Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Папушиной Н.Ю, Варнавской Л.С.
прокурора с участием прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N дело по иску прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "Муйский район, Министерству природных ресурсов Республики Бурятия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия на решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 20 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Зайцевой Е.Н, выслушав прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкую О.С, возражавшую против доводов кассационной жалобы
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Муйского района Республики Бурятия обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "Муйский район", Министерству природных ресурсов Республики Бурятия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. Требования мотивированы тем, что прокуратурой Муйского района была проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства, которой установлено, что в районе очистных сооружений "адрес", расположенных по адресу: "адрес", происходит обрушение береговой линии реки Муя в результате интенсивного размыва. В настоящее время граница обвала расположена в непосредственной близости от места расположения технологических карт, оборудованных для хранения отработанного избыточного ила. Кроме того, установлено, что в районе жилого массива Старое Таксимо береговая линия реки проходит вдоль частной одноэтажной застройки, расположенной по "адрес", Березовая, при перспективе дальнейшего разрушения существует реальная угроза жилым домам, а также объектам аэропорта "адрес". Согласно акту обследования береговой полосы реки Муя в "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного комиссией при администрации Муйского района, на участках N и N, вдоль "адрес" происходит интенсивный размыв берега. Высота берега составляет от 5 до 6 метров. В зоне возможного подмыва и обрушения берега находятся объекты жизнеобеспечения - очистные сооружения, а также объекты социального значения - дорога, земельные участки с жилыми домами. На первом участке расстояние кромки берега до места расположения очистных сооружений составляет не более 50 метров, на втором участке расстояние от кромки берега до индивидуальных земельных участков местами составляет 5-15 метров, при этом часть строений, расположенных на индивидуальных участках, была разрушена. Для предотвращения размыва и разрушения берега реки Муя в "адрес", необходимо проведение берегоукрепительных работ общей протяженностью около 2101 метра.
Проверкой установлено, что в связи со сложившимися метеоусловиями на реке Муя зафиксирован подъем уровня воды, в связи с чем, интенсивность размыва берега увеличилась. Непринятие мер по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод может повлечь возникновение чрезвычайной ситуации и иных тяжких последствий. Чрезвычайная ситуация носит муниципальный характер, в границах МО ГП " "адрес"", то в соответствии со ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций является расходным обязательством муниципального образования. Указывает, что на Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, как на исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия, возложены полномочия по управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, в том числе по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водного объекта - реки Муя.
Определением Муйского районного суда Республики Бурятия от 7 октября 2020г. производство по делу по иску прокурора Муйского района РБ к интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО "Муйский район", Министерству природных ресурсов Республики Бурятия о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по организации и осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод реки Муя и ликвидации его последствий путем проведения берегоукрепительных работ прекращено, суд перешел к рассмотрению указанного иска в порядке гражданского судопроизводства.
Решением Муйского районного суда Республики Бурятия от 20 октября 2020 года (с учетом определения от 10 ноября 2020 г. об исправлении описки) постановлено:
Исковые требования прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "Муйский район", Министерству природных ресурсов Республики Бурятия удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации МО "Муйский район" по непринятию мер, направленных на предотвращение возникновения чрезвычайной ситуации и минимизации последствий чрезвычайной ситуации, а также организации и проведению берегоукрепительных работ на реке "адрес".
Обязать администрацию МО "Муйский район", Министерство природных ресурсов Республики Бурятия в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать и осуществить меры по предотвращению негативного воздействия вод реки Муя и ликвидации его последствий путем проведения берегоукрепительных работ на участках N и N, расположенных в "адрес" по координатам:
Участок N
(в границах кадастровых кварталов N
N
N
N
N
N
N
N
Участок N
(в границах кадастровых кварталов N
N
N
N
N
N
N
N
N
В удовлетворении остальной части исковых требований ? отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства природных ресурсов Республики Бурятия Гармаева Л.В. просит судебные акты отменить в части возложения обязанности на Министерство природных ресурсов Республики Бурятия по организации и осуществлению мер по предотвращению негативных воздействий вод реки Муя и ликвидации последствий. Указывает на неверное применение норм материального права. Полагает, что действия/бездействия Министерства природных ресурсов не признаны судом незаконными, в связи с чем оснований для возложения обязанностей на министерство не имелось.
