Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шкоды А.В, судей Корлыханова Т.Х. и Ярусовой Е.Н, при ведении протокола помощником судьи Ивазовым А.А, с участием прокурора Беспаловой Т.И, защитника осужденного Корпачева И.Г. - адвоката по назначению суда Гераськиной Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу осужденного Корпачев И.Г. на апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 13 марта 2019 года.
Заслушав доклад судьи Шкода А.В. об обстоятельствах дела, принятых по нему судебных решениях, доводам кассационной жалобы осужденного, выступление защитника осужденного Корпачева И.Г. - адвоката Гераськиной Н.В. об изменении апелляционного определения, мнение прокурора Беспаловой Т.И, просившей изменить судебные решения, доводы жалобы удовлетворить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приговором Пресненского районного суда г. Москвы от 1 ноября 2018 года
Корпачев И.Г, родившийся ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" Республики Башкирия, несудимый, осужден по ч. 4 ст. 159 УК РФ (2 преступления) к наказанию в виде лишения свободы на срок 3 года по каждому из преступлений.
На основании ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний, назначено окончательное наказание в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения в виде домашнего ареста изменена на заключение под стражу, взят под стражу в зале суда.
Срок отбывания наказания исчислен с 1 ноября 2018 года, зачтено время его задержания с 10 по 15 января 2018 года и нахождения под домашним арестом с 15 января 2018 года по 1 ноября 2018 года.
Разрешен вопрос о вещественных доказательствах по делу.
Гражданский иск ФИО6 удовлетворен, постановлено взыскать с осужденного в пользу ФИО6 3 180 000 рублей в счет имущественного ущерба, причиненного преступлением, в удовлетворении исковых требований о взыскании морального вреда отказано.
За потерпевшими ФИО8, ФИО7, ФИО9 признано право на удовлетворение гражданских исков, вопрос о размере их возмещения передан для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 13 марта 2019 года приговор изменен:
- на основании ч. 3 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) время содержания под домашним арестом с 15 января 2018 года по 13 июля 2018 года зачтено в срок лишения свободы из расчета один день нахождения под домашним арестом за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима;
- в соответствии с ч. 3.4 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ) время содержания под домашним арестом с 14 июля 2018 года по 1 ноября 2018 года зачтено в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима;
- в соответствии с п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ) время содержания под стражей с 10 по 15 января 2018 года и с 1 ноября 2018 года по 13 марта 2019 года включительно, зачтено в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, с учетом положений, предусмотренных ч. 3.3 ст. 72 УК РФ.
В остальной части приговор оставлен без изменения.
По приговору суда Корпачев И.Г. признан виновным и осужден за совершение двух преступлений - мошенничества, то есть хищения чужого имущества, путем обмана, с использованием своего служебного положения, в особо крупном размере.
Преступления совершены им в г. Москве при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе осужденный Корпачев И.Г, не оспаривая выводы судов о виновности и квалификации содеянного им, выражает несогласие с решением суда апелляционной инстанции в части зачета и исчисления срока домашнего ареста в лишение свободы, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает, что в нарушение положений ст. ст. 10, 72 УК РФ и разъяснений Президиума Верховного Суда РФ, суд апелляционной инстанции произвел зачет домашнего ареста в период времени из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, тем самым ухудшив его положение. Просит изменить оспариваемое судебное решение, исчислив срок домашнего ареста в срок лишения свободы в соответствии с ч. 3 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) и ст. 10 УК РФ из расчета один день за один день.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационной жалобы осужденного, выслушав участников судебного заседания, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Постановленный судом обвинительный приговор соответствует требованиям уголовно-процессуального закона к его содержанию. В нем отражены обстоятельства, подлежащие доказыванию, в соответствии со ст. 73 УПК РФ, проанализированы подтверждающие их доказательства, получившие надлежащую оценку, с приведением ее мотивов, аргументированы выводы, относящиеся к вопросу квалификации преступления, разрешены иные, из числа предусмотренных ст. 299 УПК РФ, вопросы, имеющие отношение к настоящему делу.
Выводы суда о виновности Корпачева И.Г. в совершении инкриминируемых ему преступлений надлежащим образом мотивированы, основаны на доказательствах, проверенных в судебном заседании, признанных в своей совокупности относимыми, допустимыми и достоверными.
Суд правильно квалифицировал действия Корпачева И.Г. по ч. 4 ст. 159 УК РФ (преступление в отношении ФИО6 и ФИО8), - как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, в особо крупном размере, а также по ч. 4 ст. 159 УК РФ (преступление в отношении ФИО9, ФИО10, ФИО7), - как мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана, совершенное лицом с использованием своего служебного положения в особо крупном размере.
