Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Капункина Ю.Б, Монмаря Д.В.
рассмотрела кассационную жалобу Долгоносова А.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 23 декабря 2020 года, которым отменено решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 3 сентября 2020 года по административному исковому заявлению Долгоносова А.Н. к администрации г. Шахты об оспаривании постановления.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Долгоносов А.Н. обратился в Шахтинский городской суд Ростовской области с административным иском, в котором с учетом уточнения просил суд: считать пункт 4 постановления от 6 ноября 2019 года N недействительным с момента его издания; возложить на администрацию г. Шахты (далее - администрация) обязанность обратиться в Шахтинский отдел Управления Росреестра по Ростовской области с пакетом документов для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка площадью 702 кв. м, необходимого для объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" (далее - спорный земельный участок), с уточнением границ земельного участка; выполнить все необходимые действия, прямо предусмотренные нормами частей 4, 4.1 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П, а именно: выполнить проект межевания территории и межевой план земельного участка площадью 6300 кв. м, необходимых для разработки раздела проектной документации (генплан) с соблюдением требований норм Федерального закона N 123, СНиП, СП и ППБ.
В обоснование административного искового заявления Долгоносов А.Н. указал, что является собственником незавершенного строительством пятиэтажного 60-ти квартирного жилого дома с кадастровым номером "данные изъяты". Во исполнение постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2019 года по делу N, возложившего на администрацию обязанность утвердить схему расположения спорного земельного участка, административным ответчиком 6 ноября 2019 года принято постановление N, которым в редакции постановления от 25 ноября 2019 года N предварительно согласовано предоставление административному истцу спорного земельного участка при условии проведения работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка под объектом незавершенного строительства. Вместе с тем, как отмечает Долгоносов А.Н, тем же постановлением ему предложено обратиться в Управление Росреестра по Ростовской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, занимаемого принадлежащим ему объектом незавершенного строительства, что, по мнению административного истца, противоречит прямым требованиям действующего законодательства, согласно которым именно на уполномоченном органе лежит обязанность сформировать земельный участок под многоквартирным домом по заявлению собственника.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 3 сентября 2020 года административный иск удовлетворен, пункт 4 постановления от 6 ноября 2019 года N признан недействительным с момента его издания; на администрацию возложена обязанность выполнить все необходимые действия для постановки спорного земельного участка на кадастровый учет.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что формирование земельного участка, на котором расположен жилой многоквартирный дом, относится к области публичных правоотношений, ввиду чего органы государственной власти или местного самоуправления, на которые возложена такая обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 23 декабря 2020 года решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 3 сентября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований к администрации об оспаривании постановления Долгоносову А.Н. отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 мая 2021 года, Долгоносов А.Н. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 23 декабря 2020 года и оставлении в силе решения Шахтинского городского суда Ростовской области от 3 сентября 2020 года. Ссылается на неприменение судом апелляционной инстанции пункта 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), являющегося обязательным для суда общей юрисдикции. Также считает, что судебной коллегией допущено неправильное применение и толкование норм материального права.
Определением судьи от 27 мая 2021 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 данного Кодекса.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Конституция Российской Федерации гарантирует право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений должностных лиц (статья 46).
Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца может быть принято только в том случае, если таковые имели место со стороны административного ответчика и суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, Долгоносов А.Н. является собственником объекта незавершенного строительства площадью 430 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты", находящегося по адресу: "адрес"
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 октября 2019 года по делу N по иску ИП Долгоносова А.Н. к администрации признан незаконным отказ администрации в утверждении схемы расположения земельного участка под объектом недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты", выраженный в уведомлении от 25 декабря 2018 года N об отказе в предоставлении муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" в силу его противоречия Земельному кодексу Российской Федерации (далее - ЗК РФ) с возложением на администрацию обязанности утвердить схему расположения спорного земельного участка.
Во исполнение данного судебного акта постановлением администрации от 6 ноября 2019 года N в редакции постановления от 25 ноября 2019 года N предварительно согласовано предоставление Долгоносову А.Н. спорного земельного участка при условии проведения работ по его образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, утверждена схема расположения земельного участка под объектом незавершенного строительства со следующими характеристиками: адрес - "адрес"; категория земель - земли населенных пунктов; территориальная зона - зона многофункциональной застройки ОЖ/06, подзона Б; разрешенное использование земельного участка - многоквартирные жилые дома; площадь - 702 кв. м, образован из земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. Долгоносову А.Н. рекомендовано обратиться в Управление Росреестра по Ростовской области или многофункциональный центр без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка под объектом незавершенного строительства со следующими характеристиками: адрес - "адрес"; категория земель - земли населенных пунктов; территориальная зона - зона многофункциональной застройки ОЖ/06, подзона Б; разрешенное использование земельного участка - многоквартирные жилые дома; площадь - 702 кв. м.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них, в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, осуществляется без проведения торгов.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 названного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 данной статьи.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 ЗК РФ).
В силу пунктов 3, 4 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в форме электронного документа.
В случае, если подготовку схемы расположения земельного участка обеспечивает гражданин в целях образования земельного участка для его предоставления гражданину без проведения торгов, подготовка данной схемы может осуществляться по выбору указанного гражданина в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (пункт 9 статьи 11.10 ЗК РФ).
Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда исходила из того, что судом допущены нарушения норм материального права.
Так, признавая оспариваемое решение незаконным в части, суд первой инстанции руководствовался, в том числе, частью 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которой образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления, для чего уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Между тем диспозиция указанной нормы предполагает применение соответствующих положений только в тех случаях, когда на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, располагается многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещения в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Доказательства принадлежности Долгоносову А.Н. на праве собственности объекта, соответствующего определению, данному в Положении от 29 января 2006 года N 47, суду не представлены. Материалами дела подтверждается и не оспорено надлежащими доказательствами, что административному истцу на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, не обладающий техническими характеристиками многоквартирного дома и не имеющий в своем составе жилых помещений, состоящих на кадастровом учете.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что на образованном постановлением администрации от 6 ноября 2019 года N, но не прошедшем процедуру межевания и не поставленным на учет, земельном участке находится принадлежащий административному истцу объект, незавершенный строительством, не выступающий до настоящего времени в гражданском обороте в качестве многоквартирного жилого дома ни формально, ни фактически, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что по правилам статей 11.3, 39.14 ЗК РФ выполнение кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденной (тем же постановлением) схемой расположения земельного участка обеспечивается заинтересованным лицом, которым, применительно к обстоятельствам дела, выступает сам Долгоносов А.Н.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении и толковании норм материального права, являются несостоятельными, сводятся к оспариванию обоснованности выводов об установленных фактических обстоятельствах и в соответствии со статьей 328 КАС РФ не являются основаниями для отмены судебного акта в кассационном порядке.
По существу, доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 23 декабря 2020 года, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными исходя из норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Долгоносова А.Н. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 9 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.