Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего Хаянян Т.А., судей Макаровой Е.В., Харитонова А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Новошахтинска в интересах неопределенного круга лиц к Государственному унитарному предприятию Ростовской области "Управления развития систем водоснабжения" об обязании выполнить мероприятия, по кассационной жалобе представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" по доверенности ФИО4 на решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 08 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Хаянян Т.А, выслушав представителя Государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управления развития систем водоснабжения" по доверенности ФИО4, представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Фролову Е.В, судебная коллегия
установила:
прокурор г. Новошахтинска обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц ссылаясь на то, что прокуратурой г.Новошахтинска во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 03.11.2017 N 123 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" проведена проверка законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в том числе в части разработки и реализации Государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" (далее - ГУП РО "УРСВ") производственных программ. Проверкой установлено, что обеспечение водоснабжения на территории города Новошахтинска осуществляет Новошахтинский производственный участок ГУП РО "УРСВ" (далее - НПУ ГУП РО "УРСВ"), расположенный по адресу: "адрес". НПУ ГУП РО "УРСВ" является структурным подразделением ГУП РО "УРСВ", юридический адрес и фактический адрес: "адрес". Данное юридическое лицо является единственным поставщиком коммунальной услуги по холодному водоснабжению на территории г.Новошахтинска. Истец ссылается на то, что ГУП РО "УРСВ" не выполнены мероприятия, предусмотренные производственной программой в сфере водоснабжения, мероприятия, финансирование которых заложено в тарифе в сфере водоснабжения, чем, в свою очередь, нарушаются права граждан, проживающих на территории г.Новошахтинска в части предоставления услуг по водоснабжению надлежащего качества, поскольку включенные в программу участки водопровода имеют высокую степень износа и требуют ремонта, однако, повторно не смогут быть включены в программу производственного контроля. Ранее, ДД.ММ.ГГГГ прокурором г.Новошахтинска вносилось представление в адрес и.о. генерального директора ГУП РО "УРСВ" ФИО3 с требованием, в том числе, выполнить мероприятия, заложенные в производственную программу 2019 года. Однако до настоящего времени мероприятия производственной программы 2019 года не исполнены.
Истец просил суд обязать ГУП РО "УРСВ" выполнить мероприятия, предусмотренные производственной программой в сфере холодного водоснабжения на 2019 год для Новошахтинского производственного участка за счет денежных средств ГУП РО "УРСВ" в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Шахтинского городского суда Ростовской области от 08 июня 2020 года исковые требования удовлетворены. Суд обязал ГУП РО "УРСВ" выполнить мероприятия, предусмотренные программой в сфере холодного водоснабжения на 2019 год для Новошахтинского производственного участка за счет средств ГУП РО "УРСВ" в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскал с ГУП РО "УРСВ" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 руб.
В кассационной жалобе представитель ГУП РО "УРСВ" по доверенности ФИО4 просит судебные акты отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы ссылается на то, что судами не были приняты во внимание сроки и порядок финансирования мероприятий по выполнению ремонтных работ, предусмотренных производственной программой ПУ Новошахтинский за 2019 год, которая устанавливает срок реализации мероприятий в период в период с 2019 г. по 2022 г. ГУП РО "УРСВ" подготовлено и 28.09.2020 направлено в Региональную службу по тарифам Ростовской области письмо о корректировке производственных программ ГУП РО "УРСВ", в том числе по ПУ "Новошахтинский", и переносе неисполненных мероприятий за 2019 год на 2021 год. Кроме того, обращает внимание на то, что сроки выполнения, установленные в исковом заявлении прокуратуры, решениях судов (3 месяца), являются недостаточными для выполнения указанных мероприятий.
Судами не дана надлежащая оценка имеющемуся сводному исполнительному производству. Указывает, что ГУП РО "УРСВ" не имеет возможности производить в необходимом объеме закупки необходимых материалов для реализации плановых мероприятий по капитальному ремонту объектов водоснабжения и водоотведения в рамках производственных программ в полном объёме, поскольку с июля 2017 г. в Межрайонном отделе судебных приставов по Ростовской области в отношении ГУП РО "УРСВ" возбуждено сводное исполнительное производство N, наложен арест на расчётные счета ГУП РО "УРСВ", дебиторскую задолженность абонентов, кассы предприятия, счета платежных агентов, предприятие полностью лишено возможности распоряжаться денежными средствами самостоятельно. По данному факту в адрес ГУП РО "УРСВ" вынесено представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ N об устранении нарушений законодательства, в котором указывается о недопустимости заключения договоров поставки в связи с невозможностью их своевременной оплаты. В результате обращения взыскания на дебиторскую задолженность и имущественные права, контрагенты ГУП РО "УРСВ" уже длительное время не осуществляют какие-либо платежи в адрес ГУП РО "УРСВ", все причитающиеся средства поступают напрямую на счёт Межрайонного отдела УФССП России по РО. ГУП РО "УРСВ" лишено возможности добровольно самостоятельно оплачивать любые расходы, возникающие в ходе текущей деятельности предприятия, в том числе выполнение мероприятий, предусмотренных производственной программой.
