Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0007-01-2020-003745-97 (N2-3619/2020) по иску Н.Э.Б. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение мер социальной поддержки, по кассационной жалобе Министерства строительства и жилищно - коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Железнодорожного районного суда г. Улан -Удэ от 22 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Н.Э.Б. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение мер социальной поддержки.
В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном боевых действий, имеет удостоверение от 20 июня 2005 г.
С 2 апреля 2003 г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий, поскольку в период с 21 мая 2002 г. по 29 августа 2002 г? с 16 февраля 2003 г. по 21 ноября 2003 г. принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Ответчиком отказано ему в предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с тем, что удостоверение ветерана боевых действий получено им позднее даты постановки на учет.
Просил признать за ним право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее- Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ) с даты постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со 2 апреля 2003 г.
Определением суда от 2 ноября 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации (далее- Минстрой России)
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 декабря 2020 г. исковые требования удовлетворены. Суд признал за Н.Э.Б. право на получение мер социальной поддержки как ветерана боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с 2 апреля 2003 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 апреля 2021 г. решение Железнодорожного районного суда г. Улан -Удэ от 22 декабря 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представителем Минстроя России ставится вопрос об отмене решения Железнодорожного районного суда г. Улан -Удэ от 22 декабря 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 апреля 2021 г, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции при рассмотрении настоящего дела указанных оснований для отмены либо изменения судебных постановлений не усматривает рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Н.Э.Б. в период с 21 мая 2002 г. по 29 августа 2002 г, с 16 февраля 2003 г. по 21 ноября 2003 г. в составе в/ч "данные изъяты" выполнял задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо- Кавказского региона Российской Федерации в соответствии с приказами командира в/ч N в течение 3 дней непосредственно участвовал в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, что подтверждается записью в военном билете (л.д.113). ответом МВД по Республике Бурятия на запрос суда.
2 апреля 2003 г. истец обратился к Главе Окинского района Республики Бурятия с заявлением, в котором просил поставить его в очередь на улучшение жилищных условий, ссылаясь на то, что является ветераном боевых действий и нуждается в жилье. На указанном заявлении имеется виза о постановке истца на очередь для улучшения жилищных условий.
В книге учета регистрации граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец значится под номером 19.
В материалах дела имеется выписка из протокола заседания районной жилищной комиссии от 2 апреля 2003 г, в соответствии с которой истец, являющийся ветераном боевых действий принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.1 ст.29 Жилищного кодекса РСФСР.
20 июня 2005 г. Н.Э.Б. выдано удостоверение ветерана боевых действий.
Как следует из письма МВД по Республике Бурятия от 8 декабря 2020 г, имеющегося в материалах дела, удостоверение участника боевых действий на имя Н.Э.Б. действительно выдавалось, основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий в соответствии с подп. "в" п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65, п. 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД Российской Федерации от 7 мая 2004 г. N 282, является письмо начальника ОВД Окинского района от 7 июня 2005 г. N, а также запись в военном билете о непосредственном участии в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и праве на льготы, предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия от 1 ноября 2018 г. N Н.Э.Б. в соответствии с п.2.1 Порядка предоставления единовременных денежных выплат и жилищных субсидий на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 мая 2006 г. N исключен из Единого сводного списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Республике Бурятия. В качестве причины исключения истца из указанного списка указано на отсутствие у него права на меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, которой предусматривается, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, пришел к выводу о том, согласно положениям ст. 6, подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ истец является ветераном боевых действий, был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной очереди до 1 января 2005 г, и у него возникло право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем как ветерана боевых действий.
Суд апелляционной инстанции, согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав, что мера социальной поддержки в виде обеспечения Н.Э.Б, нуждающегося в улучшении жилищных условий и вставшего на учет до 1 января 2005 г, гарантируется Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ вне зависимости от времени получения им соответствующего удостоверения о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим законом.
поэтому его исключение из Единого сводного списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем только по тому основанию, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано ему после даты постановки его на соответствующий учет.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами при рассмотрении заявленных исковых требований нормы материального права применены правильно.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ установлено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ и в раздел III (Перечень) приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 1 января 2004 г. изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Таким образом, выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо - Кавказского региона Российской Федерации в период с августа 1999 г. вопреки доводам кассатора отнесено законом к боевым действиям.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г, которые осуществляются в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для ветеранов боевых действий, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 г, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 28 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N N "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России).
Названная инструкция, как указано в ее п. 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подп. 1 - 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных п. 1 ст.16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, поставлено в зависимость от двух условий: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до 1 января 2005 г. с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Поскольку Н.Э.Б. встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий до 1 января 2005 г. в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий, которые в тот период не оформлялись, но при наличии соответствующих документов, подтверждающих его участие в вооруженных конфликтах, был включен в Единый сводный список граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем по Республике Бурятия, выводы судов первой и апелляционной инстанций о наличии у него права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ являются правильными, соответствующими приведенному правовому регулированию и обстоятельствам дела, оснований для их переоценки у судебной коллегии не имеется. Признавая за истцом право на получение мер социальной поддержки, суды правильно приняли во внимание то обстоятельство, что исключение истца из Единого сводного списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем было связано только с выдачей ему удостоверения ветерана боевых действий после даты постановки его на соответствующий учет.
При разрешении спора суды правильно определили характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, установленным на их основании фактическим обстоятельствам, и примененным нормам права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Н.Э.Б. статуса ветерана боевых действий и права на меры социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который правильно указал, что для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Суд апелляционной инстанции правильно отметил, что Н.Э.Б. данным критериям соответствует, что в дальнейшем, было подтверждено выдачей удостоверения установленного образца, которое не аннулировано и недействительным не признано.
В целом доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, о нарушении судами норм материального и процессуального права не свидетельствуют, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции и не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 декабря 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 5 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.