Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Макаровой Е.В, судей Харитонова А.С, Хаянян Т.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Северского района Краснодарского края к индивидуальному предпринимателю Иванченко Илье Андреевичу, администрации Северского сельского поселения об обязании устранить нарушения на скважинах, по кассационной жалобе администрации Северского сельского поселения и кассационному представлению прокурора Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Макаровой Е.В, судебная коллегия
установила:
Прокурор Северского района обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Иванченко И.А. (далее - предприниматель) и администрации Северского сельского поселения Северского района (далее - администрация) с иском, в котором просил возложить на предпринимателя и администрацию обязанность: на скважине N 3 (N 58282) устранить нарушение пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.4, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 и обустроить на территории скважины дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов, спланировать территорию скважины для отвода ливневого стока за ее пределы, обеспечить полное ограждение территории с охраной, оборудовать сооружение водопровода с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины, установить прибор для систематического контроля соответствия фактического дебита; на скважине N 5 (N 4391) устранить нарушение пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 и обустроить на территории скважины дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов, спланировать территорию скважины для отвода ливневого стока за ее пределы, обеспечить целостность трубы подачи воды на вход в павильон; на скважине N 1 (N 72930) устранить нарушение пунктов 1.6, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 и обеспечить соблюдение границ 1 пояса СЗО, обустроить на территории скважины дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов, спланировать территорию скважины для отвода ливневого стока за ее пределы; на скважине "Усинская" (N 7716) устранить нарушение пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 и обустроить на территории скважины дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов, спланировать территорию скважины для отвода ливнёвого стока за ее пределы, оборудовать сооружение водопровода с учётом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины, обеспечить отсутствие на территории скважины
высокоствольных деревьев; на скважине "ЦРБ" устранить нарушение пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 и обустроить на территории скважины дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов, спланировать территорию скважины для отвода ливневого стока за ее пределы, оборудовать сооружение водопровода с учётом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины, обеспечить отсутствие на территории скважины высокоствольных деревьев; на скважине N 12 (N 7756) устранить нарушение пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 и обустроить на территории скважины дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов, оборудовать сооружение водопровода с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины; на скважине N 7 (N 58281) устранить нарушение пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.4, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 и обустроить на территории скважины дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов, оборудовать сооружение водопровода с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины, устранить неисправность аппаратуры для систематического контроля соответствия фактического дебита.
Решением Северского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2020 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2021 года решение Северского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2020 года отменено в части удовлетворения исковых требований прокурора Северского района к предпринимателю о возложении обязанности устранить нарушения на скважинах. В удовлетворении данных требований суд отказал. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация и в кассационном представлении прокурор ставят вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности.
Администрация указывает на то, что предприниматель не заявлял требований в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), недостатки которого не могли быть выявлены при его передаче концессионеру и возникшие по вине концедента, а равно принял имущество, которое соответствует описанию и назначению, технико-экономическим показателям. Исковые требования прокурора к администрации, по своей сути, являются предметом концессионного соглашения. Несоблюдение предпринимателем санитарно-эпидемиологических требований к организации питьевого водоснабжения идет в разрез с целями государственной политики в сфере холодного водоснабжения, а также может вести к потреблению населением некачественной питьевой воды, опасной в эпидемиологическом отношении и вредной по химическому составу, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, употребляющих поставляемую индивидуальным предпринимателем питьевую воду.
Прокуратура указывает на то, что концессионное соглашение не подписано третьей стороной - субъектом Российской Федерации, в связи с чем является незаключенным. Предметом судебного разбирательства являлись исковые требования прокурора о возложении обязанности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем выполнения мероприятий, обязательных для первого пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения. Обязанность по соблюдению норм санитарно-эпидемиологического законодательства и выполнению мероприятий, обязательных для первого пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, возлагается на администрацию, как на собственника объектов, и на предпринимателя, как на лицо, фактически эксплуатирующее источники централизованного водоснабжения в своей предпринимательской деятельности в целях поставки питьевой воды потребителям. Выполнение мероприятий, обязательных для первого пояса зоны санитарной охраны, не может быть предметом концессионного соглашения, поскольку не относятся к мероприятиям по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения. Указанные обязанности подлежат исполнению не в силу складывающихся договорных отношений между муниципалитетом и эксплуатирующей организацией по распоряжению муниципальным имуществом, а в силу установленных норм закона. Указывая на отсутствие у предпринимателя обязанностей по утверждению проекта зоны санитарной охраны, апелляционный суд не учитывает, что прокурором не были заявлены данные требования.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В судебное заседание ИП Иванченко И.А. не явился.
