Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0019-01-2020-010859-61 (2-1005/2021) по иску К.З.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) о включении в стаж работы периодов учебы и перерасчете трудового (страхового) стажа для присвоения звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе К.З.А. на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 января 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 апреля 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
К.З.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Новокузнецке Кемеровской области (межрайонное) (далее- УПФР в г. Новокузнецке) о включении в стаж работы периодов учебы и перерасчете трудового (страхового) стажа для присвоения звания "Ветеран труда".
В обосновании исковых требований указала, что является учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории в МБОУ "Основная общеобразовательная школа N 24" г. Новокузнецка.
10 июня 2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о получении справки о стаже для последующего оформления льготы - звания "Ветеран труда", полагая, что ее общий трудовой стаж составляет более 41 года, на что ответчиком ей выдана справка, согласно которой страховой стаж К.З.А. составляет всего 37 лет 2 мес. 13 дней, в стаж не включены годы учебы в педагогическом ВУЗе (3 года 9 мес. 27 дней).
26 июня 2020 г. истец направила письменное заявление ответчику с просьбой включить в стаж работы периоды учебы в ВУЗе, поскольку посчитала, что первоначальный расчет стажа произведен ответчиком с нарушением нормативно-правовых актов пенсионного законодательства, на что, в последующем ей неоднократно письменно сообщали об окончательном определении страхового стажа который составил 37 лет 2 месяца и 13 дней.
Просила суд с учетом уточненных исковых требований возложить на УПФР в г. Новокузнецке обязанность выдать справку о трудовом (страховом) стаже застрахованною лица К.З.А. с указанием его продолжительности, в том числе учтенного на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, с внесением периода учебы в Новокузнецком педагогическом институте с 1 сентября 1978 г. по 15 августа 1982 (3 года 9 мес. 27 дней) на дату вынесения судом решения.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 января 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 апреля 2021 г. решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 15 января 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции К.З.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, просит принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов кассационной жалобы настаивает на доводах иска о том, что имеются основания для перерасчета назначенной пенсии, поскольку, по мнению истца, ответчик неверно толкует нормы права о порядке включения в трудовой стаж периодов обучения в ВУЗе.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает что, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Судами установлено и следует из материалов дела, что К.З.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочно на льготных основаниях в связи с педагогической деятельностью, 3 марта 2010 г. была назначена трудовая пенсия по старости. На дату назначения пенсии страховой стаж К.З.А. составил 27 лет 4 месяца 28 дней.
10 июня 2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о получении справки о стаже для последующего оформления льготы - звания "Ветеран труда", полагая, что ее общий трудовой стаж составляет более 41 года, на что ответчиком ей выдана справка, согласно которой страховой стаж К.З.А. составляет всего 37 лет 2 мес. 13 дней, в стаж не включены годы учебы в педагогическом ВУЗе (3 года 9 мес. 27 дней).
Как следует из ответов УПФР в г. Новокузнецке от 24 июля 2020 г. и от 1 сентября 2020 г. ответчиком расчет страховой пенсии К.З.А. произведен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ), без включения в стаж периода учебы, как наиболее выгодный для истца вариант расчета.
Не согласившись с мнением ответчика, истец обратилась с настоящим иском в суд, просит включить период обучения в ВУЗе в общий трудовой стаж необходимый ей для получения звания "Ветеран труда".
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, так как пенсионным органом осуществляется исчисление страхового стажа для назначения пенсии, при расчете истцу пенсии нарушений действующего законодательства ответчиком не допущено и на подобные нарушения не ссылается истец, справка об общем размере страхового стажа выдана истцу в соответствии с требованиями законодательства.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав К.З.А. определен по п.3 ст.30 Закона Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173- ФЗ с учетом общего стажа, как наиболее выгодный для истца вариант, при этом, периоды обучения в ВУЗе, включены пенсионным органом в общий трудовой стаж К.З.А. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что перечень периодов работы, учитываемых при подсчете стажа трудовой деятельности, определенный республиканским законодательством для установления статуса ветерана труда в Кемеровской области, не совпадает с перечнем страховых периодов, учитываемых органами Пенсионного Фонда для назначения страховой пенсии по старости, поскольку применяется для различных целей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно.
Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства (ст.7) установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения, вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, объем и условия их предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям федерального законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при определении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, включая социальную поддержку.
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее- Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ) устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, определяет с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств, ветеранов военной службы, ветеранов труда (преамбула и ст. 1).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).
