Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-9/2021 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Горбунова Вячеслава Олеговича об оспаривании нормативного правового акта в части
по апелляционным жалобам Правительства Севастополя, департамента городского хозяйства города Севастополя на решение Севастопольского городского суда от 11 февраля 2021 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, объяснения представителя административного истца Жмаева М.Ю, представителя административного ответчика Правительства Севастополя Болтенко З.В, представителя заинтересованного лица департамента городского хозяйства города Севастополя Вышковского С.В, представителя заинтересованного лица государственного бюджетного учреждения города Севастополя "Парки и Скверы" Панибог В.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, судебная коллегия
установила:
Постановлением Правительства Севастополя от 17 сентября 2018 г. N 605-ПП (далее также Постановление N 605-ПП) установлен перечень пляжей в городе Севастополе согласно приложению N1 к настоящему постановлению, а также определен перечень лиц, ответственных за содержание пляжей в городе Севастополе, указанных в пункте 1 настоящего постановления, согласно приложению N 2 к постановлению.
Постановлением Правительства Севастополя от 9 июня 2020 г. N 262-ПП (далее также Постановление N 262-ПП) в указанное Постановление N 605-ПП внесены изменения, в том числе, в приложении N1 пляж "Парк Победы" включен в группу пляжей, организованных на основании иных правоустанавливающих документов, в приложении N 2 лицом, ответственным за содержание пляжа "Парк Победы", указано государственное бюджетное учреждение города Севастополя "Парки и Скверы" (далее ГБУ "Парки и Скверы").
Индивидуальный предприниматель Горбунов В.О. обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений, просил признать недействующим Постановление N 262-ПП в части указаний в приложении N 2 пляжа "Парка Победы" в составе пляжей, организованных на основании иных правоустанавливающих документов, а также в части определения лицом, ответственным за содержания пляжа "Парк Победы", ГБУ "Парки и Скверы", как нарушающее его права как оператора пляжа города Севастополя.
Определением Арбитражного суда г. Севастополя от 5 октября 2020 г, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2020 г, административный иск индивидуального предпринимателя Горбунова В.О. передан для рассмотрения по подсудности в Севастопольский городской суд.
Решением Севастопольского городского суда от 11 февраля 2021 г. административное исковое заявление удовлетворено.
На решение суда административным ответчиком Правительством Севастополя подана апелляционная жалоба, а также дополнительные пояснения к апелляционной жалобе, с просьбой об отмене судебного акта, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Заинтересованным лицом департаментом городского хозяйства города Севастополя также подана апелляционная жалоба на решение суда, с просьбой о его отмене, принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Относительно доводов апелляционных жалоб административным истцом, а также участвующим в деле прокурором, поданы возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, дополнительных пояснений к ним, возражений на них, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, проверив законность и обоснованность решения по правилам части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 8 статьи 25 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений отнесено утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.
Регулирует водные отношения на территории города Севастополя и устанавливает полномочия органов государственной власти города Севастополя, отнесенные Водным кодексом Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Закон города Севастополя от 30 декабря 2015 г. N 229-ЗС "О регулировании водных отношений на территории города Севастополя".
Часть 2 статьи 3 названного Закона к полномочиям Правительства Севастополя и уполномоченных исполнительных органов государственной власти города Севастополя относит, в том числе, утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.
Правительством Севастополя в постановлении от 31 марта 2015 г. N 236-ПП утверждены правила охраны жизни людей на водных объектах в городе Севастополе, пунктом 1.2 которых определено, что зона купания (пляж) устанавливается Правительством Севастополя.
В соответствии с предоставленными полномочиями Правительством Севастополя в постановлении от 17 сентября 2018 г. N 605-ПП установлен перечень пляжей в городе Севастополе согласно приложению N1 к настоящему постановлению, а также определен перечень лиц, ответственных за содержание пляжей в городе Севастополе, указанных в пункте 1 настоящего постановления, согласно приложению N 2 к постановлению.
Первоначальный текст постановления опубликован 17 сентября 2018 г. на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru, 17.09.2018, а также 25 сентября 2018 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Оспариваемое постановление N 262-ПП от 9 июня 2020 г. опубликовано 10 июня 2020 г. на официальном сайте Правительства Севастополя http://sevastopol.gov.ru, вступило в законную силу со дня официального опубликования (пункт 2 данного постановления).
