Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Захарова Е.И, Войтко С.Н, при секретаре Крикуновой Е.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-65/2021 по административному исковому заявлению Моисеевой О.П. к Правительству Приморского края и Губернатору Приморского края об оспаривании в части нормативных правовых актов с апелляционной жалобой административного истца на решение Приморского краевого суда от 23 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, возражения на апелляционную жалобу представителя административных ответчиков Булейко А.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П, полагавшей решение не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Губернатором Приморского края принято постановление от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" (далее - постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг).
Текст документа опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19 марта 2020 года, в печатном издании "Приморская газета", спецвыпуск, N 22(1756), 24 марта 2020 года.
29 апреля 2020 года Губернатором Приморского края принято постановление N 52-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)".
Данным нормативным правовым актом, в том числе, пункт 2 постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг дополнен абзацем следующего содержания: "использовать при посещении мест приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с действующим законодательством, иных общественных мест, а также при пользовании транспортом общего пользования, в том числе такси, средства индивидуальной защиты (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)".
Постановлением Губернатора Приморского края от 12 октября 2020 года N 147-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" пункт 7 дополнен абзацами следующего содержания:
"Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по продаже товаров, оказанию услуг, выполнению работ, обеспечивать соблюдение гражданами санитарно- эпидемиологических требований, не допуская посетителей в торговые объекты, места оказания услуг, выполнения работ и не осуществляя продажу товаров, оказание услуг, выполнение работ при отсутствии у посетителей средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания).
Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным, внеуличным, городским наземным электрическим, автомобильным транспортом, в том числе легковым такси, обеспечивать соблюдение гражданами санитарно-эпидемиологических требований, исключая нахождение пассажиров в транспортных средствах при отсутствии у них средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)".
27 октября 2020 года постановлением Губернатора Приморского края N 155-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVTD-2019)" пункт 7 дополнен абзацем следующего содержания:
"Организациям общественного питания, в том числе ресторанам, барам, кафе, обеспечить в период с 24.00 часов до 6.00 часов обслуживание граждан без посещения ими помещений указанных организаций".
Постановлением Губернатора Приморского края от 12 ноября 2020 года N 160-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVTD-2019)" по тексту постановления слова "средства индивидуальной защиты (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)" заменены словами "средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы)" в соответствующих падежах; слова "средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы и иные средства защиты органов дыхания)" - словами "средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски медицинские, маски лицевые гигиенические (в том числе изготовленные самостоятельно), респираторы)";
абзац четвертый пункта 7 постановления дополнен словами: "а также исключить проведение торжественных, корпоративных, траурных (поминальных) мероприятий с общей численностью участников более 20 человек".
Постановлением Губернатора Приморского края от 30 декабря 2020 года N 191-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", в том числе пункт 7 дополнен абзацами следующего содержания:
"Организациям общественного питания, в том числе ресторанам, барам, кафе, обеспечить в период с 24.00 часов до 6.00 часов обслуживание граждан без посещения ими помещений указанных организаций (за исключением расположенных в здании аэровокзального комплекса международного аэропорта Владивосток);
исключить проведение торжественных, корпоративных, траурных (поминальных) мероприятий с общей численностью участников более 20 человек.
Вышеуказанные постановления Губернатора Приморского края опубликованы на официальном интернет портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29 апреля 2020 года, 12 октября 2020 года, 27 октября 2020 года, 12 ноября 2020 года, 30 декабря 2020 года; в печатном издании "Приморская газета", N 34(1768) от 07 мая 2020 года, N 82(1816) от 15 октября 2020 года, N 86(1820) от 29 октября 2020 года, спецвыпуск, N 91 (1825) от 17 ноября 2020 года, спецвыпуск, N 1(1840) от 12 января 2021 года.
Моисеева О.П. обратилась с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просила признать недействующими:
-абзац 4 пункта 2, абзацы 2, 3, 5, 6 пункта 7 постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" в редакции от 30 декабря 2020 года;
-пункт 1.2 постановления Губернатора Приморского края от 29 апреля 2020 года N 52-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVTD-2019)";
- постановление Губернатора Приморского края от 12 октября 2020 года N 147-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)";
- постановление Губернатора Приморского края от 27 октября 2020 года N 155-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой - коронавирусной инфекции (COVID-2019)";
- абзацы 3, 4, 6 пункта 1 постановления Губернатора Приморского края от 12 ноября 2020 года N 160-пг "О внесении изменений в постановление Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)";
- абзацы 7, 8 пункта 1 постановления Губернатора Приморского края от 30 декабря 2020 года N 191-пг "О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)".
Возложить на Губернатора Приморского края обязанность принять новый нормативный правовой акт, определяющий порядок обеспечения населения Приморского края средствами индивидуальной защиты (масками, респираторами и иными средствами защиты органов дыхания) и источник финансирования.
В обоснование заявленных требований Моисеева О.П. указала, что установленные Губернатором Приморского края ограничительные меры противоречат федеральному законодательству, нарушают ее конституционные права на свободу передвижения и на жизнь, поскольку запрет на посещение без маски предприятий торговли, транспорта и сферы услуг, фактически обязывает административного истца приобретать маски за счет собственных средств либо отказываться от покупки продуктов, необходимых для жизнедеятельности. Полагает, что Правительство Приморского края обязано обеспечить граждан средствами индивидуальной защиты либо обеспечить финансирование реализации программ по защите населения на получение средств индивидуальной защиты, обязательность использования которых установлена Постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг.