На кассационную жалобу прокуратурой г.Новошахтинска поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, во исполнение приказа прокурора Ростовской области от 03.11.2017 N 123 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" прокуратурой проведена проверка законодательства в жилищно- коммунальной сфере, в том числе, в части разработки и реализации Государственным унитарным предприятием Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" производственных программ.
Проведенной прокуратурой г. Новошахтинска проверкой установлено, что тариф в сфере холодного водоснабжения ГУП РО "УРСВ" с момента официального опубликования постановления по 30.06.2019 составляет "данные изъяты" руб. (с учетом НДС) для потребителей города Новошахтинска, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" руб. (с учетом НДС). Тариф утвержден постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 15.01.2019 N1/2.
Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 15.01.2019 N 1/1 утверждена производственная программа ГУП РО "УРСВ", в том числе и по Новошахтинскому производственному участку, на 2019-2022 годы с учетом финансовых потребностей, необходимых для реализации плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, мероприятий по повышению энергетической эффективности, которые заложены в тариф на 2019 год, и составили "данные изъяты" тыс. руб.
Так, в рамках производственной программы НПУ ГУП РО "УРСВ" в сфере холодного водоснабжения на 2019 год (I-IV кварталы 2019 года) планировались следующие мероприятия:
- капитальный ремонт запорной арматуры трубопроводов на НС N 4, замена подающих и всасывающих трубопроводов по адресу: "адрес";
- капитальный ремонт гребенки всасывающего коллектора НС N 2, расположенной по адресу: "адрес";
- капитальный ремонт разводящей водопроводной сети Ду - 63 мм протяженностью "данные изъяты" м.п. по адресу: по "адрес", от "адрес" до "адрес";
- капитальный ремонт разводящей водопроводной сети Ду - 63 мм протяженностью "данные изъяты" м по адресу: по "адрес", от "адрес" до "адрес";
- капитальный ремонт разводящей водопроводной сети Ду - 63 мм протяженностью "данные изъяты" м по адресу: по пер. Стадионный, от "адрес" до "адрес";
- капитальный ремонт разводящей водопроводной сети Ду - 63 мм протяженностью "данные изъяты" м по адресу: по "адрес" "адрес";
- капитальный ремонт разводящей водопроводной сети Ду - 63 мм протяженностью "данные изъяты" м по адресу: "адрес";
- капитальный ремонт разводящей водопроводной сети Ду - 63 мм протяженностью "данные изъяты" м по адресу: "адрес" "адрес";
- капитальный ремонт разводящей водопроводной сети Ду - 110 мм протяженностью "данные изъяты" м по адресу: по "адрес", от "адрес" "адрес";
- капитальный ремонт разводящей водопроводной сети Ду - 63 мм протяженностью "данные изъяты" м по адресу: "адрес";
- капитальный ремонт разводящей внутриквартальной водопроводной сети Ду - "данные изъяты" мм протяженностью "данные изъяты" м.п. по адресу: "адрес";
- ограждение хлораторной насосной станции N 3 по адресу: "адрес".
Указанные мероприятия подлежали исполнению НПУ ГУП РО "УРСВ" за счет себестоимости оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения, поскольку финансовые затраты на данные мероприятий включены в тарифы по водоснабжению для потребителей г.Новошахтинска.
Однако, согласно ответу на запрос прокуратуры г.Новошахтинска от 24.12.2019 N вышеуказанные мероприятия по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения не произведены. В рамках производственной программы исполнено мероприятий на сумму 0 руб.
Ранее, 22.07.2019 прокурором г.Новошахтинска вносилось представление в адрес и.о. генерального директора ГУП РО "УРСВ" ФИО3 с требованием, в том числе, выполнить мероприятия, заложенные в производственную программу 2019 года. Однако до настоящего времени мероприятия производственной программы 2019 года не исполнены.
