Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Бетрозовой Н.В, Губаревой С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красовского Василия Ивановича к Государственному учреждению - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации Астраханской области N2 о признании незаконным решения, признании права на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии
по кассационной жалобе представителя Государственного учреждения - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации Астраханской области N2 на апелляционное определение Астраханского областного суда от 10 февраля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Красовский В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области (далее - ГУ-УПФР в Наримановском районе Астраханской области), в котором просил:
- признать незаконным решение ГУ-УПФР в Наримановском районе Астраханской области об отказе ФИО1 в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости;
- признать за Красовским В.И. право на установление повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как члену колхоза в период работы в колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области с 26 января 1968 года по 13 марта 2002 года;
-возложить на ГУ-УПФР в Наримановском районе Астраханской области обязанность произвести Красовскому В.И. перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 09 декабря 2020 года иск Красовского В.И. удовлетворен частично.
Признано незаконным решение ГУ-УПФР в Наримановском районе Астраханской области N N от 09 сентября 2020 года об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в части отказа во включении Красовскому В.И. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периода работы с 01 января 1992 года по 31 декабря 1995 года в должности тракториста в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области.
На ГУ-УПФР в Наримановском районе Астраханской области возложена обязанность включить Красовскому В.И. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период работы с 01 января 1992 года по 31 декабря 1995 года в должности тракториста в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области.
В удовлетворении остальной части исковых требований Красовского В.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 февраля 2020 года решение Наримановского районного суда Астраханской области от 09 декабря 2020 года отменено в части отказа во включении Красовскому В.И. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периода членства и работы с 01 января 1996 года по 30 сентября 2000 года в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области.
Признано незаконным решение ГУ-УПФР в Наримановском районе Астраханской области N N от 09 сентября 2020 года об отказе в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в части отказа во включении Красовскому В.И. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период членства и работы с 01 января 1996 года по 30 сентября 2000 года в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области.
На ГУ-УПФР в Наримановском районе Астраханской области возложена обязанность включить Красовскому В.И. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период членства и работы с 01 января 1996 года по 30 сентября 2000 года в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области и установить Красовскому В.И. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с 01 октября 2020 года.
В остальной части решение Наримановского районного суда Астраханской области от 09 декабря 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель ГУ-УПФР в Наримановском районе Астраханской области просит отменить апелляционное определение в связи с нарушением норм материального права, направив дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов кассационной жалобы представитель ГУ-УПФР в Наримановском районе Астраханской области полагает, что суд апелляционной инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что отсутствие в Списке N N должности "рыбак", при наличии в данном Списке указания на рабочих всех наименований, занятых растениеводством, животноводством и рыбоводством, к которой относится истец, не лишает Красовского В.И. права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поскольку судебной коллегией не было установлено, что истец в должности "рыбак" или "на рабочих всех наименовании" был занят на работах в растениеводстве, животноводстве и рыбоводстве. Указывает, что сама по себе должность "рыбак" говорит о занятости непосредственно в "рыболовстве", однако, данный вид деятельности колхоза "Волга" не поименован Списком. Кроме этого, при определении стажа в сельском хозяйстве необходимо устанавливать связь профессии, должности с работой или производством в сельском хозяйстве, указанном в первом разделе Списка. Если из документов усматривается, что этой связи нет, то право на включение такого периода в сельский стаж отсутствует, независимо от членства в колхозе. Полагает, что само по себе членство в колхозе после 01 января 1992 года в отсутствие иных обстоятельств, являющихся элементами соответствующего юридического состава, не порождает у Красовского В.И. права на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Поскольку на день обращения истцом за перерасчетом повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости 03 сентября 2020 года стаж истца составил 23 года 11 месяцев 6 дней, то не представляется возможным назначить Красовскому В.И. повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости с 01 октября 2020 года.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, истец просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что с 27 июля 2006 года Красовский В.И. является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
03 сентября 2020 года Красовский ВИ. обратился в ГУ-УПФР в Наримановском районе Астраханской области с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01 января 2019 года в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
09 сентября 2020 года ответом ГУ-УПФР в Наримановском районе Астраханской области N N Красовскому В.И. отказано в установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку стаж работы истца в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, составляет 23 года 11 месяцев 06 дней (с 26 января 1968 года по 31 декабря 1991 года).