Законом Кемеровской области от 16 июня 2006 г. N 78-ОЗ "Об установлении порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" (далее - Закон Кемеровской области от 16 июня 2006 г. N 78-ОЗ) в ст. 2 определено, что такое звание присваивается гражданам, имеющим стаж работы, учитываемый при установлении страховой пенсии (далее - стаж), не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин и достигшим возраста, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей по состоянию на 31 декабря 2018 г.
6 сентября 2006 г. Коллегией Администрации Кемеровской области принято постановление N 177, которым утверждено Положение о порядке присвоения звания "Ветеран труда" в Кемеровской области (далее - Положение).
Согласно пункту 2.2.3 Положения граждане, указанные в подп. "в" п. 1.3 настоящего Положения, дополнительно к документам, указанным в п. 2.2 настоящего Положения, предоставляют документы, подтверждающие страховой стаж работы, учитываемой при установлении страховой пенсии (не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин).
При этом, документом, подтверждающим трудовой (страховой) стаж в отношении граждан, достигших возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с федеральным законодательством, является справка территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о трудовом (страховом) стаже застрахованного лица с указанием продолжительности трудового (страхового) стажа, в том числе учтенного на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, на дату обращения за указанной справкой.
Согласно положениям ст. 4 Закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда" меры социальной поддержки ветеранам труда на территории Кемеровской области предоставляются после назначения страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных поименованным федеральным законом.
Статья 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяет, что трудовой стаж - это учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", определяя правовую основу и принципы организации поименованного учета в том числе в целях обеспечения реализации прав в системе обязательного пенсионного страхования, под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимает организацию и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает, что Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст.ст. 1 и 8.1).
Таким образом, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Положением о порядке присвоения звания "Ветеран труда" в Кемеровской области урегулирован порядок предоставления мер социальной поддержки одним из условий которого является предоставление документов подтверждающих наличие необходимого трудового (страхового) стажа, при этом указано о предоставлении именно справки территориального органа Пенсионного фонда. поскольку оценка пенсионных прав с целью назначения страховой пенсии производится указанным органом в силу его исключительной компетенции на основании всех представленных гражданами документов, в том числе трудовой книжки и документов о прохождении обучения, как и констатация факта выплаты определенного вида пенсии.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ трудовой стаж для расчета пенсии учитывается на 1 января 2002 г. После 1 января 2002 г. учитываются страховые взносы, уплаченные работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица.
Положения ст. 30, предусматривающие правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц, относятся к нормам, регулирующим исчисление размера трудовых пенсий и подлежащим применению в целях определения размеров страховых пенсий.
Согласно п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 от 11 декабря 2012 г. расчетный размер трудовой пенсии в силу п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определяется по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п.3 названной статьи, либо в порядке, установленном п. 4 названной статьи, либо в порядке, установленном п. 6 названной статьи.
Действительно, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре (подп. "и").
Между тем, п. 3 ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую не включаются периоды обучения, в том числе, в высших учебных заведениях.
Установив, что страховой стаж истца, подсчитан пенсионным органом в соответствии с действующим законодательством, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами суда, о том, что судами неверно толкуются и применяются вышеуказанные нормы права, о том, что трудовой стаж следует исчислять по нормам ранее действовавшего законодательства, не могут повлечь отмену по существу правильного решения, так как нормы материального права, регулирующие спорны отношения, судами истолкованы правильно.
Следует отметить, что в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" обращено внимание судов на то, что в случае исчисления расчетного размера трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
При расчете пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ значение имеет стажевый коэффициент и общий трудовой стаж, куда включается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, исчисленный в календарном порядке по его фактической продолжительности; при этом включение периода учебы в общий трудовой стаж не предусмотрено.
В то же время законодателем закреплена возможность осуществления оценки пенсионных прав и по варианту, предусмотренному п. 4 ст. 30 вышеуказанного закона, когда значение имеет стажевый коэффициент и общий трудовой стаж, куда периоды учебы засчитываются в качестве иной общественной полезной деятельности, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы также включается в общий трудовой стаж, при этом периоды военной службы по призыву включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.
Возможность одновременного применения формул подсчета размеров трудовых пенсий, указанных соответственно в п. п. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, действующее законодательство не предусматривает. При этом выбирается наиболее выгодный для застрахованного лица вариант.
Учитывая, что истец не оспаривала исчисление расчетного размера ее трудовой пенсии по старости, который был произведен пенсионным органов в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, принимая во внимание выданную истцу пенсионным органом справку, в которой указано на наличие у нее страхового стажа 37 лет 2 месяца 13 дней, без учета периода учебы 3 года 9 месяцев 27 дней (л.д.57), выводы судов об отказе в удовлетворении иска соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Поскольку суд кассационной инстанции, определяя наличие (или отсутствие) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений, должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 15 января 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу К.З.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.