Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 39 Забайкальского судебного района Забайкальского края от 09 декабря 2020 г., решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 10 марта 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "Д-ТРАНС" (далее - ООО "ГК "Д-ТРАНС"", Общество),
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 39 Забайкальского судебного района Забайкальского края от 09 декабря 2020 г. ООО "ГК Д-ТРАНС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.16.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Решением Забайкальского районного суда Забайкальского края от 10 марта 2021 г. постановление мирового судьи судебного участка N 39 Забайкальского судебного района Забайкальского края от 09 декабря 2020 г. изменено: назначено наказание в виде штрафа в размере 60000 рублей без конфискации товаров, явившихся предметом административного правонарушения. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "ГК "Д-ТРАНС" Чернобаева И.А. просит постановление и решения отменить, производство по делу прекратить.
Изучение материалов истребованного дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 ст.16.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Как указано в п. 2 Примечания к ст. 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Согласно п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС при осуществлении международной перевозки автомобильным транспортом перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, в том числе: о количестве грузовых мест, их маркировке, видах упаковок товаров, весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков).
Из материалов дела следует, что при прохождении 15 сентября 2020 г. таможенного контроля в ОТО и ТК N1 таможенного поста МАПП Забайкальск перевозимых ООО ГК "Д-ТРАНС" товаров транспортным средством марки "MAN", с государственным регистрационным знаком N, под управлением водителя ФИО6, последний представил таможенному органу сопроводительные документы на перевозимый груз: международную товарно-транспортную накладную CMR N 766 от 28 августа 2020г, инвойс N20200829 01 от 29 августа 2020г, упаковочный лист N20200829 01 от 29 августа 2020, содержащие недостоверные данные о весе брутто (разница составила 588.5кг.).
Указанные обстоятельства подтверждаются актом таможенного досмотра, протоколом об административном правонарушении, а также иными приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами и материалами дела, которым дана оценка как относимым, допустимым и достаточным по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Нарушения таможенного законодательства перевозчиком товара, не исполнившим надлежащим образом возложенные на него законом обязанности, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО ГК "Д-ТРАНС" квалифицированы мировым судьей в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и нормами таможенного законодательства.
Судья районного суда поддержал выводы мирового судьи относительно наличия состава административного правонарушения.
Доводы жалобы, поданной в Восьмой кассационный суд, сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судебными инстанциями в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, полностью аналогичны доводам, которые были предметом исследования двух судебных инстанций, обоснованно признаны несостоятельными, им дана надлежащая правовая оценка, которая изложена в обжалуемых судебных актах. Оснований для переоценки не имеется.
Согласно п. 1 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (Женева, 19 мая 1956 года; далее - Конвенция) накладная должна содержать следующие сведения: a) место и дата ее составления; b) имя и адрес отправителя; c) имя и адрес транспортного агента; d) место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки; e) имя и адрес получателя; f) принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение; g) число грузовых мест, их особая разметка и номера; h) вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза; i) связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза); j) инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и другие; k) указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.
В п. 1 ст. 8 Конвенции сказано, что при принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки.
Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 "a" настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки. Эти оговорки не имеют обязательной силы для отправителя, если последний намеренно не указал в накладной, что он их принимает (п. 2 Конвенции).
Отправитель имеет право требовать проверки перевозчиком веса брутто или количества груза, выраженного в других единицах измерения. Он может также требовать проверки содержимого грузовых мест. Перевозчик может требовать возмещения расходов, связанных с проверкой. Результаты проверок вносятся в накладную (п. 3 Конвенции).
В соответствии с п. 1 ст. 11 Конвенции отправитель обязан до доставки груза присоединить к накладной или предоставить в распоряжение перевозчика необходимые документы и сообщить все требуемые сведения для выполнения таможенных и иных формальностей.
Проверка правильности и полноты этих документов не лежит на обязанности перевозчика. Отправитель ответственен перед перевозчиком за всякий ущерб, который может быть причинен отсутствием, недостаточностью или неправильностью этих документов и сведений, за исключением случаев вины перевозчика (п. 2 ст. 11 Конвенции).
Из изложенных положений ТК ЕАЭС, Конвенции не следует, что перевозчик при всяких обстоятельствах не ответственен за содержание перевозимого им груза и обладает иммунитетом от юридической ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу.
Напротив, принимая товар к перевозке, перевозчик должен принять все зависящие от него меры по проверке законности перемещения товара, подлинности перевозимого товара, соответствия товара, в том числе, содержанию сопроводительных товарных документов. Иное применение вышеуказанных норм предоставило бы перевозчику без риска ответственности принимать к перевозке любой товар, в том числе изъятый из гражданского оборота.
Из материалов дела усматривается, что перевозчиком внесены какие-либо оговорки в товаросопроводительные документы, как это предусмотрено ст. 8 Конвенции.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.3 ст. 16.1 КоАП РФ, предусмотренной для юридических лиц, соответствует характеру допущенного нарушения.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Ссылка заявителя на иную судебную практику судов по аналогичным спорам не может быть принята во внимание, поскольку при рассмотрении дел об административных правонарушениях судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным лицом и судебными инстанциями обстоятельств, правовым основанием к отмене принятых по делу решений не является.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 39 Забайкальского судебного района Забайкальского края от 09 декабря 2020 г. (с учетом изменения), решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 10 марта 2021 г, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Группа Компаний "Д-ТРАНС", оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "ГК "Д-ТРАНС" Чернобаевой И.А. - без удовлетворения.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.