Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Захарова Е.И, Войтко С.Н, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-16/2021 по административному исковому заявлению Тавакай А.А. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, с апелляционной жалобой Министерства финансов Республики Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 16 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Тавакай А.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, Министерству финансов Российской Федерации, мэрии г. Кызыла о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 1000000 рублей. В обоснование заявленных требований истец указал, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 мая 2018 года на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить ему на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение. На основании переданного в службу судебных приставов исполнительного листа возбуждено исполнительное производство. Между тем, до настоящего времени судебный акт о предоставлении жилого помещения не исполнен. В этой связи административный истец полагал, что общая продолжительность исполнения решения суда, составляющая более двух лет, превышает разумный срок, нарушает его права и свидетельствует о наличии оснований для присуждения соответствующей компенсации.
Определением судьи Верховного Суда Республики Тыва от 26 февраля 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство финансов Республики Тыва, в качестве заинтересованных лиц - межрайонный отдел судебных приставов по г. Кызылу УФССП по Республике Тыва, судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела судебных приставов г. Кызыла Куулар А.С..
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 16 марта 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично, Тавакай А.А. присуждена компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70000 рублей. Исполнение решения суда возложено на Министерство финансов Республики Тыва за счет средств республиканского бюджета. В удовлетворении в остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Министерство финансов Республики Тыва просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, обосновывая это тем, что в региональном бюджете не заложены денежные средства для выплаты присужденной компенсации, исполнить решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 мая 2018 года имеет возможность Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, судебные приставы-исполнители бездействуют.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Аналогичное положение содержится в части 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Из материалов гражданского дела N 2-2535/2018 следует, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 мая 2018 года, вступившим в законную силу 22 июня 2018 года, на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить Тавакай А.А. на условиях договора найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, соответствующее санитарным и гигиеническим требованиям, общей площадью не ниже 12, 5 кв.м.
02 июля 2018 года постановлением судебного пристава-исполнителя на основании выданного 25 июня 2018 года исполнительного листа, предъявленного Тавакай А.А. к исполнению 26 июня 2018 года, то есть в пределах срока предъявления исполнительного документа, в отношении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва возбуждено исполнительное производство N 11061/18/17002-ИП, поскольку судебное решение не было исполнено в добровольном порядке.
29 ноября 2019 года определением Кызылского городского суда Республики Тыва произведена замена должника - Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на его правопреемника - Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.
На момент обращения Тавакай А.А. в суд с рассматриваемым административным исковым заявлением исполнительное производство не было окончено и осуществлялось более двух лет.
В связи с этим судом при рассмотрении административного дела по существу сделан обоснованный вывод о том, что административным истцом соблюден срок обращения с административным иском в суд, предусмотренный частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и последний имеет право на обращение в суд за присуждением компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Исходя из положений пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11), общая продолжительность производства по исполнению судебного акта включает в себя период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.
В данном случае из представленных по делу доказательств следует, что Тавакай А.А. самостоятельно 26 июня 2018 года предъявил исполнительный документ в службу судебных приставов, однако во исполнение судебного решения договор специализированного найма жилого помещения до настоящего времени не заключен. Следовательно, со дня предъявления исполнительного документа к исполнению (26 июня 2018 года) до дня поступления заявления о компенсации в суд, уполномоченный его рассматривать (08 февраля 2021 года), продолжительность исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 21 мая 2018 года составила два года семь месяцев тринадцать дней; общий срок исполнения решения городского суда с момента вступления его в законную силу (22 июня 2018 года) - два года семь месяцев семнадцать дней.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 1 Федерального закона N 68-ФЗ компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
Присуждение компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции не установлено, что неисполнение судебного акта в предусмотренный для этого срок произошло по причине совершения каких-либо действий либо в силу бездействия взыскателя Тавакай А.А.
Из материалов гражданского дела N 2-2535/2018 следует, что и со стороны суда не допущено каких-либо деяний, связанных с несвоевременностью исполнения его решения. Вступивший в законную силу судебный акт в резолютивной части не содержит неясностей. Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 29 ноября 2019 года произведена замена Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на правопреемника Министерство труда и социальной политики Республики Тыва в качестве должника в исполнительном производстве.
В апелляционной жалобе административный ответчик указал на бездействие службы судебных приставов, что, по его мнению, привело к неисполнению решения суда, а, следовательно, и нарушению прав административного истца.
Суд апелляционной инстанции находит данное утверждение несостоятельным, поскольку, обращаясь с административным исковым заявлением в суд, Тавакай А.А. ссылался на нарушение разумного срока исполнения судебного акта Министерством труда и социальной политики Республики Тыва, не оспаривая законность действий службы судебных приставов. К тому же представленные материалы дела не содержат доказательств вины службы судебных приставов в неисполнении решения суда.
При рассмотрении административного дела по существу судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана надлежащая оценка своевременности мер, принимаемых органами и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта исходя из имеющихся в материалах дела документов, а также тому обстоятельству, что должником не представлено доказательств принятия достаточных и эффективных мер по исполнению судебного акта, и обосновано сделан вывод о том, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности и справедливости, закрепленному статьей 6 Конвенции от 04 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод".
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный им срок и не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений в государственном жилищном фонде Республики Тыва, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, от наличия обязательств в отношении иных лиц, от вопросов финансирования и сложностей межбюджетных отношений.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства административного дела, продолжительность исполнения указанного выше решения, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, основание для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения, принципы разумности и справедливости, пришел к верному выводу о том, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, в связи с чем, руководствуясь вышеприведенными положениями Закона о компенсации, постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11, правовыми позициями Европейского Суда по правам человека, принял решение о частичном удовлетворении заявленных требований, обоснованно определив размер компенсации равной 70000 рублей.
Пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 установлено, что при подготовке дела о компенсации к судебному разбирательству в соответствии с частью 1 статьи 257 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определяет круг лиц, участвующих в деле, в том числе орган, организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта. По смыслу приведенных выше норм, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, понимаются лица, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, а также соответствующий финансовый орган, орган Федерального казначейства или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации или лицевого счета муниципального казенного учреждения, как органы, осуществляющие организацию исполнения судебного акта в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, либо Федеральная служба судебных приставов как орган, осуществляющий принудительное исполнение судебных актов на территории Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Республики Тыва, утвержденным постановлением Правительства Республики Тыва от 20 февраля 2014 года N 60, Министерство финансов Республики Тыва является исполнительным органом государственной власти Республики Тыва, осуществляющим реализацию единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики Республики Тыва и координирующим в этой сфере деятельность иных органов исполнительной власти Республики Тыва. Министерство финансов Республики Тыва осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание Министерства.
С учетом изложенного, вопреки доводам апелляционного обращения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение о присуждении компенсации подлежит исполнению согласно положениям пункта 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующим финансовым органом, в качестве которого в рассматриваемом случае выступает Министерство финансов Республики Тыва. Ссылка в жалобе на возможность возложения указанной обязанности на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва основана на неправильном толковании материального права, в связи с чем на законность обжалуемого решения не влияет.
Также не является основанием для отмены обжалуемого решения утверждение административного ответчика об отсутствии в республиканском бюджете денежных средств на выплату компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В целом доводы жалобы сводятся к несогласию министерства финансов Республики Тыва с решением суда, направлены на переоценку собранных по административному делу доказательств, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, а поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 16 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Тыва - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы через Верховный Суд Республики Тыва.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 июня 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.