От прокурора Астраханцева Е.П. относительно кассационной жалобы поступили возражения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
В силу ч.1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, проверив дело в пределах доводов кассационной жалобы, в соответствии с ч.1 ст.379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемых судебных актов не находит.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно с п. 16 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации к негативному воздействию вод относятся затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
Положениями п.3 ч.1 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Федерального закона), финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Статьей 7 указанного Федерального закона, установлено, что мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно. Планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно акту N N обследования берега реки Муя от ДД.ММ.ГГГГ в границах селитебной зоны "адрес" сложилась крайне угрожающая ситуация, в связи с тем, что берег реки Муя, преимущественно сложенный песками мелкой фракции и песками средней крупности, при наличии линз сезонной и многолетней мерзлоты, подвергается интенсивному размыву в период весеннего половодья и летних паводков, в результате чего, береговая линия быстро перемещается в сторону жилых домов и производственных объектов. Ежегодно в данной зоне происходит обрушение от 6 до 20 метров берега, в ДД.ММ.ГГГГ смыто 52 метра берега. Густая древесная и растительная поросль береговой полосы не защищает берег от размыва, т.к. высота обрыва в этих местах достигает 5-6 метров. Наиболее опасными участками в настоящее время отмечены: застроенный участок берега "адрес" в районе существующих очистных сооружений поселка, построенных по проекту БАМа (1 -участок) и в районе жилого массива Старое Таксимо (2-участок). На момент обследования, длина сбросного коллектора очистных сооружений составила 91 метр, из построенных ранее 350 метров. В районе жилого массива Старое Таксимо в зону обрушения берега уже попали хозяйственные постройки жителей, а рядом с жильем начинается охранная территория аэропорта пгт. Таксимо. Стремительное разрушение береговой полосы в скором времени может переместить береговую линию к застроенной многоэтажными домами, дорогами, линиями ЛЭП, объектами аэропорта и комплекса очистных сооружений, надпойменной террасе. Срыв стабильной работы комплекса очистных сооружений приостановит обеспечение населения коммунальными услугами по водоснабжению и водоотведению, что может привести к загрязнению воды рек Муя и Витим отложениями иловых карт, нарушит санитарную экологию нижележащих населенных пунктов и негативно повлияет на окружающую среду в целом.
Количество жилых домов, которым существует угроза обрушения в результате подмыва берега, составляет - многоэтажных 3, одноэтажных 5 домов. Численность населения, проживающего в опасной зоне - 490 чел. Вывод: для защиты комплекса очистных сооружений пгт. Таксимо, жилой застройки "адрес" и взлетной полосы аэропорта Таксимо необходимо срочно провести крепление правого берега реки Муя на обследованных участках.
Из акта выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в связи с неблагоприятными метеоусловиями на реке Муя зафиксирован подъем уровня воды выше критической отметки, в связи с чем, интенсивность размыва берега увеличилась, непринятие своевременных мер по проведению строительства берегозащитных сооружений на реке "адрес" создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселка, социальной напряженности, значительного ущерба окружающей среды, и как следствие ведет к возникновению чрезвычайной ситуации на территории МО "Муйский район".
В целях определения границ обвала береговой линии реки Муя установлены координаты береговой линии: N. Координаты с МСК 03-6 зона, что следует из справки ООО "Кадастровый центр "Байкал" от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно письму Главы администрации МО "Муйский район" ФИО7 для производства работ по частичному восстановлению береговой линии реки Муя в районе очистных сооружений "адрес" с бюджета муниципального образования ГП "Поселок Таксимо" выделены денежные средства в размере 100000 рублей. Для выполнения работ администрация МО "Муйский район" заключила договор с ООО "Координат" от ДД.ММ.ГГГГ Со стороны ООО "Координат" работы выполнены.
В соответствии с информацией представителя Министерства природных ресурсов Республики Бурятия на проведение работ по частичному восстановлению береговой линии реи Муя в районе очистных сооружений выделены денежные средства из бюджета Республики Бурятия. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов Республики Бурятия планируется проведение аукциона на указанные работы. Начало работ запланировано на ДД.ММ.ГГГГ и проведения работ по укреплению берега капитального характера на конец ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с письмом Министерства природных ресурсов РБ от ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ. за счет средств республиканского бюджета разработана проектная документация по объекту "Строительство берегозащитных сооружений на "адрес"".