Руководствуясь положениями части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав поддержавшую доводы жалобы представителя администрации Северского сельского поселения Имшенецкую Д.А, действующую на основании доверенности N2810 от 9 октября 2020 года, выслушав прокурора Стрелковского С.Н, полагавшего апелляционное определение подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции допущены были.
Судами установлено, что согласно письму начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Северском, Абинском и Крымском районах Вечерней Г.А. от 29 января 2020 года N 23-12-25/02-2019, специалистом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах 28 января 2020 года совместно с помощником прокурора Северского района проведен осмотр скважин, эксплуатируемых предпринимателем, на территории ст. Северской.
В ходе осмотра установлено, что из 14 скважин в рабочем состоянии находится 12, скважины N 6 и N 9 выведены из эксплуатации сроком более 6 месяцев. Территория водозабора включает в себя наземный и два подземных резервуара накопителя, также на территории водозабора в отдельном павильоне находится скважина N 4. Скважина N 3: отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов; территория не спланирована для отвода ливневого стока за ее пределы; территория зоны строгого режима ограждена частично и не обеспечена охраной; сооружение водопровода не оборудовано с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины; не установлен прибор для систематического контроля соответствия фактического дебита. Это является нарушением пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.4, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения". Скважина N 5: отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов; территория не спланирована для отвода ливневого стока за ее пределы. В результате порывов на территории 1 пояса ЗСО образовался искусственный водоем. Целостность трубы подачи воды на вход в павильон нарушена, что не предотвращает возможность загрязнения питьевой воды. Это является нарушением пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1 1 10-02. Скважина N 1: фактически не соблюдается граница 1 пояса СЗО; отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов; территория не спланирована для отвода ливневого стока за ее пределы, что является нарушением пунктов 1.6, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02. Скважина N 2: отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов. Скважина "Усинская": отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов; территория не спланирована для отвода ливневого стока за ее пределы; сооружение водопровода не оборудовано с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины.
Фактически территория заболочена, пройти в павильон не представилось возможным; допущена высадка высокоствольных деревьев. Это является нарушением пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.2, 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1 110-02. Скважина "ЦРБ": отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов; территория не спланирована для отвода ливневого стока за ее пределы; сооружение водопровода не оборудовано с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины; допущена высадка высокоствольных деревьев. Это является нарушением пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. Скважина N 12: отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов; сооружение водопровода не оборудовано с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины, что является нарушением пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02. Скважина N 7: отсутствуют дорожки с твердым покрытием к сооружениям водозаборов; сооружение водопровода не оборудовано с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовок и устье скважины; аппаратура для систематического контроля соответствия фактического дебита находится в неисправном состоянии. Это является нарушением пунктов 3.2.1.1, 3.2.1.4, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02.
В материалы дела также представлены свидетельства о государственной регистрации права от 18 мая 2015 года, а также свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АК N 444028 от 11 января 2012 года и выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 31 июля 2018 года N N, согласно которым собственником скважины N 58282 с кадастровым номером N, расположенной по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, скважина N 58282; скважины N 4391 с кадастровым номером N, расположенной по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, скважина N 4391; скважины N 72930 с кадастровым номером 23:26:0104031:344, расположенной по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, скважина N 72930; скважины N 7716 с кадастровым номером N, расположенной по адресу: Краснодарский край, Северский район, Усинский мк р-н; Артезианской Скважины аварийного водоснабжения МУЗ Северской ЦРБ, общей глубиной 85 п.м, назначение: нежилое. Инвентарный номер: 035166. Литер I, расположенной по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, Базарная; скважины N 7756 с кадастровым номером N, расположенной по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, скважина N 7756; скважины N 58281 с кадастровым номером N, расположенной по адресу: Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, скважина N 58281, является Северское сельское поселение Краснодарского края.
