Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Раужина Е.Н.
при участии прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1017/2020 (УИД 04RS0021-01-2020-000820-79) по иску Шоботкина Эрдэма Баировича к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия о признании незаконным заключения служебной проверки, об отмене приказа о дисциплинарном взыскании в виде увольнения, восстановлении на работе, признании записи в трудовой книжке недействительной, взыскании заработной платы за дни вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе представителя Шоботкина Эрдэма Баировича - Савиновой Оксаны Николаевны на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2021 г.
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Советского районного суда г. Улан-Удэ
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения представителей Шоботкина Эрдэма Баировича Савиновой Оксаны Николаевны (по доверенности), Жанчипова Эдуарда Владимировича (по ордеру), поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Бурятия Шалаева Валентина Викторовича (по доверенности), заключение прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шоботкин Эрдэм Баирович (дале по тексту - Шоботкин Э.Б.) обратился в Советский районный суд г. Улан-Удэ с иском к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия (дале по тексту - МВД по Республике Бурятия) о признании незаконным и необоснованным заключения служебной проверки, незаконным приказа об увольнении, о восстановлении на службе с 28 января 2020 г, признании недействительной записи в трудовой книжке об увольнении, взыскании заработной платы (денежного довольствия) за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей.
Определением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 13 марта 2020 г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Отдел МВД России по Курумканскому району Республики Бурятия.
Решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 марта 2020 г. исковые требования Шоботкина Э.Б. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 22 июля 2020 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 марта 2020 г. отменено, принято новое решение, которым иск Шоботкина Э.Б. к МВД по Республике Бурятия, Отделению МВД России по Курумканскому району удовлетворен. Заключение служебной проверки, проведенной в отношении Шоботкина Э.Б, утвержденной министром МВД по Республике Бурятия ФИО35 О.Ф. 24 января 2020 г, приказ МВД по Республике Бурятия от 28 января 2020 г. N N об увольнении со службы в органах внутренних дел лейтенанта полиции Шоботкина Э.Б, признаны незаконными. Лейтенант полиции Шоботкин Э.Б. с 28 января 2020 г. восстановлен на службе в отделении МВД России по Курумканскому району в должности оперуполномоченного отделения МВД России по Курумканскому району. Запись в трудовой книжке Шоботкина Э.Б. за N N от 28 января 2020г. об увольнении по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", признана недействительной. С Отделения МВД России по Курумканскому району в пользу Шоботкина Э.Б. взысканы денежное довольствие за время вынужденного прогула с 28 января 2020г. по 22 июля 2020г. в сумме 300 694, 24 рублей, компенсация морального вреда - 5 000 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 22 июля 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2021 г. решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 марта 2020 г. оставлено без изменения.
Представитель Шоботкина Э.Б. - Савинова О.Н. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2021 г, принять новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
В обоснование доводов кассационной жалобы указано, что принятые судебные акты являются незаконными и необоснованными, повлекшими существенное нарушение прав истца. По настоящему спору необходимо было установить, совершал ли Шоботкин Э.Б. деяния, подрывающие деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, а также требований по соблюдению профессионально-этических принципов, нравственных правил поведения, закрепленных указанными выше положениями нормативных правовых актов. Суд апелляционной инстанции не принял в качестве доказательства подачи рапорта о применении спецсредств Шоботкиным Э.Б. показания ФИО20, являвшегося на момент проведения проверки начальником ОМВД по Курумканскому району, поскольку они были даны суду после проведения служебной проверки и увольнения ФИО21 из органов внутренних дел. Данный вывод суда не обоснован, оснований не доверять показаниям ФИО22, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, не имеется. Суд апелляционной инстанции установил, что объективно подтверждается применение Шоботкиным Э.Б. физической силы (подсечки) и спецсредств, однако оспариваемым заключением служебной проверки он уволен за нанесение трех ударов по лицу гражданину ФИО23 Б.Д, неправомерном применении в отношении последнего специальных средств - наручников, непредставлении соответствующего рапорта об их применении. Таким образом, судом исключено одно из действий, вменяемых Шоботкину Э.Б. в заключении служебной проверки, что недопустимо. Заключение может быть признано законным или незаконным только в полном объеме. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Прокуратура Республики Бурятии в возражениях на кассационную жалобу, представленных в кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 марта 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2021 г, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
До начала судебного заседания от представителей Шоботкина Э.Б. поступило устное ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное тем, что Шоботкин Э.Б, находящийся под стражей, не был извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Принимая во внимание, что ни Шоботкин Э.Б, ни его представители в нарушение требований статьи 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не известили Восьмой кассационный суд общей юрисдикции об изменении адреса места нахождения Шоботкина Э.Б, отложение судебного заседания является правом суда, а не его обязанностью, в суде кассационной инстанции не устанавливаются обстоятельства дела и не исследуются доказательства, а проверяется правильность применения норм права, явка в суд кассационной инстанции не является обязательной, позиции участвующих в деле лиц полно и подробно изложены в материалах дела, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено правовых оснований для отложения судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие Шоботкина Э.Б.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом МВД по Республике Бурятия от 14 августа 2019 г. N N лейтенант полиции Шоботкин Э.Б, находящийся в распоряжении МВД, назначен с 6 августа 2019 г. на должность оперуполномоченного отделения уголовного розыска Отделения МВД России по Курумканскому району, с ним заключен 6 августа 2019 г. контракт о прохождении службы в органах внутренних дел.
