Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Якубовской Е.В, Егоровой Е.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.Ю. к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Севастопольский государственный университет" третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство образования и науки Российской Федерации о возложении обязанности выплатить денежную компенсацию по выпуску из учебного заведения по кассационной жалобе П.Ю. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 20.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 07.12.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав П.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
П.Ю. обратился в суд с иском к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего образования "Севастопольский государственный университет" (далее - ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет") о возложении обязанности выплатить денежную компенсацию по выпуску из учебного заведения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство образования и науки Российской Федерации.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 20.08.2020 в удовлетворении исковых требований П.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 07.12.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
В кассационной жалобе П.Ю. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов не верно дана оценка фактическим обстоятельствам по делу, судами необоснованно отказано в компенсации мер социальной поддержки истцу.
В судебном заседании П.Ю. поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав кассатора, явившегося в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П.Ю, являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Приказом ФГАОУ ВО "Севастопольский государственный университет" от ДД.ММ.ГГГГ N-с П.Ю. зачислен на первый курс очной формы обучения за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-с П.Ю. отчислен с ДД.ММ.ГГГГ из ФГБОУ ВО "Севастопольский государственный университет" в связи с завершением обучения.
ДД.ММ.ГГГГ П.Ю. обратился в образовательное учреждение с заявлением о замене меры социальной поддержки в виде одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования их денежной компенсацией в связи с окончанием обучения, указав соответствующий счет банковской карты.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ П.Ю. указано на отсутствие оснований к выплате денежной компенсации по причине достижениям им возврата 23 лет на момент окончания учебного заведения.
Не согласившись с данным отказом П.Ю, обратился в суд.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что доводы П.Ю. о том, что дополнительные гарантии по социальной поддержке предоставляются выпускникам указанных учреждений перечисленных категорий лиц независимо от достижения ими возраста 23 лет, не основаны на законе.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов в том числе социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Правоотношения в указанной сфере на федеральном уровне урегулированы в том числе Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 3 которого определено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 5Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; аналогичные нормы закреплены в статье 26.3-1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
В соответствии с абзацем 4 пункта 7 ст. 6 Федерального закона N 159-ФЗ выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в размере и в порядке, которые утверждены законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, вышеназванная норма предусматривает обеспечение бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием, в том числе выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшихся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Следовательно, вышеназванной нормой федерального закона определена конкретная категория выпускников, имеющих право на перечисленное в этой статье дополнительное социальное обеспечение при выпуске из указанных образовательных организаций.
Понятия той или иной категории лиц, применяемые в настоящем Федеральном законе и в том числе в абзаце 4 пункта 7 ст. 6 этого закона, приведены в ст. 1 данного федерального закона.
Так, в соответствии с абзацами 2 и 3 статьи 1 Федерального закона N 159-ФЗ к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно абзацу 4 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в силу положений абзаца 5 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
Таким образом, определенные абзацем 4 пункта 7 ст. 6 названного Федерального закона конкретные категории выпускников, возраст которых не превышает 23 лет, имеют право на указанное в этой норме дополнительное социальное обеспечение при их выпуске из образовательной организации.
Каких-либо исключений относительно возраста перечисленной категории лиц ни абзац 4 пункта 7 ст. 6, ни какая-либо другая норма вышеназванного Федерального закона не содержит.
Указанная норма Федерального закона N 159-ФЗ сохраняет за этими лицами лишь до завершения обучения право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, под которыми в соответствии с абзацем 10 ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ следует понимать предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, при получении профессионального образования и (или) при прохождении профессионального обучения бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря или возмещение их полной стоимости, предоставление жилого помещения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", законодательно закрепленных дополнительных мер по социальной защите прав указанных лиц, а также бесплатное оказание медицинской помощи до завершения обучения по указанным образовательным программам.
А под дополнительными гарантиями по социальной поддержке согласно абзацу 12 ст. 1 того же Федерального закона понимаются законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность получения вышеперечисленных гарантий указанными в абзаце 2 пункта 3 ст. 6 Федерального закона N 159-ФЗ лицами после достижения ими возраста 23 лет лишь в период их обучения, тогда как в данном случае оспариваемыми нормами предусмотрено дополнительное обеспечение перечисленных в законе лиц одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием, единовременным денежным пособием после завершения их обучения в указанных образовательных организациях. Возможности получения указанного обеспечения после достижения данными лицами возраста 23 лет абзац 4 пункта 7 ст. 6 Федерального закона N 159-ФЗ не предусматривает.
При вынесении оспариваемых судебных постановлений судами не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемых судебных постановлениях, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 20.08.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 07.12.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу П.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Е.В. Якубовская
Е.С. Егорова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.