Наказание Корпачеву И.Г. назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 43, 60, 61, ч. 3 ст. 69 УК РФ, оно отвечает принципам уголовного судопроизводства и целям наказания. Вид и размер наказания определен в пределах санкции статьи Особенной части УК РФ, с учетом установленных уголовным законом правил назначения наказания. Свои выводы в части назначения наказания суд надлежащим образом мотивировал в приговоре.
При этом суд обоснованно не усмотрел исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного и других, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступлений, и пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения к Корпачеву И.Г. положений ст. ст. 64 и 73 УК РФ, а также с учетом фактических обстоятельств преступления, степень его общественной опасности социальной опасности, не нашел оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ. Не находит таких оснований и судебная коллегия.
В соответствии с требованиями п. "б" ч. 1 ст. 58 УК РФ, вид исправительного учреждения определен верно - исправительная колония общего режима.
При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке судебная коллегия в полном объеме проверила доводы апелляционных жалоб осужденного Корпачева И.Г, его защитника - адвоката Левшуна П.В. и потерпевшего ФИО9, дала им мотивированную оценку в своем определении.
Вместе с тем, в силу ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ имеются основания для изменения приговора и апелляционного определения суда ввиду допущенного существенного нарушения уголовного закона, повлиявшего на исход дела.
В силу ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, то есть распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
По смыслу закона правила ч. 3.4 ст. 72 УК РФ предусматривают зачет домашнего ареста в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день лишения свободы, то есть ухудшают положение лица по сравнению с порядком, применявшимся до вступления в силу Федерального закона от 3 июля 2018 года N 186-ФЗ, и согласно ч. 1 ст. 10 УК РФ обратной силы не имеют.
Время нахождения под домашним арестом лицу, совершившему преступление до 14 июля 2018 года, засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день, в том числе и в случае избрания или продолжения применения этой меры пресечения после указанной даты.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 20 апреля 2006 года N 4-П, по буквальному смыслу ч. 1 ст. 10 Уголовного кодекса Российской Федерации закон, улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу и подлежит применению в конкретном деле независимо от стадии судопроизводства, в которой должен решаться вопрос о применении этого закона, и независимо от того, в чем выражается такое улучшение - в отмене квалифицирующего признака преступления, снижении нижнего и (или) верхнего пределов санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ, изменении в благоприятную для осужденного сторону правил его Общей части, касающихся назначения наказания, или в чем-либо ином.
Таким образом, правильное применение уголовного закона является обязанностью суда, который должен учесть все редакции закона на момент принятия итогового судебного решения на соответствующей стадии судопроизводства. Вследствие этого конституционно-правовое толкование ст. 10 УК РФ, предполагающее необходимость учета при отправлении правосудия всех изменений закона, распространяется на все стадии уголовного судопроизводства, включая кассационное.
Более того, согласно правилам ст. 72 УК РФ, срок отбывания наказания исчисляется со дня вступления приговора в законную силу.
Судом первой и апелляционной инстанций эти положения уголовного закона при рассмотрении уголовного дела в отношении Корпачева И.Г. не учтены.
Как видно из материалов дела, преступления Корпачевым И.Г. совершены до 14 июля 2018 года, а избрание и продолжение применения меры пресечения в виде домашнего ареста осуществлялось до 1 ноября 2018 года, когда данная мера для исполнения приговора была изменена судом на заключение под стражу. Однако исчисление и зачет времени нахождения осужденного Корпачева И.Г. под домашним арестом в соответствии с ч. 3 ст. 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ произведен только с 15 января 2018 года по 13 июля 2018 года. Кроме того, срок отбывания наказания осужденному исчислен со дня постановления приговора.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает необходимым изменить судебные решения, указав об исчислении срока отбывания наказания осужденному со дня вступления приговора в законную силу, а также о зачете времени нахождения осужденного Корпачев И.Г. под домашним арестом в соответствии с ч. 3 ст. 72 УК РФ в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ с 14 июля 2018 года по 1 ноября 2018 года из расчета один день нахождения под домашним арестом за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
кассационную жалобу осужденного Корпачева И.Г. удовлетворить.
Приговор Пресненского районного суда г. Москвы от 1 ноября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 13 марта 2019 года в отношении Корпачев И.Г. изменить:
- указать об исчислении срока отбывания наказания Корпачеву И.Г. со дня вступления приговора в законную силу;
- на основании ч. 3 ст. 72 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ) время нахождения Корпачева И.Г. под домашним арестом с 14 июля 2018 года по 1 ноября 2018 года зачесть в срок лишения свободы из расчета один день нахождения под домашним арестом за один день отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
В остальном судебные решения оставить без изменения.
Председательствующий А.В. Шкода
Судьи: А.В. Корлыханов
Е.Н. Ярусова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.