Период работы Красовского В.И. в должности тракториста в Рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области с 01 января 1992 года по 31 декабря 1995 года не включен в стаж работы истца в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, поскольку основным видом деятельности колхоза являлась рыбная ловля, а период работы в должности рыбака с 01 января 1996 года по 30 сентября 2000 года - поскольку профессия не поименована Списком, а основным видом деятельности колхоза "Волга" являлась рыбная ловля.
Разрешая спор, и частично удовлетворяя исковые требования Красовского В.И, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Список N N), Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N958н, исходил из того, что выполняемая Красовским В.И. работа в рыболовецком колхозе "Волга" в должности тракториста с 01 января 1992 года по 31 декабря 1995 года связана с работой в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, а выполняемая истцом работа с учетом характера и специфики функциональных обязанностей, связана с сельскохозяйственной деятельностью в колхозе.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что период работы Красовского В.И. с 01 января 1996 года по 30 сентября 2000 года в должности рыбака не подлежит включению в стаж работы в сельском хозяйстве, поскольку занимаемая истцом должность не поименована Списком N N, не связана с сельскохозяйственной деятельностью и не установлена связь профессии, должности с работой или производством в сельском хозяйстве, указанном в первом разделе Списка N N.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда не согласилась с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении Красовскому В.И. в стаж работы в сельском хозяйстве, дающий право на установление повышенного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периода членства и работы с 01 января 1996 года по 30 сентября 2000 года в рыболовецком колхозе "Волга" Наримановского района Астраханской области, поскольку деятельность рыболовецкого колхоза "Волга" в спорный период времени была связана с сельским хозяйством, а истец обратился за установлением его права на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, исходя из осуществления им трудовой деятельности как члена колхоза, поименованного Списком N N.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствие в Списке N N должности рыбака, при наличии в данном Списке указания на рабочих всех наименований, занятых растениеводством, животноводством и рыбоводством, не лишает истца права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
С такими выводами суда апелляционной инстанций согласна судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, поскольку они следуют из установленных по делу обстоятельств с учетом норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
На основании пункта 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 16 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года N 1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются:
а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, выполнялись на территории Российской Федерации и производились начисления (уплачивались) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При одновременном соблюдении всех трех названных условий период работы засчитывается в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости.
Списками должностей и работ, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года N 1440 "Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", и Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", в разделе "Рыбоводство в колхозах, совхозах, крестьянско-фермерских хозяйствах, сельскохозяйственных кооперативах, артелях и в других организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство" значатся такие должности, дающие право на получение спорной надбавки: рабочие всех наименований, занятые рыбоводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов; член колхоза (колхозник, рядовой колхозник), член крестьянского (фермерского) хозяйства.
Из трудовой книжки колхозника N N следует, что с 26 января 1968 года Красовский В.И. был принят в члены колхоза "Волга", где в период с 1968 года по 1980 года работал в должности шофера, с 1980 года по 1984 года - в должности слесаря автогаража, с 1984 года по 1995 год - в должности тракториста, с 1996 года по 13 марта 2002 года - в должности рыбака.
Судами также установлено, что основной вид деятельности рыболовецкого колхоза "Волга" является рыболовство, дополнительными видами деятельности являются: овощеводство, разведение крупного рогатого ската, разведение овец и коз, разведение свиней, разведение прочих животных, рыбоводство, воспроизводство рыбы и рыбных биоресурсов.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности в раздел A "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" включается класс "Рыболовство и рыбоводство".
Суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что отсутствие в Списке N N должности рыбака, при наличии в данном Списке указания на рабочих всех наименований, занятых растениеводством, животноводством и рыбоводством, не лишает истца права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов и переоценке представленных доказательств, не опровергают вывода суда апелляционной инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку (переоценку) исследованных судом доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах апелляционное определение Астраханского областного суда от 10 февраля 2020 года является законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для его отмены, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение Астраханского областного суда от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Государственного учреждения - Центр установления пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации Астраханской области N2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.