Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Монмаря Д.В.
судей Карасовой Н.Х, Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Дрожжиной Л.П. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 января 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Дрожжиной Л.П. к администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, Восходненскому сельскому совету Красногвардейского района, заинтересованные лица: УПФ Российской Федерации в Дзержинском районе Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым, комиссия по установлению ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Восходненское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности выполнить определенные действия, заслушав доклад судьи Монмаря Д.В,
УСТАНОВИЛА:
Дрожжина Л.П. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым от 07.07.2020 N 1 и обязать Восходненское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым принять решение об установлении ежемесячной доплаты к пенсии административному истцу как лицу, замешавшему муниципальную должность в муниципальном образовании Восходненского сельского поселения Красногвардейского района с 01.10.2019, а также выплатить ежемесячную доплату к пенсии за период с 01.10.2019 по день принятия судом решения по делу.
Требования административного иска мотивированы тем, что
Дрожжина Л.П. является лицом, имеющим право на получение доплаты к пенсии на основании статьи 4 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-ЗРК/2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым"", в связи с чем считает обжалуемое решение Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замешавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Восходненское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым об отказе в установлении ежемесячной доплаты к пенсии по приведенным в нем основаниям, незаконным, нарушающим права и законные интересы административного истца.
Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 28 сентября 2020 года требования административного иска удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Восходненское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым N 1 от 07.07.2020 об отказе Дрожжиной Л.П. в установлении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Законом Республики Крым N302-ЗРК/2016 от 23.11.2016
На Восходненское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым возложена обязанность в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Дрожжиной Л.П. от 18.10.2019 об установлении ей ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости на основании статьи 4 Закона N302-ЗРК/2016 от 23.11.2016. В остальной части требований отказано
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 января 2021 года решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 28 сентября 2020 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований иска отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд 11.05.2021, ставится вопрос об отмене апелляционного определения, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что с 12.01.2006 Дрожжина Л.П. является получателем пенсии по старости.
С 30.09.2014 по 02.10.2019 административный истец занимала должность председателя сельского совета Красногвардейского района Республики Крым, которую с 02.12.2014 совмещала с должностью главы Администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым.
18.10.2019 Дрожжина Л.П. обратилась к председателю Восходненского сельского поселения Красногвардейского района с заявлением об установлении ей, как замещавшей муниципальную должность председателя Восходненского сельского совета - главы Администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости на основании статьи 4 Закона Республики Крым N302-ЗРК/2016 от 23.11.2016 "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республики Крым и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым"".
Обжалуемым решением Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к пенсии липам, замещавшим муниципальные должности в муниципальном образовании Восходненское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, от 07.07.2020 N 1
Дрожжиной Л.П. отказано в установлении ежемесячной доплаты на основании Закона N302-ЗPK/2016, поскольку она достигла пенсионного возраста не в период осуществления ею полномочий в должностях председателя Восходненского сельского совета и главы администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, а ранее, еще в 2006 году.
Удовлетворяя требования административного иска в части, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение административного органа основано на неверном толковании нормы права, определяющей сложившиеся между сторонами правоотношения, которая не ставит назначение доплаты к пенсии в зависимость от периода осуществления им полномочий в муниципальной должности.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами, указав, что правовое значение при разрешении данного спора имело определение момента, когда Дрожжина Л.П. приобрела право на страховую пенсию, а не когда она прекратила осуществлять полномочия председателя сельского совета, а также главы администрации, поскольку на момент начала полномочий административный истец уже достигла пенсионного возраста.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Статьей 30.1 Устава Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, с учетом решения N LII Восходненского сельского совета Красногвардейского района Республики Крым от 14.12.2018 N 1/472-LII о внесении изменений в Устав муниципального образования Восходненсокое сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, предусмотрено, что депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливаются дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно).
Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе в период пенсионного возраста или потерявших в это время трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных по основаниям, предусмотренным абзацем 7 части 16 статьи 35, пунктами 2, 1, 3, 6-9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7, 1, пунктами 5-8 части 1,. частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Согласно части 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств местных бюджетов, регулируются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от 23 ноября 2016 года N302-ЗРК "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности в Республике Крым и внесении изменения в статью 28 Закона Республики Крым "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" лица, замещавшие муниципальные должности на постоянной основе не менее трех лег, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность период осуществления ими полномочий по указанной должности, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, абзацем 7 части 16 статьи 35, частью 7 статьи 35.1, пунктами 2.1. 2, 2.1, 2.2 статьи 73 Федерального закона N131-ФЗ, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии.
Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается к страховой пенсии по возрасту и (инвалидности) либо к пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Постановлением Совета министров Республики Крым от 21 февраля 2017 года утвержден Порядок обращения за установлением ежемесячной доплаты к пенсии, перерасчетом ее размера лицам, замещавшим муниципальные должности в Республике Крым (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка право на установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" имеют лица, замещавшие муниципальные должности в Республике Крым на постоянной основе не менее трех лет, достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по указанной должности, освобожденные от указанных должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, абзацем седьмым части 16 статьи 35, частью 7 статьи 35.1, пунктами 2.1, 3, 6 -9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 -8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1, 2, 2.1, 2.2 статьи 73 Федерального закона N131-ФЗ.
Как следует из части 1 статьи 45 Устава муниципального образования Восходненское сельское поселение Красногвардейского района Республики Крым, утвержденного решением IV сессии I созыва Восходненского сельского совета от 24.11.2014 N 1/23-VI, Председателю Восходненского сельского совета обеспечиваются условия для осуществления своих полномочий, в том числе выплата денежного содержания, предоставление основного и дополнительного оплачиваемых отпусков, служебных помещений, средств связи, транспортное, медицинское обслуживание.
В соответствии со статьей 56 Устава социальные и иные гарантии деятельности председателя Восходненского сельского совета, иных должностных лиц Поселения, депутатов Восходненского сельского совета определяются в соответствии с Законом Республики Крым о гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления в Республики Крым и решениями Восходненского сельского совета.
Из материалов дела следует, что Дрожжиной Л.П. пенсия по возрасту установлена с 12.01.2006.
Учитывая вышеизложенное, поскольку на момент начала полномочий административный истец уже достигла пенсионного возраста, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене определения суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных доказательств.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, апелляционное определение второй инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 27 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 20 июля 2021 года.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Н.Х. Карасова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.