 2021 года кассационная жалоба с делом принята к производству Четвертого кассационного суда общей юрисдикции; приостановлено исполнение апелляционного определения от 7 апреля 2021 года до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 227 КАС РФ, в случае признания судом действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области в х. Манойлин Клетского района Волгоградской области провела обследование технического состояния многоквартирных домов "адрес" с составлением заключений от 8 июня 2020 года соответственно NN239/6, 239/7.
Указанные заключения направлены для рассмотрения в администрацию Манойлинского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области и принятия по ним решения в порядке, предусмотренном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N47.
Письмами NN201 и 222 от 21 августа и 22 сентября 2020 года администрация Манойлинского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области в адрес ИГЖН по Волгоградской области сообщила, что приняты решения о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении N47 требованиями.
Инспекция считает принятое административным ответчиком решение от 14 августа 2020 года незаконным, поскольку обследование многоквартирных домов согласно установленному Положением порядку не проводилось, в связи с чем заключения Инспекции не рассмотрены. Необоснованное затягивание рассмотрения вопроса о пригодности жилых домов межведомственной комиссией создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 15 ЖК РФ, Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, исходил из того что Межведомственная комиссия администрации Манойлинского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области не создавалась, ответчиком по делу быть не может. Принимая во внимание, что оспариваемое решение принято Межведомственной комиссией администрации Клетского муниципального района Волгоградской области, поэтому в качестве второго административного ответчика суд привлек администрацию Клетского муниципального района Волгоградской области.
Судом первой инстанции установлено, что Межведомственная комиссия, созданная постановлением Главы Клетского муниципального района Волгоградской области от 10 декабря 2018 года N794 "О межведомственной комиссии по оценке соответствия помещений жилищного фонда Клетского муниципального района установленным требованиям, признанию помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, и многоквартирных домов NN2, 4 по ул. Астраханская в х. Манойлин детского района Волгоградской области приняла решение о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении N47 требованиями. Об этом имеется заключение комиссии от 30 июля 2020 года, которое мотивировано тем, что для обеспечения безопасности и создания нормальных условий для постоянного проживания необходимо проведение капитального ремонта Комиссия приняла решение по результатам рассмотрения заключений административного истца NN239/6, 239/7 от 8 июня 2020 года о техническом состоянии указанных жилых домов.
В соответствии с требованиями абзаца пятого пункта 7 Положения N47 собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), за исключением органов и (или) организаций, указанных в абзацах втором, третьем и шестом настоящего пункта, привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
В нарушение этих требований ни один из собственников квартир много-квартирных домов "адрес", не привлечен к работе в комиссии с правом совещательного голоса.
Указанное обстоятельство само по себе хотя и не должно было повлиять на результаты работы комиссии, но, тем не менее, свидетельствует о нарушении процедуры признания помещения жилым помещением, жилого помещения не-пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установленной Положением N47.
Данная норма не включена в Положение, утверждённое постановлением Главы Клетского муниципального района Волгоградской области от 10 декабря 2018 года N794.
Состав членов комиссии, утвержденный постановлением от 10 декабря 2018 года N794, не соответствовал составу, указанному в принятых комиссией заключениях. Глава Манойлинского сельского поселения Литвиненко С.В. и консультант отдела ЖКХ администрации Клетского муниципального района Волгоградской области Краюшкин Д.П. указаны в составе Межведомственной комиссии администрации Клетского муниципального района Волгоградской области, но к ней не относятся, они не указаны, как привлечённые в соответствии с пунктом 2.2.3 Положения, утверждённого постановлением Главы Клетского муниципального района Волгоградской области от 10 декабря 2018 года N794.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административное исковое заявление Госжилнадзора подлежит удовлетворению в части признания незаконными решений межведомственной комиссии от 14 августа 2020 года в отношении многоквартирных домов "адрес". В остальной части в административном иске Госжилнадзору должно быть отказано ввиду того, что Межведомственная комиссия администрации Манойлинского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области не создавалась, решений не принимала.
Не согласившись с данными выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии с которым оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям (пункта 7).
В состав комиссии включаются, в том числе представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.
Поскольку вопросы признания жилых помещений непригодными (пригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, принявшей решение, соответствующие требования о признании незаконным решения могли быть заявлены именно к межведомственной комиссии - органу, в рамках компетенции которого в силу закона находится разрешение данного вопроса, и которым принято оспариваемое заключение.
Указанная комиссия, учитывая специфику рассмотрения административных дел по правилам КАС РФ и субъектный состав споров, вытекающих из публичных правоотношений, выступает в суде по названной категории дел в качестве административного ответчика.
Из материалов дела следует, что решения по заключениям ИГЖН по Волгоградской области в отношении многоквартирных домов по указаному адресу приняты межведомственной комиссией по оценке соответствия жилищного фонда Клетского муниципального района Волгоградской области.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции в нарушение положений ст. 43, 132 КАС РФ и указанных выше положений закона не привлек к участию в деле межведомственную комиссию по оценке соответствия жилищного фонда Клетского муниципального района Волгоградской области, образованную на основании постановления главы администрации Клетского муниципального района от 10 декабря 2018 года N 794.
Рассмотрение настоящего дела непосредственно затрагивает права и законные интересы межведомственной комиссии, поскольку решением районного суда, заключения межведомственной комиссии признаны незаконными, что свидетельствует о том, что суд разрешилвопрос о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ, направив дело на новое рассмотрение.
Судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте правильными, основанным на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся правоотношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой соглашается судебная коллегия.
Нарушений норм материального права, которые повлияли на исход дела не допущено, доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущено, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 7 апреля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения суда апелляционной инстанции принятое определением от 19 мая 2021 года отменить.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 12 июля 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
ФИО2
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.