Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Шефер И.А. и Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N38RS0022-01-2020-002846-82 (2-2085/2020) по иску Федунь Е.А. к ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", Министерству социального развития Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в назначении мер социальной поддержки, обязании принять решение о выдаче свидетельства, обязании выдать свидетельство
по кассационным жалобам областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Тайшетского городского суда Иркутской области 26 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 февраля 2021 г, которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения представителя областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" Маруженко К.И, поддержавшей доводы кассационных жалоб, принимавшей участие в судебном заседании по видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федунь Е.А. обратились в суд с иском к областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по Тайшетскому району") о признании незаконным решения ОГКУ "УСЗН по Тайшетскому району" по вопросу выдачи свидетельства на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, на что получила уведомление от 6 октября 2020 г. N N об отказе в назначении. Причиной отказа явилось отсутствие права на предоставление социальной выплаты. С данным отказом она не согласна, так как ее жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" попал в зону чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, заключением межведомственной комиссии был признан непригодным для проживания.
Истец полагает, что она соответствует всем необходимым условиям, предусмотренным постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N для назначения социальной выплаты: является собственником жилого помещения, решением суда установлен факт ее владения и пользования жилым помещением на день введения режима ЧС; утраченное жилое помещение находится в зоне ЧС; межведомственная комиссия по результатам обследования признала ее жилой дом непригодным для проживания, имеющиеся повреждения были причинены в результате наводнения.
Просила суд признать незаконным решение от 6 октября 2020 г. ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" об отказе в назначении меры социальной поддержки "свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате ЧС, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" Федунь Е.А. в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес"; обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" принять решение о выдаче Федунь Е.А. меры социальной поддержки "свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате ЧС, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес"; обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать Федунь Е.А. меру социальной поддержки "свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате ЧС, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес".
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области 26 ноября 2020 г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
Признать незаконным решение от 6 октября 2020 г. N областного государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" об отказе в назначении меры социальной поддержки "свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате ЧС, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области Федунь Е.А. в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес".
Обязать областное государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" принять решение о выдачи Федунь Е.А. меры социальной поддержки "свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате ЧС, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес".
Обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать Федунь Е.А. меру социальной поддержки "свидетельство на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате ЧС, сложившийся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 февраля 2021 г. решение Тайшетского городского суда Иркутской области 26 ноября 2020 г. оставлено без изменения.
В поданных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационных жалобах ОГКУ "УСЗН по Тайшетскому району", Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области ставится вопрос об отмене решения Тайшетского городского суда Иркутской области 26 ноября 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 февраля 2021 г. как незаконных.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобы не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, истец Федунь Е.А. является собственником дома, расположенного по адресу: Иркутская "адрес", с 27 января 2020 г, согласно выписке из Единого государственного реестра.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 18 августа 2020 г. установлен факт владения и пользования Федунь Е.А. объектом недвижимости - жилым домом, расположенным по адресу: Иркутская "адрес", с кадастровым номером 38:29:030101:333, общей площадью 26.4 кв.м, на день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Из копии акта от 10 июля 2019 г. N обследования межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Бирюсинского городского поселения от 10 ноября 2006 г. N помещения по адресу: Иркутская "адрес", следует, что в результате ЧС, вызванной паводком в июне 2019 г, территория подвержена затоплению. Выявлены основания для признания жилого помещения по адресу: "адрес" подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации и воздействия паводка характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в положении требованиями.
Заключением межведомственной комиссии от 10 июля 2019 г. N об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пострадавшего в результате ЧС вызванной паводком на территории Бирюсинского муниципального образования, выявлены основания для признания помещения (жилого помещения) по адресу: Иркутская "адрес", подлежащим капитальному ремонту.
12 февраля 2020 г. межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации Бирюсинского городского поселения от 10 ноября 2006 г. N составлен акт N обследования помещения по заявлению Федунь Е.А. по адресу: "адрес".
Заключением межведомственной комиссии от 14 февраля 2020 г. N об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещение, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пострадавшего в результате ЧС вызванной паводком на территории Бирюсинского муниципального образования, выявлены основания для признания помещения (жилого помещения) по адресу: Иркутская "адрес", непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу.
Постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N, жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории Бирюсинского муниципального образования Тайшетский район.
