Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре Грейсман А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-37/2021) по административному исковому заявлению Мижит А.Д.-С. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Тыва на решение Верховного суда Республики Тыва от 13 апреля 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И,
УСТАНОВИЛА:
Мижит А.Д-С. обратилась в Верховный суд Республики Тыва с административным исковым заявлением о взыскании компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 700 000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2017 года на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить ей в течении одного года со дня вступления в законную силу решения суда, на условиях договора социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее 12, 5 кв.м, соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям. Решение Кызылского городского суда вступило в законную силу 16 мая 2017 года. На основании указанного решения выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство. Определение Кызылского городского суда от 31 января 2020 года произведена замена должника с Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на Министерство труда и социальной политики Республики Тыва. До настоящего времени решение суда не исполнено.
Решением Верховного суда Республики Тыва от 13 апреля 2021 года административное исковое заявление Мижит А.Д-С. к Министерству финансов в лице Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, Мэрии города Кызыла отказано. К Министерству труда и социальной политике Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва удовлетворено частично. С Министерства финансов Республики Тыва за счет средств республиканского бюджета в пользу Мижит А.Д-С. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 60 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, представителем Министерства финансов Республики Тыва Ооржак У.В. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Верховного суда Республики Тыва от 13 апреля 2021 года отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что исполнить решение суда имеет возможность Министерство труда и социальной политики Республики Тыва. Кроме того, указывает, что решение суда до настоящего времени не исполнено ввиду бездействия судебных приставов-исполнителей. В бюджете Республики Тыва не предусмотрены денежные средства на выплату компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Мижит А.Д-С, представитель административного истца, представители административных ответчиков Министерства финансов Республики Тыва, Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Мэрии города Кызыла, Министерства финансов РФ, представители заинтересованных лиц Федеральной службы судебных приставов, Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как следует из части 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 04 ноября 1950 года в городе Риме, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Часть 1 статьи 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судопроизводство в судах и исполнение судебного постановления осуществляются в разумные сроки.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 11 от 29 марта 2006 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводства в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление N 11) следует, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок, независимо от наличия или отсутствия вины суда, органов уголовного преследования, органов, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) правом обращения в суд о присуждении компенсации обладают, в том числе и граждане Российской Федерации, являющиеся в судебном процессе сторонами при нарушении их права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о компенсации, компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
На основании части 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В соответствии с пунктом 46 Постановления N 11, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Как установлено судом, решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2017 года на Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность предоставить Мижит А.Д-С. на условиях договора социального найма жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории города Кызыла Республики Тыва, общей площадью не менее 12, 5 кв.м, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда. Решение вступило в законную силу 16 мая 2017 года.
16 мая 2017 года в целях принудительного исполнения решения суда был выдан исполнительный лист, который 12 июля 2018 года предъявлен в службу судебных приставов. На основании исполнительного листа 23 июля 2018 года возбуждено исполнительное производство.
Судом из представленных материалов исполнительного производства установлено, что службой судебных приставов не было допущено бездействия, предпринимались все предусмотренные законом меры для исполнения решения суда.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 января 2020 года произведена замена стороны - Агентства по делам семьи и детей на правопреемника - Министерство труда и социальной политики Республики Тыва, замена должника в исполнительном производстве.
На момент вынесения оспариваемого судебного акта решение суда от 10 апреля 2017 года не исполнено.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 55 Постановления N 11 при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
Таким образом, на момент поступления в суд административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта (24 марта 2021 года) продолжительность исполнения решения Кызылского городского суда Республики Тыва от 10 апреля 2017 года со дня поступления исполнительного листа для исполнения в службу судебных приставов (12 июля 2018 года) составила 2 года 8 месяцев 12 дней, общий срок исполнения решения суда с момента вступления решения в законную силу (16 мая 2017 года) 3 года 10 месяцев 8 дней.
Верховным судом Республики Тыва в соответствии с положениями статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дана оценка мер, принимаемых органами и должностными лицами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта. Суд пришел к выводу, что указанный выше срок исполнения судебного решения нельзя признать разумным. Очевидно, что исполнение данного решения имело для административного истца жизненно важное значение, в связи с необходимостью реализации его конституционного права на жилище.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что административный истец не несет ответственности за задержку исполнения судебного акта, каких-либо данных, которые бы указывали на совершение взыскателем действий, препятствующих своевременному исполнению судебного решения, материалы дела не содержат.
Судебное решение о предоставлении жилого помещения выносится при наличии закрепленного за гражданином Российской Федерации права на получение жилья, и длительное неисполнение таких судебных решений, нарушение принципа обязательности и неукоснительности исполнения вступившего в законную силу судебного акта подрывает авторитет органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государства.
Таким образом, исполнение решения должно быть осуществлено в установленный законом срок и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений, от наличия или отсутствия вины государственных органов и должностных лиц этих органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, изучив и оценив все представленные доказательства в их совокупности, учитывая общую продолжительность исполнения указанного выше решения суда, значимость его последствий для административного истца, который в результате длительного неисполнения решения суда лишен гарантированного ему законом и установленного судебным актом права на жилище, пришел к верному выводу о том, что право административного истца на исполнение судебного акта в разумные сроки нарушено, в связи с чем, руководствуясь вышеприведенными положениями Закона о компенсации, разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в Постановлении от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", правовой позицией Европейского Суда по правам человека, принял решение о частичном удовлетворении заявленных требований.
Также суд правильно установил, что надлежащими ответчиками по делу в силу пункта 5 части 9 статьи 3 Закона о компенсации являются Министерство труда и социальной политики Республики Тыва как лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению жилого помещения и Министерство финансов Республики Тыва, при этом решение о присуждении компенсации подлежит исполнению согласно положениям пункта 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации соответствующим финансовым органом, в качестве которого в рассматриваемом случае выступает Министерства финансов Республики Тыва.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 48 Постановления N 11, не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков судопроизводства или исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы суда, органов дознания, следствия и прокуратуры, а также органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, замена судьи ввиду его болезни, отпуска, прекращения или приостановления его полномочий, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (часть 4 статьи 10 КАС РФ, часть 4 статьи 6.1 АПК РФ, часть 4 статьи 6.1 ГПК РФ, часть 4 статьи 6.1 УПК РФ).
Исходя из вышеизложенного, отсутствие достаточного финансирования не может являться основанием для освобождения административного ответчика от обязанности исполнить решение суда, вступившее в законную силу, в разумный срок.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, то решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Тыва от 13 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Тыва - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Тыва.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 июля 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.