В настоящее время Постановлением Правительства Севастополя от 27 мая 2021 г. N 228-ПП в постановление Правительства Севастополя от 17 сентября 2018 г. N 605-ПП "Об установлении перечня пляжей в городе Севастополе" внесены изменения, в том числе пляж "Парк Победы" указан в числе пляжей, организованных на основании договора о благоустройстве пляжа города Севастополя, индивидуальный предприниматель Горбунов В.О. указан в качестве лица, ответственного за содержание пляжа.
Положениями подпункта "в" пункта 2 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта. Обязанность доказывания этих обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Постановлением Правительства Севастополя от 22 марта 2016 г. N 220-ПП "О благоустройстве пляжей города Севастополя" утверждено Положение о порядке проведения конкурса на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа города Севастополя и заключения договора о благоустройстве пляжа, в соответствии с которым оператором пляжа является лицо, заключившее договор о благоустройстве пляжа в соответствии с настоящим Положением.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ г. между ГКУ "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства" и индивидуальным предпринимателем Горбуновым В.О. по результатам конкурса заключен договор N о благоустройстве пляжа города Севастополя в соответствии с решением, утвержденным протоколом ДД.ММ.ГГГГ. N Комиссии по благоустройству и подготовке к купальному сезону пляжей города Севастополя, созданной в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Севастополя от 22 марта 2016 г. N220-ПП.
Согласно п.1.2 деятельность по настоящему договору осуществляется Оператором пляжа на пляже "Парк Победы", находящемся по адресу: Российская Федерация, г. Севастополь, Гагаринский район, в границах места массового отдыха на водных объектах в городе Севастополе, определенного Правительством Севастополя. Разделом 3 договора установлен срок действия договора 6 апреля 2030 г.
Постановлением N 262-ПП от 9 июня 2020 г. в приложении N1 пляж "Парк Победы" включен в группу пляжей, организованных на основании иных правоустанавливающих документов, в приложении N 2 пляж "Парк Победы" включен в группу пляжей, организованных на основании иных правоустанавливающих документов, а лицом, ответственным за содержание пляжа, указано ГБУ "Парки и скверы".
Доказательства соблюдения при определении оператором пляжа "Парк Победы" ГБУ "Парки и скверы" установленного Постановлением Правительства Севастополя от 22 марта 2016 г. N 220-ПП "О благоустройстве пляжей города Севастополя" Положения о порядке проведения конкурса на лучшее эскизное предложение по благоустройству пляжа города Севастополя и заключения договора о благоустройстве пляжа, в материалах дела отсутствуют.
Ссылки Правительства Севастополя в дополнениях к апелляционной жалобе на пункт 2.3.7 постановления Правительства Севастополя от 3 ноября 2017 г. N 844-ПП "Об утверждении Правил благоустройства территории города Севастополя" не могут служить доказательством обоснованности определения оператором пляжа ГБУ "Парки и Скверы", поскольку данным пунктом благоустройство территорий возложено на уполномоченные органы исполнительной государственной власти города Севастополя и (или) органы местного самоуправления в части территорий, в отношении которых с юридическими или физическими лицами или индивидуальными предпринимателями не заключались соответствующие договоры на содержание и благоустройство территорий.
Таким образом, оспариваемое в части Постановление N 262-ПП принято с нарушением принципа конкурсного определения оператора пляжа, при наличии действующего договора о благоустройстве пляжа города Севастополя, заключенного с административным истцом в соответствии с установленным порядком, что свидетельствует о несоблюдении процедуры принятия нормативного правового акта. Указанное нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта является существенным нарушением, влекущим признание его недействующим.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы суда первой инстанции о нарушении прав административного истца оспариваемым нормативным правовым актом, несмотря на действие в период заключения с ним договора на благоустройство постановления Правительства Севастополя от 17 сентября 2018 г. N605-ПП в редакции, предусматривающей в качестве лица, ответственного за содержание пляжа "Парк Победы", общества с ограниченной ответственностью "КрымКомфорт", поскольку невыполнение Правительством Севастополя обязанности по актуализации данного постановления не могут нарушать права административного истца на судебную защиту.
При этом, вопреки выводам суда первой инстанции, проект Постановления N 262-ПП не требовал оценки регулирующего воздействия, так как указанная оценка производится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности и бюджетов субъектов Российской Федерации (пункт 1.1 статьи 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"). Оспариваемым Постановлением каких-либо запретов и ограничений для ведения административным истцом предпринимательской деятельности не содержит.
Выводы суда об обратном не привели к вынесению ошибочного решения и основанием к отмене верного по сути судебного акта не является.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского городского суда от 11 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Севастополя, департамента городского хозяйства города Севастополя - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.