Постановлением Бирюсинского муниципального образования от 19 февраля 2020 г. N (пункт 1.1) дом, расположенный по адресу: "адрес", поврежденный в результате чрезвычайной ситуации в границах Бирюсинского муниципального образования признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключению МБУ "Проектно-Сметное бюро" по визуальному обследования конструкций жилого дома по адресу: "адрес", в октябре 2020 г. в целом строительные конструкции здания находятся в аварийном состоянии из-за потери несущей способности грунтов основания здания в результате обводнения грунтовыми водами. Исходя из результатов визуального обследования, требований законодательства в области градостроительства, строительных норм и правил, жилой дом общей площадью 26, 4 кв.м, не отвечает требованиям законодательства в области градостроительства, строительным нормам и правилам. Существует угроза для жизни и здоровья граждан. В соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социальнокультурного назначения" истек срок эффективной эксплуатации основных несущих элементов здания - фундаментов, деревянного остова (сруба), деревянного перекрытия, кровли.
Согласно справкам администрации Бирюсинского муниципального образования жилое помещение, расположенного по адресу: "адрес" признано аварийным в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории Бирюсинского городского поселения, Федунь Е.А. в администрацию с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания (аварийным) не обращалась, в реестре аварийного жилищного фонда Бирюсинского муниципального образования жилое помещение не числится.
28 сентября 2020 г. Федунь Е.А. обратилась с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты, приложив к заявлению документы согласно пункту12 Положения.
Решением ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району" от 6 октября 2020 г. N Федунь Е.А. было отказано в назначении мер социальной поддержки "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты.
Согласно уведомлению от 6 октября 2020 г. N Федунь Е.А. отказано в назначении мер социальной поддержки "Свидетельство на единовременную денежную выплату или строительство жилого помещения в связи с утратой или повреждением в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области" по причине отсутствия права гражданина на предоставление социальной выплаты.
Разрешая спор по существу, с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании собранных по делу доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований истца Федунь Е.А, поскольку жилой дом истца включен в границу зон чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования Тайшетский район, истец постоянно проживала в жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации, до наступления неблагоприятных событий данное жилое помещение являлось пригодным для ее проживания и единственным местом жительства, непригодность жилища возникла в результате чрезвычайной ситуации. При этом заключением межведомственной комиссии от 14 февраля 2020 г. N выявлены основания для признания помещения (жилого дома) по адресу: "адрес" непригодным для проживания, аварийным, подлежащим сносу, заключение принято членами комиссии единогласно, не оспорено и не отменено в установленном законом порядке. Таким образом, жилой дом в установленном законом порядке, надлежащим органом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.
ОГКУ "УСЗН по Тайшетскому району", Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области были поданы апелляционные жалобы на решение Тайшетского городского суда Иркутской области 26 ноября 2020 г.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18).
Согласно пункту "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением муниципального образования "Тайшетский район" от 26 июня 2019 г. N, на территории Тайшетского района введен режим чрезвычайной ситуации.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера, установлен особый уровень реагирования, Правительству Российской Федерации даны соответствующие поручения.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера, установлен особый уровень реагирования, Правительству Российской Федерации даны соответствующие поручения.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. N-пп утвержден Порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Пунктом 1 постановления Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В соответствии с пунктом 7 названного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на строительство или покупку жилого помещения, права на получение такой выплаты является наличие сведений о признании принадлежащего ему жилого помещения аварийным и подлежащим сносу.
Процедура принятия такого решения включает в себя заключение межведомственной комиссии и принятие органом власти соответствующего распоряжения. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке.
К выводам об удовлетворении исковых требований суды пришли на основании доказательств, подтверждающих право истца на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес", в результате чрезвычайной ситуации, в период наводнения, вызванного сильными дождями прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области. При этом суды установили, что доказательств, свидетельствующих о том, что жилое помещение истца было утрачено не в связи с чрезвычайной ситуацией, материалы дела не содержат.
Доводы жалоб о том, истец на день введения режима чрезвычайной ситуации не являлась собственником дома и не имела на день введения режима чрезвычайной ситуации документа, являющегося основанием для государственной регистрации права собственности на спорный жилой дом, были предметом проверки суда апелляционной инстанции, которые отклонены как необоснованные, поскольку опровергаются решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 18 августа 2020 г. об установлении факта владения и пользования Федунь Е.А. жилым домом, расположенным по адресу: "адрес", с кадастровым номером 38:29:030101:333, общей площадью 26.4 кв.м, на день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 на территории Иркутской области.
Доводы жалоб о том, что утрата истцами жилья обусловлена не воздействием паводка, а с длительным сроком эксплуатации, были предметом проверки суда апелляционной инстанции и отклонены как не основанные на доказательствах.
Выводы судов являются мотивированными, судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационных жалоб повторяют доводы апелляционных жалоб, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судами доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационных жалоб не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационных жалоб и отмены решения Тайшетского городского суда Иркутской области 26 ноября 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 февраля 2021 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области 26 ноября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 15 февраля 2021 г. оставить без изменения, кассационные жалобы областного государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Тайшетскому району", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.