Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Иванова А.Е. и Усенко Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чернышевой Е.А, действующей в интересах Собрания депутатов Красносулинского района Ростовской области, на решение Ростовского областного суда от 28 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства об оспаривании нормативного правового акта в части.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав заключение прокурора Костюка А.И, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель Федерального агентства лесного хозяйства (далее также - Рослесхоз) по доверенности Ли Ф.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействующим со дня принятия решения Собрания депутатов Красносулинского района Ростовской области от 24 сентября 2018 года N 338 "Об утверждении генерального плана Божковского сельского поселения" в части включения в границы Божковского сельского поселения земель лесного фонда общей площадью 3684 квадратных метров месторасположением:
1) Красносулинское участковое лесничество Шахтинского лесничества Ростовской области - "адрес", части выделов 15, 16 площадью пересечения 2175 кв. м;
2) Красносулинское участковое лесничество Шахтинского лесничества Ростовской области - "адрес", часть выдела 11 площадью пересечения 1509 кв. м.
Решением Ростовского областного суда от 28 июля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 года, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной представителем Собрания депутатов Красносулинского района Ростовской области по доверенности Чернышевой Е.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене указанных судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Кассационная жалоба, поступившая в суд первой инстанции 14 мая 2021 года, определением судьи кассационной инстанции от 7 июня 2021 года с делом передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав заключение прокурора Костюка А.И, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В кассационной жалобе указано на неправильное применение норм материального права, нарушение и неправильное применение норм процессуального права, а также на несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела.
На основании части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого акта, утверждение генерального плана поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Закона N 131-ФЗ).
Муниципальное образование Божковское сельское поселение является муниципальным образованием со статусом сельского поселения (статья 2 Областного закона Ростовской области от 27 декабря 2004 года N 232-ЗС "Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования "Красносулинский район" и муниципальных образований в его составе") и входит в состав муниципального образования "Красносулинский район".
Частью 1.2 статьи 12 Областного закона Ростовской области от 28 декабря 2005 года N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" принятие генерального плана сельского поселения исключено из вопросов местного значения сельских поселений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Устава муниципального образования "Красносулинский район", принятого решением Собрания депутатов Красносулинского района от 14 января 2015 года N 431, к вопросам местного значения Красносулинского района относится принятие генеральных планов поселений.
Оспариваемое решение принято уполномоченным органом в надлежащей форме и опубликовано в установленном порядке.
Генеральным планом установлены границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования Божковское сельское поселение Красносулинского муниципального района Ростовской области.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (пункт 1 статьи 8 ЗК РФ). Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 ЗК РФ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 данного Федерального закона допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Лесные кварталы 50, 52 Красносулинского участкового лесничества Шахтинского лесничества входят в состав земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 13363000 кв. м, месторасположением: Ростовская область, Красносулинский район, относящегося к землям лесного фонда, находящимся в собственности Российской Федерации (право собственности зарегистрировано в органах Росреестра 13 июля 2004 года).
В ходе мероприятий, осуществленных филиалом ФГБУ "Рослесинфорг" "Воронежлеспроект", установлено наложение границ двух населенных пунктов Божковского сельского поселения "адрес" и земель лесного фонда, относящихся к Красносулинскому участковому лесничеству Шахтинского лесничества Ростовской области, площадью 3684 кв. м:
1) Красносулинское участковое лесничество Шахтинского лесничества Ростовской области - "адрес", части выделов 15, 16 площадью пересечения 2175 кв. м;
2) Красносулинское участковое лесничество Шахтинского лесничества Ростовской области - "адрес", часть выдела 11 площадью пересечения 1509 кв. м.
Нормы части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации обусловливают необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.
Из Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 (в редакции, действовавшей в период подготовки проекта Генерального плана), следует, что Рослесхоз был уполномочен осуществлять согласование включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов на дату утверждения оспариваемого нормативного правового акта.
Рослесхоз осуществляет: рассмотрение в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда или земельных участков земель лесного фонда в земли других (иных) категорий (подпункт 5.4.2); рассмотрение проектов генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции (подпункт 5.4.3).
В нарушение норм статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Генерального плана утвержден без согласования с Рослесхозом.
Исходя из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1, части 12 статьи 25 названного Кодекса, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в определении от 3 февраля 2010 года N 238-О-О, об особом правовом режиме лесного фонда отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы поселения лесных участков, является существенным нарушением порядка принятия указанного документа территориального планирования.
В силу части 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, применяемой к спорным отношениям) местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, частям лесотаксационных выделов, их границам и площади.
Кадастровый учет лесных участков до 1 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", согласно положениям части 6 статьи 47 которого участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Право собственности Российской Федерации на вышеуказанный лесной участок подтверждено свидетельством о государственной регистрации права.
Наложение границ населенных пунктов на земли лесного фонда подтверждено материалами дела, в том числе результатами выполненного ФГБУ "Рослесинфорг" картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенных пунктов Божковского сельского поселения, выписками из государственного лесного реестра, схемами графического совмещения границ населенных пунктов с границами лесных участков.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований.
Поскольку судами нижестоящих инстанций не были допущены неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, а изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ростовского областного суда от 28 июля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 5 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 15 июля 2021 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи А.Е. Иванов
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.