12 сентября 2019 г. начальником оперативно-розыскной части собственной безопасности МВД по Республике Бурятия ФИО26 А.В. подан рапорт на имя врио министра МВД по Республике Бурятия ФИО28 Б.Ц.-Д о том, что 8 сентября 2019 г. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного частью 3 статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении оперуполномоченного ОУР Отделения МВД России по Курумканскому району лейтенанта полиции Шоботкина Э.Б, который 4 сентября 2019 г. около 01.00 часов, находясь при исполнении должностных обязанностей, возле заимки "Уртунхэй", расположенной в 20 км от п. Аргада, применил физическое насилие и без достаточных к тому оснований использовал специальные средства - наручники в отношении гражданина ФИО24 Б.Д.
Врио министра МВД по Республике Бурятия ФИО29 Б.Ц.-Д принято решение о проведении служебной проверки по данному факту, которое оформлено соответствующей резолюцией. Проведение служебной проверки поручено ФИО31 М.П.
Из рапорта начальника УРЛС МВД по Республике Бурятия ФИО32 М.П. от 10 октября 2019 г. следует, что Шоботкин Э.Б. с 12 сентября 2019 г. находится на листке нетрудоспособности, необходимо продлить срок проведения служебной проверки на 30 дней. Министр МВД по Республике Бурятия ФИО36 О.Ф. наложил резолюцию "разрешаю".
Из рапорта начальника УРЛС МВД по Республике Бурятия ФИО33 М.П. от 11 октября 2019 г. следует, что служебная проверка по факту возбуждения 8 сентября 2019 г. уголовного дела в отношении Шоботкина Э.Б. проводится сотрудниками ИЛС УРЛС МВД по Республике Бурятия. В связи с нахождением Шоботкина Э.Б. с 12 сентября 2019 г. на листке нетрудоспособности предлагает материалы проверки в отношении Шоботкина Э.Б. выделить в отдельную служебную проверку. Согласно резолюции министра МВД по Республике Бурятия ФИО37 О.Ф. получено разрешение.
Служебную проверку в отношении Шоботкина Э.Б. проводил старший инспектор по ОП ИЛС УРЛС МВД по Республике Бурятия майор ФИО38 А.А.
На основании заключения служебной проверки, утвержденной Министром внутренних дел по Республике Бурятия 24 января 2020 г, приказом от 28 января 2020 г. N N служебный контракт с Шоботкиным Э.Б. расторгнут с одновременным увольнением его из органов внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, с 28 января 2020 г.
