Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.
судей Песоцкого В.В, Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики ФИО4, ФИО2, Совету министров Республики Крым, Государственному комитету по делам межнациональных отношений Республики Крым о признании действий незаконными, признании незаконным отмене распоряжения в части, признании незаконным и отмене постановления, отмене государственной регистрации права собственности, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, ФИО2, Совету министров Республики Крым о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить определенные действия, признании незаконным и отмене постановления, признании незаконным и отмене распоряжения, отмене государственной регистрации права собственности.
Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 26 января 2021 года, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
В возражениях на кассационную жалобу представитель ФИО2 - ФИО9 просил оспариваемые судебные постановления оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ФИО2 - ФИО9 и представитель Совета министров Республики Крым - Вакуленко Я.А. возражали против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав участников процесса, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Принимая оспариваемые судебные постановления об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, обоснованно исходили из того, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих нарушение оспариваемыми актами ее прав и законных интересов, поскольку материалы дела не содержат сведения о фактическом занятии ею спорного земельного участка.
Согласно ст. 23 Федерального конституционного закона от 2 Г марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Законом N 6-ФКЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 1 января 2017 на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно п. 1 ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В соответствии с п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ N 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Государственным Советом Республики Крым 15 января 2015 года принят Закон Республики Крым N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", устанавливающий порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Статьей 16 данного Закона предусмотрено, что порядок передачи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, в муниципальную собственность, в том числе для предоставления земельных участков отдельным категориям граждан, указанным в ч. 1 ст. 4 настоящего Закона, определяется Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 25 апреля 2016 года N 169 был утвержден Порядок ведения Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Данным Постановлением на Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым возложена функция уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Крым по формированию и ведению Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона.
Согласно названному Порядку, по результатам рассмотрения заявления граждан о включении их в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства, путем его фактического занятия до принятия ФКЗ от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ, Г осударственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым в течение 30 дней со дня его поступления принимает решение о включении сведений в Реестр с указанием номера фактически занимаемого земельного участка (в случае возможности) в соответствии со схемой или картографическим материалом, утвержденным на заседании Комиссии по решению вопросов защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым либо об отказе во включении сведений в Реестр, после чего в течение 10 дней с момента принятия решения о включении сведений в Реестр либо об отказе во включении сведений в Реестр направляет в Совет министров Республики Крым для его утверждения.
Гражданин, считается включенным в Реестр после его утверждения Советом министров Республики Крым, а выписка из Реестра является основанием для постановки заявителя уполномоченным органом местного самоуправления в очередь на бесплатное получение земельного участка.
Статьей 22.2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66- ЗРК предусмотрены особенности предоставления земельных участков гражданам Российской Федерации, включенным в Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона.
Основанием для постановки указанных в настоящей статье граждан в очередь на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства является выписка из Реестра.
Так, распоряжением Совета министров Республики Крым N 1511-р от 01 декабря 2016 года (л.д. 148-149 т. 1) утвержден Реестр граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Согласно выписке из данного Реестра, под N 288 была включена ФИО1, без указания земельного участка (л.д. 28 т. 1), а под N - ФИО2 с указанием земельного участка N и его кадастрового номера N (л.д. 59-60 т. 1).
23 марта 2017 года Советом министров Республики Крым было принято распоряжение N 251-р/ДСП о предварительном согласовании предоставления земельных участков гражданам под индивидуальное жилищное строительство (л.д. 29-30 т. 1), которым был утвержден список очередности граждан на получение земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, под индивидуальное жилищное строительство, согласно которому ФИО1 предварительно согласовано предоставление земельного участка под N под индивидуальное жилищное строительство при условии осуществления кадастровых работ по образованию земельных участков в соответствии с проектами межевания территории, утвержденными постановлениями администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым N 881/16 от 26 августа 2016 года и N 1157/16 от 26 декабря 2016 года, и постановке земельного участка на кадастровый учет.
Пунктом 14 ст. 39.15 ЗК РФ установлен срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в два года.
Пунктом 15 ст. 39.15 данного кодекса предусмотрено, что лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
Согласно п. 16 ст. 39.15 ЗК РФ решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 настоящего кодекса.
