Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу главы муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края Винтера Эдуарда Васильевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Славгорода Алтайского края от 27 августа 2020г. и решение судьи Славгородского городского суда Алтайского края от 25 ноября 2020г., вынесенные в отношении администрации Немецкого национального района Алтайского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Славгорода Алтайского края от 27 августа 2020г, оставленным без изменения решением судьи Славгородского городского суда Алтайского края от 25 ноября 2020г, администрация Немецкого национального района Алтайского края (далее также администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 200000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, законный представитель администрации Немецкого национального района Алтайского края Винтер Э.В. просит об отмене указанных судебных актов как незаконных.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет административную ответственность виновного лица.
В силу ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007г.) содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п. 5.2.4 и таблице п. 5.3 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017г. N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Из материалов дела следует, что администрация Немецкого национального района Алтайского края не исполняет возложенные на нее законом обязанности по содержанию дорожной сети на территории муниципального района, а именно, автомобильной дороги по ул. Энгельса в районе домов NN 46, 62 села Кусак Немецкого национального района Алтайского края, на которой в ходе осуществления дорожного надзора должностным лицом ОГИБДД ИО МВД России "Славгородский" 26 мая 2020г. выявлены выбоины, препятствующие дорожному движению, чем нарушены положения п. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017, п.13 Основных положений.
Указанные обстоятельства подтверждаются полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами и материалами дела, которым дана оценка как относимым, допустимым и достаточным по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Деяние (бездействие) администрации квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами КоАП РФ, а также законодательством о содержании дорог и безопасности дорожного движения.
Доводы жалобы заявителя о невиновности администрации, поскольку указанная дорога находится на территории сельского поселения - муниципального образования Кусакский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края и не находится в собственности администрации Немецкого национального района Алтайского края, были предметом судебной оценки, с которой нет оснований не согласиться.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Судебные инстанции обоснованно учли положения п. 5 ч.1, ч. 3 ст. 14, п.5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ), согласно которым дорожная деятельность в отношении дорог местного значения сельских поселений относится к вопросам муниципального района.
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в ч. 1 ст. 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.
В силу ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного п. 23 ч. 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные ч. 1 настоящей статьи для поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с ч. 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Из Устава муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края, принятого решением районного Совета депутатов Немецкий национальный район Алтайского края 20 июля 2017г. N 389, следует, что в состав Немецкого муниципального района Алтайского края входит, наряду с прочими, сельское поселение - сельсовет Кусакский (ст. 2 Устава).
Из ст. 5 указанного Устава и ст. 3 Устава муниципального образования Кусакский сельсовет Немецкого национального района Алтайского края, утвержденного решением Кусакский сельского Совета депутатов Немецкого национального района Алтайского края от 27 ноября 2018г. N 14, вопросы дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения сельского поселения не отнесены к компетенции муниципальных органов поселения.
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Как обоснованно отмечено городским судом, такое соглашение муниципальными органами не заключалось, полномочия по содержанию автомобильных дорог местного значения сельского поселения не передавались от муниципального органа района сельскому поселению.
Постановление о привлечении администрации к административной ответственности за совершение вышеуказанного административного правонарушения вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Администрации по правилам ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела, характера допущенного нарушения.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена городским судом в порядке, установленном ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Славгорода Алтайского края от 27 августа 2020г. и решение судьи Славгородского городского суда Алтайского края от 25 ноября 2020г. оставить без изменения, жалобу главы муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края Винтера Е.В. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.