Шоботкин Э.Б. указав на необоснованность результатов проведенной в отношении него служебной проверки, в ходе которой, по его мнению, факт совершения им порочащего проступка не подтвержден, в связи с чем его увольнение является незаконным, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь статьями 12, 13, 49, 50, 52, 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161 "Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации", исходил из того, что факт совершения Шоботкиным Э.Б. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, служебная проверка проведена в соответствии с действующим законодательством, полно, всесторонне и объективно, с соблюдением процедуры, порядка и сроков ее проведения.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив нарушение процедуры проведения служебной проверки, недоказанность совершения Шоботкиным Э.Б. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, отсутствие оснований для увольнения, суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, принял новое решение об удовлетворении иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установив, что судом апелляционной инстанции нормативные положения, регулирующие основания и порядок проведения служебной проверки, не были применены в их взаимосвязи и единстве, не определены юридически значимые обстоятельства, определением от 17 ноября 2020 г. отменил апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 22 июля 2020 г, дело направил на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении суд апелляционной инстанции, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 13, частью 4 статьи 52, пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктами 13, 14, 15, 17, 30.14, 39, Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161, оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что обстоятельства, приведенные в заключении служебной проверки нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и явились законным основанием для принятия решения об увольнении Шоботкина Э.Б. со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, названным Федеральным законом, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции как в служебное время, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1138, было предусмотрено, что поведение сотрудника всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам стража правопорядка. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет сотрудника (пункт 1 статьи 8). Согласно пункту 2 статьи 3 Кодекса наряду с моральной ответственностью сотрудник, допустивший нарушение профессионально-этических принципов, норм и совершивший в связи с этим правонарушение или дисциплинарный проступок, несет дисциплинарную ответственность.
На основании приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 октября 2013 г. N 883 приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 1138 утратил силу. При этом пунктом 2 приказа от 31 октября 2013 г. N 883 предусмотрено, что до издания Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в системе МВД России следует руководствоваться Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих.
В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренном решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21), установлено, что государственные (муниципальные) служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны среди прочего соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы; воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным (муниципальным) служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа либо органа местного самоуправления (подпункты "ж" и "м" пункта 11 Типового кодекса).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и от 21 ноября 2013 г. N 1865-О).
При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации", часть 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"), что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1486-О).
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел (пункт 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Причиной увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, является совершение сотрудником при выполнении служебных обязанностей поступка, вызывающего сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности, наносящего ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и противоречащего требованиям, предъявляемым к сотрудникам полиции, независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 496-О).
Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанными выше требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 278-О).
Из содержания приведенных нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время, в том числе на них возложены особые обязанности - заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, расценивается как проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел. Применение к сотрудникам органов внутренних дел меры ответственности в виде увольнения за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено их особым правовым статусом.
Исходя из изложенного для решения вопроса о законности увольнения сотрудника органов внутренних дел со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, юридически значимым обстоятельством является установление совершения сотрудником органов внутренних дел действий, подрывающих деловую репутацию и авторитет органов внутренних дел, нарушающих требования к поведению сотрудника при осуществлении служебной деятельности и во внеслужебное время, а также требований по соблюдению профессионально-этических принципов, нравственных правил поведения, закрепленных приведенными выше положениями нормативных правовых актов.
При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка в соответствии с частью 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя проводится служебная проверка.
Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: 1) фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; 2) вины сотрудника; 3) причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; 4) характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; 5) наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней. В срок проведения служебной проверки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время отсутствия сотрудника на службе по иным уважительным причинам (часть 4 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Результаты служебной проверки представляются руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, в письменной форме в виде заключения не позднее чем через три дня со дня завершения проверки. Указанное заключение утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки, не позднее чем через пять дней со дня представления заключения (часть 5 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Сотрудник органов внутренних дел, в отношении которого проводится служебная проверка, обязан давать объяснения в письменной форме по обстоятельствам проведения служебной проверки, если это не связано со свидетельствованием против самого себя, а также имеет право представлять заявления, ходатайства и иные документы, обжаловать решения и действия (бездействие) сотрудников, проводящих служебную проверку, руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, принявшим решение о проведении служебной проверки, знакомиться с заключением по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, потребовать провести проверку своих объяснений с помощью психофизиологических исследований (обследований) (часть 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В заключении по результатам служебной проверки указываются установленные факты и обстоятельства, предложения, касающиеся наложения на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания (часть 7 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки (часть 8 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, установив, что факт совершения Шоботкиным Э.Б. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, выразившегося в применении физической силы и специальных средств к ФИО25 Б.Д, нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, служебная проверка проведена в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением процедуры, порядка и сроков ее проведения, утвержденного Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Поскольку при новом рассмотрении фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, указаний суда кассационной инстанции, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений не являются, поскольку не содержат ссылок на факты, которые не были бы проверены и не учтены судами, в том числе судом апелляционной инстанции при новом рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, учитывая, что увольнение со службы сотрудника органа внутренних дел, совершившего проступок, порочащий честь сотрудника органа внутренних дел, предопределено необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 20 марта 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 1 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Шоботкина Эрдэма Баировича - Савиновой Оксаны Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Е.Н. Раужин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.