В период ДД.ММ.ГГГГ. Министерством прорабатывался вопрос с Федеральным агентством водных ресурсов о возможности реализации мероприятия в рамках федеральной целевой программы по линии Росводресурсов. Мероприятие "Строительство берегозащитных сооружений на "адрес" Республики Бурятия" включалось в состав заявок на участие в конкурсном отборе региональных программ субъектов, претендующих на получение средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в ДД.ММ.ГГГГ годах". По результатам рассмотрения документации, экспертами Росводресурсов принято решение о невозможности реализации мероприятия в рамках федеральной целевой программы, в связи с низкой эффективностью. Министерству предложено осуществить корректировку проектной документации с выделением мероприятий по укреплению наиболее опасного участка берега реки с протяженностью 600 метров в районе очистных сооружений за счет средств республиканского бюджета. В настоящее время в республиканском бюджете предусмотрены средства на корректировку проектной документации. Реализация проектных решений планируется во второй половине ДД.ММ.ГГГГ.
Протоколом Правительства Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N, одобрен проект по вопросу выделения бюджетных средств на строительство берегозащитных сооружений на "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ - 35, 1 млн. рублей, на корректировку проектно-сметной документации на строительство берегозащитных сооружений на "адрес" в ДД.ММ.ГГГГ - 1, 676 млн. рублей, в ДД.ММ.ГГГГ - 0, 482 млн. рублей.
В соответствии сводной бюджетной росписью местного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО "Муйский район выделено на защиту населения и территории МО ГП "Поселок Таксимо" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны 100000 рублей.
Как следует из договора N на выполнение работ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация МО "Муйский район" поручила, а ООО "Координат" приняло на себя выполнение работ - разработку плана производства работ по частичному восстановлению береговой линии реки Муя в районе очистных сооружений "адрес" Республики Бурятия.
В соответствии с планом производства работ по частичному восстановлению береговой линии реки Муя, в районе очистных сооружений "адрес" РБ, изготовленному ООО "Координат" по заказу Администрации МО "Муйский район", мероприятия по укреплению склонов береговой линии реки Муя в пгт. Таксимо планируется произвести методом каменной наброски. Работы планируются выполнить в течение 30 дней после разрешения работ.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции постановилрешение, с которым согласился суд апелляционной инстанции, об обоснованности заявленных требований и их частичном удовлетворении.
Суд кассационной инстанции полагает, что при постановлении решения суда и апелляционного определения, судами верно определены значимые обстоятельства по делу, правовая позиция судов, изложенная в судебных актах, основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
Выводы судов, вопреки доводам жалобы Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Судами при определении обстоятельств по делу, с учетом представленных доказательств по делу, установлено, что администрацией района в течении длительного времени, не проводились необходимые мероприятия по укреплению склонов береговой линии реки Муя в пгт. Таксимо, направленные предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены и учтены судами при рассмотрении дела, не содержат обстоятельств, которые могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергнуть выводы судов.
Так, доводы жалобы о том, что бездействия Министерства природных ресурсов не были признаны судом незаконными, в связи с чем оснований для возложения обязанностей на министерство не имелось, не влекут отмену верных по существу судебных актов, поскольку судами, с учетом положений п. 16 ст. 1, п.3. ч.1 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации, подп. 2 п. 3.3.10 Положения о Министерстве природных ресурсов Республики Бурятия, утвержденном Постановлением Правительства Республики Бурятия от 09.03.2007 г. N 65, верно определено, что к полномочиям Министерства природных ресурсов Республики Бурятия относится проведение мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в республиканской и федеральной собственности, полностью расположенных на территории Республики Бурятия.
Доводы кассационной жалобы о необходимости рассмотрения заявленных прокурором требований в порядке административного производства, были проверены и обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, поскольку доводы не являются основанием для вынесения иного решения по существу вопроса, при этом принято во внимание, что согласно ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе в сфере отношений по обеспечению права на благоприятную окружающую среду.
Ссылка заявителя на необоснованность сроков, установленных для исполнения решения суда, не свидетельствует о незаконности судебных актов.
Согласно ст. 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Установленный судом первой инстанции срок для исполнения решения суда является разумным, установленным с учетом предотвращения наступления чрезвычайных ситуаций, во избежание причинения вреда здоровью людей и снижения размеров ущерба окружающей среде.
Кроме того, ответчик в силу ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения решения суда.
В целом доводы кассационной жалобы, на которые ссылается заявитель аналогичны доводам, изложенным в суде первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание и переоценку выводов судов и доказательств по делу.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями существенных нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемые заявителем судебные акты являются законными и обоснованными, постановленными в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 20 октября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 25 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Бурятия без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.