Решением Приморского краевого суда от 23 марта 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование Моисеева О.П. утверждает, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что обязанность по использованию средств коллективной и индивидуальной защиты в соответствующей ситуации возложена на граждан безотносительно источника их предоставления. По мнению апеллянта, постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" прямо предусмотрена обязанность граждан использовать средства коллективной и индивидуальной защиты только в случае их предоставления органами власти и организациями. Следовательно, в случае непредоставления средств коллективной и индивидуальной защиты, органы власти и организации не вправе требовать от граждан использование таких средств.
Также административный истец указывает, что суд не дал оценку соответствия оспариваемых постановлений Губернатора Приморского края Федеральному закону от 21 декабря 1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральному закону от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Санитарным правилам о всеобщем ношении средств индивидуальной защиты установленным постановлением главного государственного санитарного врача от 16 октября 2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом", постановлению Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" и статье 11 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
По мнению суда положения постановления Губернатора Приморского края, предусматривающие самостоятельное изготовление средств индивидуальной защиты органов дыхания, являются ясными и определенными. Однако, абзацы 3 и 4 пункта 1 постановления Губернатора Приморского края N 160-пг от 12 ноября 2020 года не предусматривают требований к качеству самостоятельно изготовленных средств индивидуальной защиты, что не обеспечивает безопасность населения от угрозы распространения коронавирусной инфекции. Кроме того, самостоятельное изготовление средств индивидуальной защиты предполагает, что расходы должны нести сами граждане.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, Губернатор и Правительство Приморского края, обосновывают ее несостоятельность и просят в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании представитель административных ответчиков возражал против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в соответствие с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (часть 4 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьями 1 и 2, подпунктами "а", "м" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено принятие нормативных правовых актов в области защиты населения, в том числе, направленных на ограничение права граждан на свободу передвижения в пределах территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Пунктом 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностное лицо, установленные пунктами 8 и 9 настоящей статьи, может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе, ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации.
На основании пункта 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ таким должностным лицом на региональном уровне является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Статья 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ закрепляет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в частности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; принимают решения о вводе режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности; могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Согласно подпунктам "а", "г", "д" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым является должностное лицо субъекта Российской Федерации, вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, которые обязаны соблюдать граждане в соответствии со статьей 19 данного закона; приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории; осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Полно и всесторонне проанализировав положения федерального и регионального законодательства, регулирующие вопросы подготовки, принятия и опубликования нормативных правовых актов высшим должностным лицом Приморского края, включая требования к форме акта и порядку введения его в действие, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемые в части постановления приняты Губернатором Приморского края в пределах предоставленных ему федеральным и региональным законодателями полномочий, с соблюдением требований к форме его издания, порядку принятия нормативного правового акта и его обнародования.
Как следует из содержания постановления Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года N 21-пг, оно принято в связи с угрозой распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции, получившей название COVID-2019, присвоенное 11 февраля 2020 года Всемирной организацией здравоохранения, в целях предотвращения распространения заболевания на территории Приморского края.
02 апреля 2020 года Президентом Российской Федерации принят Указ N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", согласно пункту 2 которого высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 данного Федерального закона).
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность и деятельность по перевозке, в случае установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации обязательного использования гражданами средств индивидуальной защиты и возможности отказа в обслуживании лиц, не соблюдающих указанное требование, вправе отказать в обслуживании посетителю, не использующему указанные средства защиты.
Действия хозяйствующих субъектов, направленные на ненасильственное воспрепятствование в условиях "масочного режима" гражданам-потребителям в посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их приобретения не могут рассматриваться как действия, ущемляющие (нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия отвечают принципу разумности поведения участников гражданских правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы, что граждане должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания, основаны на ошибочном толковании положений пункта 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 N 417. Данная норма не возлагает на органы государственной власти, органы местного самоуправления обязанности по обеспечению граждан средствами индивидуальной защиты, в том числе при введении режима повышенной готовности. Из ее буквального толкования следует, что граждане обязаны использовать средства коллективной и индивидуальной защиты независимо от источника предоставления этих средств. В отношении же иного имущества обязанность по его использованию возникает исключительно при условии его предоставления соответствующими органами власти и организациями. Субъект Российской Федерации может принять на себя эти расходные обязательства только при наличии указания на это в законодательных актах. Действующее региональное законодательство не предусматривает обязанность возмещения гражданам за счет средств бюджета расходов на приобретение масок.
Не свидетельствуют об обратном и положения пункта 1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом", которым лицам, находящимся на территории Российской Федерации, предписано обеспечить ношение гигиенических масок.
Несогласие административного истца с положениями оспариваемого нормативного правового акта, допускающими использование самостоятельно изготовленных средств индивидуальной защиты органов дыхания, сводится к оспариванию эффективности такой меры и не влияет на законность выводов суда. Вопросы целесообразности принятия органом нормативных предписаний относятся к исключительной компетенции соответствующих органов государственной власти.
Таким образом, вопреки утверждению административного истца оспариваемые в части нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий Губернатора Приморского края, в соответствии с нормами международного права, Конституции Российской Федерации, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и не противоречат нормам федерального законодательства, а также законодательству Приморского края, которые были применены судом при разрешении спора.
В обжалуемом решении верно отражено, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют Федеральному закону от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", не находятся в противоречии с постановлением Правительства от 02 апреля 2020 года N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации".
Указанные выводы сделаны судом в полном соответствии со статьей 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", согласно которому, проверяя полномочия органа (должностного лица), необходимо, в частности, учитывать, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы соответствующую оценку в решении.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, которые учтены им и получили надлежащую оценку. Решение суда первой инстанции мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для его отмены, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приморского краевого суда от 23 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Моисеевой О.П. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи жалобы, представления через Приморский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 01 июля 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.