Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лозовой Н.В, Лопаткиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации города Евпатории по доверенности Кобяковой Л.Б. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года по гражданскому делу 2-1796/2020 по иску заместителя прокурора города Евпатории Республики Крым в интересах Клюса И.Н. к администрации города Евпатории Республики Крым, тереть лицо - Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Евпатории Республики Крым в интересах Клюса И.Н. обратился в суд с иском к администрации города Евпатории Республики Крым, в котором просил возложить обязанность на администрацию города Евпатории Республики Крым после выделения денежных средств из Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым предоставить Клюса И.Н. благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м. на территории городского округа Евпатория.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 18 сентября 2020 года иск прокурора удовлетворен, на администрацию города Евпатории Республики Крым возложена обязанность после выделения денежных средств из Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым предоставить Клюса И.Н. специализированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа Евпатория Республики Крым общей площадью на менее "данные изъяты" кв.м.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года решение от 18 сентября 2020 года изменено. Изложена резолютивная часть решения суда в следующей редакции: "Иск прокурора удовлетворить частично. Возложить на администрацию города Евпатории Республики Крым обязанность предоставить Клюса Ирине Николаевне, ДД.ММ.ГГГГ г.р... специализированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа Евпатория Республики Крым, общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м.
В кассационной жалобе представитель ответчика просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы указано, что судами допущено нарушение норм материального и процессуального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым просит оставить без изменения апелляционное определение.
Участвующий в деле прокурор Шаповалова О.Ю. на судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции указала на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
На судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции другие участвующие в деле лица не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, выслушав мнение прокурора Шаповаловой О.Ю, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, "данные изъяты" (в браке - Клюса) И.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения.
Решением Евпаторийского городского совета исполнительного комитета от "данные изъяты" года Клюса И.Н. принята на квартирный учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Клюса И.Н. зарегистрирована по адресу: "адрес", однако согласно акту обследования жилого помещения членами межведомственной комиссии (далее - МВК) от ДД.ММ.ГГГГ, протокола N заседания МВК, заключению МВК от ДД.ММ.ГГГГ и решению администрации города Евпатории Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания Клюса И.Н. в жилом помещении по адресу: "адрес", поскольку в однокомнатной квартире общей площадью "данные изъяты" кв.м, жилой - "данные изъяты" кв.м. зарегистрированы проживающими четыре человека, что менее учетной нормы жилого помещения, которая по "адрес" определена в размере "данные изъяты" кв.м.
Установлено, что право собственности на указанное жилое помещение и какое-либо иное недвижимое имущество на территории Российской Федерации Клюса И.Н. не имеет.
Данных о том, что с Клюса И.Н. администрацией города Евпатория Республики Крым заключен договор социального найма, материалы дела не содержат.
Установив изложенное, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что Клюса Н.Н. жилым помещением не обеспечена, что не отрицается ответчиком.
С данным выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, поскольку факт нарушения жилищных прав Клюса И.Н. установлен.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции указал, что при рассмотрении дела суд первой инстанции недостаточно проверил правовое регулирование спорных отношений, поставив дальнейшее исполнение решения суда под условие - после выделения денежных средств из Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.
Так, согласно положений части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 98.1 ЖК РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 2 Закона Республику Крым от 18 декабря 2014 года N46- ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" предусмотрено, что в Республике Крым обеспечиваются гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Республики Крым, на имущество и жилое помещение, предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", путем предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения с последующим предоставлением данного жилого помещения по договору социального найма, а также путем сохранения права пользования жилым помещением и права собственности на жилое помещение, нанимателями или, членами семьи нанимателя по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети- сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона Республики Крым список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, формируется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере опеки и попечительства (далее - уполномоченный орган), на основании списков лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированных в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений в соответствии с пунктом 1 статьи 9 настоящего Закона. Списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, сформированные в органах местного самоуправления городских и сельских поселений, направляются в соответствующие органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014 (в редакции Закона от 29 декабря 2015 года N 193-3PK/2015), финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и данным Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.
Субвенции, указанные в частях 2 пункта 3 статьи 8 Закона Республики Крым от 18 декабря 2014 года N 46-ЗРК/2014, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.
Советом министров Республики Крым принято постановление от 27 июля 2016 года N 359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).
Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).
При этом пункт 6 Порядка устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым. Минимальный объем указанных ассигнований определяется в порядке, установленном пунктом 4 настоящих Правил.
Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением, заключенным между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).
Ссылаясь на приведенные нормы права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что процедура приобретения жилого помещения для предоставления его Клюса И.Н. законодательно определена. Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа и не должно влиять на реализацию гарантированного права на предоставление жилого помещения в установленном законом прядке.
По указанным основаниям суд апелляционной инстанции изменил решение суда, возложил обязанность на администрацию города Евпатории Республики Крым предоставить Клюса И.Н. специализированное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа Евпатория Республики Крым общей площадью не менее "данные изъяты" кв.м.
Судебная коллегия кассационного суда находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были рассмотрены судом апелляционной инстанции и получили оценку с соответствующим правовым обоснованием, не подтверждают существенных нарушений норм права, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу и, применительно к полномочиям суда кассационной инстанции, не могут рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 14 декабря 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрация города Евпатории по доверенности Кобяковой Л.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.