В соответствии с Концессионным соглашением в отношении имущества Северского сельского поселения Северского района, объектом которого является Северское водопроводно-канализационное хозяйство был составлен акт приема-передачи от 01 января 2019 года по условиям которого, администрация передала, а предприниматель принял следующее имущество, входящее в состав объекта соглашения и иного имущества: в том числе, скважину N 58282, скважину N 4391, скважину N 72930, скважину N 7756, скважину N 58281, скважину N 7716, Артезианскую скважину аварийного водоснабжения МУЗ Северской ЦРБ.
Выявленные в ходе осмотра нарушения СанПиН послужили основанием для обращения прокурора в суд с иском.
Согласно 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношении; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер но организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Как указано в пунктах 1.2, 1.3 и 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения", настоящие СанПиН определяют санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
Согласно пункту 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02, организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода.
В пункте 3.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 указано, что мероприятия предусматриваются для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением. Они могут быть единовременными, осуществляемыми до начала эксплуатации водозабора, либо постоянными, режимного характера. Целью мероприятий является сохранение постоянства природного состава воды в водозаборе путем устранения и предупреждения возможности ее загрязнения.
Пунктом 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 предусмотрено, что территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Как указано в пункте 3.2.1.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
В силу пункта 3.2.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02, водопроводные сооружения, расположенные, в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
В соответствии с пунктом 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02, все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
Удовлетворяя заявленные требования в части возложения на администрацию обязанности устранить нарушения на скважинах, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что не соблюдение администрацией санитарно-эпидемиологических требований к организации питьевого водоснабжения идет вразрез с целями государственной политики в сфере холодного водоснабжения, а также может вести к потреблению населением некачественной питьевой воды, опасной в эпидемиологическом отношении и вредной по химическому составу, что создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Отказывая в удовлетворении требований к предпринимателю, апелляционный суд не учел следующее.
Требования прокурора о возложении обязанности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем выполнения мероприятий, обязательных для первого пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения не ставятся в зависимость от заключенности концессионного соглашения. Выполнение мероприятий, обязательных для первого пояса зоны санитарной охраны, не может быть предметом концессионного соглашения, поскольку не относятся к мероприятиям по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения.
Обязанность по соблюдению норм санитарно-эпидемиологического законодательства и выполнению мероприятий обязательных для первого пояса зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, возлагается на предпринимателя, как на лицо, фактически эксплуатирующее источники централизованного водоснабжения в своей предпринимательской деятельности в целях поставки питьевой воды потребителям. Указывая на отсутствие у предпринимателя обязанностей по утверждению проекта зоны санитарной охраны, апелляционный суд не учитывает, что прокурором не были заявлены данные требования.
Ссылаясь на отсутствие у предпринимателя возможности осуществления работ по вырубке деревьев, в связи с отсутствием права собственности на земельные участки, апелляционной суд не учитывает, что Законом Краснодарского края от 23.07.2015 N 3226-K3 в статью 4 Закона Краснодарского края от 23.04.2013 N 2695-КЗ "Об охране зеленых насаждений в Краснодарском крае" внесены изменения, согласно которым пункт 1 части 2 статьи 4, предусматривающий обязанность по предоставлению правоустанавливающих документов на земельный участок для получения порубочного билета, утратил силу. Указанные изменения вступили в силу с 25.07.2015.
В силу пункта 4 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений.
При таких обстоятельствах апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2021 года подлежит отмене, а решение Северского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2020 года оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2021 года отменить, оставить в силе решение Северского районного суда Краснодарского края от 23 сентября 2020 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.