Разрешая заявленные прокурором исковые требования, суд руководствовался положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Федерального закона от 30.12.2004 N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N641, которым утверждены Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее Правила разработки производственных программ), и исходил из того, что в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении ГУП РО "УРСВ", предусмотренных производственной программой в сфере водоснабжения, мероприятий, финансирование которых заложено в тарифе в сфере водоснабжения, чем, в свою очередь, нарушаются права граждан, проживающих на территории г.Новошахтинска в части предоставления услуг по водоснабжению надлежащего качества, поскольку включенные в программу участки водопровода имеют высокую степень износа и требуют ремонта, однако, повторно не смогут быть включены в программу производственного контроля.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном применении норм материального и процессуального права.
Доводы ответчика о том, что в связи с выполнением плана мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения по ПУ "Новошахтинск" за 2019 год всего на сумму "данные изъяты" тыс. руб. исковые требования не подлежат удовлетворению, правомерно были отклонены судом, исходя из следующего.
Согласно объяснениям Главного инженера ГУП РО "УРСВ" ФИО5, принятым в прокуратуре города ДД.ММ.ГГГГ, ГУП РО "УРСВ" на территории г.Новошахтинска в 2019 году выполнены работы по капитальному ремонту сетей города на общую сумму "данные изъяты" тыс. руб. При этом выполнение данных мероприятий с органом тарифного регулирования (Региональной службы по тарифам Ростовской области - РСТ РО) не согласовывалось, мероприятия в рамках производственной программы РСТ РО не корректировались, изменения в постановление РСТ РО не вносились.
Таким образом, данные мероприятия на сумму "данные изъяты" тыс. руб. выполнены ГУП РО "УРСВ" за пределами производственной программы, утвержденной РСТ РО на 2019 год для "адрес".
Вместе с тем, согласно п.1 ч.2 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" при разработке производственной программы учитываются результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Таким образом, ГУП РО "УРСВ" закладывая мероприятия по ремонту и замене объектов водопроводного хозяйства в производственную программу на 2019 год, принимали во внимание необходимость замены и ремонта именно этих объектов, с чем и согласился орган тарифного регулирования, утверждая мероприятия производственной программы на 2019 год.
При этом в соответствии с ч. 3 ст. 41 ФЗ N 416-ФЗ производственная программа должна содержать перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, качества горячей воды и (или) качества очистки сточных вод, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке. Следовательно, такие мероприятия и закладываются в производственную программу в том числе и в целях обеспечения населения коммунальными услугами надлежащего качества в необходимом объеме.
Выполнение иных мероприятий по ремонту и замене сетей, объектов водопроводного хозяйства ГУП РО "УРСВ" произвело самостоятельно, не согласовывая выполнение этих мероприятий с органом тарифного регулирования.
Между тем, затраты на выполнение производственной программы включены в тариф, который применяется в расчетах с абонентами ГУП РО "УРСВ".
Финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации.
Факт выполнения мероприятий по капитальному ремонту сетей в г.Новошахтинске в 2019 году на общую сумму "данные изъяты" тыс. руб, возможная корректировка производственной программы, а также финансовое положение ответчика, как верно указал суд, не освобождает его от обязанности по выполнению указанных мероприятий и соблюдения производственной программы.
Доводы жалобы о наличии сводного исполнительного производства в отношении ответчика и об отсутствии необходимого финансирования на выполнение указанных в решении суда мероприятий незаконность принятых по делу судебных актов не подтверждают. Данное обстоятельство не освобождает ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора.
Доводы о неисполнимости судебного решения ввиду недостаточности предоставленного для выполнения указанных в нем мероприятий срока носят предположительный характер, такие предположения не влекут отмену обжалуемых судебных актов. При возникновении в будущем объективных, неустранимых обстоятельств, препятствующих исполнению судебного решения в установленный срок, ответчик не лишен права обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда. Кроме того, ответчиком обоснований необходимости иного срока в судах нижестоящих инстанций не приводилось, доказательств того, что установленного судом срока недостаточно для выполнения указанных мероприятий, судам не представлялось.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную в судах нижестоящих инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов, по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании выводов судов о фактических обстоятельствах, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции также не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шахтинского городского суда Ростовской области от 08 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 21 декабря 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области государственное унитарное предприятие Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" по доверенности ФИО4- без удовлетворения.
Председательствующий Хаянян Т.А.
Судьи Макарова Е.В.
Харитонов А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.