Таким образом, срок действия распоряжения истекал 23 марта 2019 года. В данный период лицам, включенным в Список, необходимо было провести кадастровые работы по образованию земельных участков в соответствии с проектами межевания территории и обратиться в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым для внесения данных о земельных участках в Казну Республики Крым и Реестр имущества Республики Крым, регистрации государственного права собственности, после чего обратиться в Совет министров Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно под индивидуальное жилищное строительство.
В письме администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым от 12 февраля 2020 года (л.д. 40 т. 1) указано, что ФИО1 состояла в очереди льготной категории граждан с ДД.ММ.ГГГГ под N, а ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ под N, что подтверждается выпиской из АИС "Земля".
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступило заявление от ФИО11 о предоставлении земельного участка в собственность с приложенным к нему необходимым пакетом документов. По факту получения данного заявления администрацией были направлены межведомственные запросы согласно регламента, после получения ответов на которые администрацией был составлен проект, а в дальнейшем принято Постановление N 681/19 от 24 октября 2019 года "О предоставлении земельных участков гражданам Российской Федерации, включенным в Реестр на территории Мирновского. сельского поселения "адрес" Республики ФИО4", которым ФИО11 бесплатно в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером 90:090801:3177, площадью 932 кв.м, расположенный по адресу: ФИО4, "адрес", в районе "адрес", участок N за счет земель, не предоставленных в собственность в границах населенного пункта (л.д. 163 т. 1).
В данном письме также указано, что ФИО1 не воспользовалась правом на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, не стала получать выписку из Распоряжения, для чего Государственный комитет по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики Крым в адрес администрации Мирновского сельского поселения направил письмо и список граждан, в отношении которых необходимо принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков повторно, куда она была включена под порядковым N 121.
Из материалов дела также не следует, что ФИО1, как лицо, включенное в Реестр граждан, имеющих право на получение в собственность земельного участка, находящегося в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного строительства путем его фактического занятия до принятия Федерального конституционного закона на территории Мирновского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, воспользовалась своим правом на получение предварительно согласованного ей земельного участка, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о совершении ФИО1 действий для получения земельного участка в собственность в течение срока действия Распоряжения Совета министров Республики Крым N 251-р/ДСП от 23 марта 2017 года, а также после повторного ее включения в список.
Кроме того, из материалов дела не следует, что предварительно согласованный истцу для предоставления земельный участок под N является спорным земельным участком, предоставленным ФИО2
Какие-либо доказательства обращения ФИО1 на протяжении 2006 - 2017 гг, в том числе 11 июня 2019 года с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка и расположенного на нем строениям, на которые она ссылается в своем иске, материалы дела не содержат, ею не представлено.
Представленная в материалы дела копия заявления об учете постройки, возведенной самовольно до 18 марта 2014 года, на спорном земельном участке, поданное ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Симферопольского района, не свидетельствует о совершении истцом предусмотренных действий по получения земельного участка бесплатно в собственность.
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по учету построек, возведенных самовольно до ДД.ММ.ГГГГ, был принят акт N о невозможности учета постройки, возведенной самовольно, в связи с тем, что факт возведения самовольной постройки в указанный заявителем период не подтверждается.
Материалы дела также не содержат доказательств, подтверждающих неправомерное включение ФИО2 в Реестра граждан, определившихся с выбором земельного участка для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, нижестоящие судебные инстанции обосновано отказали в удовлетворении исковых требований в части признания незаконными действий Государственного комитета по делам межнациональных отношений и депортированных граждан Республики ФИО4 по включению ФИО2 в Реестр.
Поскольку истцом не представлено допустимых доказательств нарушения его прав неправомерными действиями ответчиков, у нижестоящих судебных инстанций не имелось оснований для признания незаконными оспариваемых постановления Совета ФИО4 Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N-р в части включения ФИО2 в Реестр и постановления администрации Мирновского сельского поселения "адрес" Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ N.
Доводы истца о необходимости привлечения к делу Комиссии по вопросам защиты и реализации прав граждан на предоставление земельных участков для жилищного строительства на территории Республики Крым, действующей на основании Распоряжения Главы Республики Крым от 18.06.2014 N 31-рг, являются несостоятельными, поскольку Комиссия не принимает решений по установлению выбора земельного участка для индивидуального жилищного строительства, судебный акт не возлагает на данный орган каких-либо обязанностей и не затрагивает его прав.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы по существу сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 26 января 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: В.Ю. Брянский
Судьи В.В. Песоцкий
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.