Санкт-Петербург 14 июля 2021 года
Второй апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ехаловой Ю.А, при секретаре-помощнике судьи Овчинниковой Э.Ф, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-110/2021 по апелляционной жалобе департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2021 года, которым удовлетворен административный иск Замаро А.Б. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Замаро А.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, заинтересованное лицо Бахов И.И, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, просила установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере, равном рыночной стоимости 161 525 рублей по состоянию на 21 ноября 2016 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с 11 августа 2016 года по 21 августа 2017 года являлся собственником гаража 20, общей площадью 26, 7 кв.м, расположенного в блоке 48 по адресу: "адрес", кадастровый номер N. Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 21 ноября 2016 года установлена в размере 772 540, 20 рублей, что существенно превышает его рыночную стоимость и повлекло спор с налоговым органом.
Также Замаро А.Б. просила взыскать с административных ответчиков департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа и Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало- Ненецкому автономному округу судебные расходы в размере 30 000 рублей, в том числе расходы по оплате отчёта - 10 000 рублей и 20 000 рублей - расходы на оплату услуг представителя.
Определением от 11 ноября 2020 года суд исключил из участников административного дела департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, привлек к участию в деле в качестве административных ответчиков: департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ямало-Ненецкому автономного округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу; в качестве заинтересованных лиц: департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьск, Бахова И.И.
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2021 года административное исковое заявление удовлетворено, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N, общей площадью 26, 7 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере 172 209 рублей, по состоянию на 21 ноября 2016 года. Указана дата подачи в суд административного искового заявления - 22 октября 2020 года. С департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа взысканы судебные расходы на производство судебной экспертизы в размере 40 000 рублей в пользу ООО "ЭКО-Н".
В апелляционной жалобе представитель департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, не оспаривая выводов суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости, просит решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2021 года отменить в части взыскания судебных расходов и принять в данной части новый судебный акт, которым отказать во взыскании в пользу ООО "ЭКО-Н" судебных расходов по проведению судебной экспертизы в размере 40 000 рублей с департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа. Указывает, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости утверждены приказом департамента экономики автономного округа от 17 ноября 2016 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением земель" N 415-О. Постановлением Правительства автономного округа от 22 мая 2017 года N 469-П с 01 октября 2017 года полномочия в указанной сфере переданы департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа. Вместе с тем, департамент имущественных отношений не является правопреемником по обязательствам имущественного характера, возникшим у департамента экономики. Кроме того, административным ответчиком не оспаривалось право административного истца на пересмотр кадастровой стоимости объекта недвижимости, в связи с чем решение не может расцениваться как принятое против административного истца, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов.
Ввиду подачи апелляционной жалобы на решение суда, принятого в порядке упрощенного (письменного) производства, руководствуясь частью 2 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрение административного дела по апелляционной жалобе осуществляется судьей единолично.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, а именно: административный истец - Замаро А.Б, административные ответчики - департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ямало-Ненецкому автономного округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу, заинтересованные лица - департамент имущественных отношений Администрации города Ноябрьск, Бахов И.И, не явились и своих представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в их отсутствие.
Согласно частям 1, 2 статьи 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных названным Кодексом.
В силу требований статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции.
КАС РФ к лицам, участвующим в деле, отнесены заинтересованные лица (статья 37), которые пользуются правами и обязанностями, в том числе по представлению доказательств, заявлению ходатайств, представлению возражений относительно доводов иных лиц (статья 45), могут быть привлечены к участию в административном деле по инициативе суда, если при разрешении административного дела могут быть затронуты их права и обязанности (статья 47). При этом суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других заинтересованных лиц, в том числе при подготовке административного дела к судебному разбирательству (пункт 3 части 3 статьи 135).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
Согласно статье 245 КАС РФ, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности, Закон N 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими и юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из материалов дела следует, что Замаро А.Б. в период с 11 августа 2016 года по 21 августа 2017 года являлась собственником гаража 20, общей площадью 26, 7 кв.м, расположенного в блоке 48 по адресу: "адрес" кадастровый номер N (далее - объект недвижимости, помещение). Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости по состоянию на 21 ноября 2016 года установлена в размере 772 540, 20 рублей.
Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 октября 2014 года N 83-ЗАО с 01 января 2015 года на территории Ямало-Ненецкого автономного округа установлена единая дата начала применения порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (статья 1).
Приказом департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2016 года "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением земель" N 415-О утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением земель.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером N установлена в размере 772 540, 20 рублей. Результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости утверждены по состоянию на 21 ноября 2016 года приказом департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 ноября 2016 года N 415-О (том 1, л.д.15).
В соответствии с постановлением Губернатора ЯНАО от 27 марта 2017 года N 28-ПГ "О передаче отдельных полномочий исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа", - в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 34 Устава (Основного закона) Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях обеспечения эффективной деятельности исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа постановлено передать с 01 октября 2017 года департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа следующие государственные функции, осуществляемые департаментом экономики Ямало-Ненецкого автономного округа:
1.1. осуществление функций уполномоченного органа по:
- формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;
- направлению перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества;
- размещению перечня на Официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа;
1.2. осуществление функций уполномоченного органа по:
- принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества, за исключением земель на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;
- утверждению результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, за исключением земель на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;
- опубликованию утвержденных результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, за исключением земель на территории Ямало-Ненецкого автономного округа;
- направлению сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, за исключением земель на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в Единый государственный реестр недвижимости.
Данным постановлением установлено, что департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа является правопреемником департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа по реализации прав и обязанностей только в части полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления.
Из указанного постановления следует, что обязательства имущественного характера, возникшие у департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа не подлежали включению в пункт 1 настоящего постановления, а соответственно к правопреемнику не перешли.
На основании постановления Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 мая 2017 года N 469-П с 01 октября 2017 года полномочия в указанной сфере переданы департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа.
Таким образом, департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа является надлежащим административным ответчиком по делу, как орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта по состоянию на 25 ноября 2016 года.
Вместе с тем, определением от 11 ноября 2020 года суд исключил из участников административного дела департамент экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, указанный административным истцом в качестве административного ответчика по делу.
Рассмотрев требование об оспаривании кадастровой стоимости без привлечения к участию в административном деле департамента экономики Ямало-Ненецкого автономного округа, суд первой инстанции фактически принял решение о его правах и обязанностях, что является безусловным основанием для отмены судебного решения в апелляционном порядке.
Учитывая изложенное, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным и обоснованным, допущенные судом первой инстанции нарушения процессуального закона суд апелляционной инстанции признает существенными, являющимися безусловным основанием для отмены решения на основании пункта 4 статьи 310 КАС РФ и направления административного дела в соответствии с пунктом 3 статьи 309 КАС РФ на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого следует учесть изложенное, определить круг лиц, участвующих в деле, в привлечь их к участию в деле в соответствии с требованиями процессуального законодательства, правильно определить обстоятельства, имеющие значение для административного дела и дать оценку собранным доказательствам.
Поскольку суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения суда первой инстанции по результатам надлежащего судебного разбирательства, постольку полагает возможным оставить доводы апелляционной жалобы без правовой оценки.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 марта 2021 года отменить. Направить дело на новое рассмотрение в суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Судья Ю.А. Ехалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.