1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Лазарева Е.В., судей Позднякова С.И. и Кислова Д.Н. при секретаре судебного заседания Горобце Н.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Поповой О.С. на решение 224 гарнизонного военного суда от 15 марта 2021 года по административному иску "данные изъяты" Староверова Кирилла Леонидовича об оспаривании решения Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Западрегионжилье") об отказе во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н, объяснения административного истца Староверова К.Л. и его представителя Поповой О.С, поддержавших доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Староверов обратился в военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконным решение ФГКУ "Западрегионжилье" от 14 декабря 2020 года об отказе включить его и супругу в список на предоставление служебных жилых помещений, и просил обязать жилищный орган включить их в указанный список.
Решением 224 гарнизонного военного суда административный иск оставлен без удовлетворения. Суд пришел к выводу, что в результате добровольного отказа Староверова от прав на жилое помещение, им созданы условия, при которых у государства могло возникнуть формальное обязательство по обеспечению его служебным жилым помещением в том же населенном пункте.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Попова О.С. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм процессуального права, неправильным определением обстоятельств дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Она считает, что суд необоснованно расценил мотивы прекращения пользования Староверовым жилым помещением в "данные изъяты" как злоупотребление правом, поскольку в эту квартиру, принадлежащую родителям и брату, административный истец не вселялся, совместного с ними хозяйства не вел и плату за квартиру и коммунальные услуги не вносил.
После заключения Староверовым в 2020 году брака у его супруги также не возникло законных оснований для проживания в данной квартире, поскольку она в ней не зарегистрирована и близким родственником собственников этого жилого помещения не является. К тому же у Староверова и супруги сложились неприязненные отношения с собственниками квартиры, что исключает возможность проживания в ней.
Далее в жалобе обращается внимание на то, что войсковая часть, в которой административный истец проходит военную службу, находится в ином субъекте Российской Федерации - в "данные изъяты". Расстояние от квартиры в "данные изъяты" до места службы более 40 км, что при проезде общественным транспортом может занять более 60 минут.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, окружной военный суд не находит оснований к ее удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Согласно части 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным указанным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Таким образом, единственным условием предоставления служебных жилых помещений гражданам, имеющим право их получения, является отсутствие у них в собственности, пользовании и владении других жилых помещений в соответствующем или близлежащем населенном пункте.
При этом приведенная норма не ставит необходимость обеспечения служебным жилым помещением в зависимость от уровня обеспеченности граждан жилыми помещениями в том же населенном пункте, условий проживания в них, взаимоотношений с родственниками и от других обстоятельств.
Тем самым законом гарантируется право на обеспечение служебными жилыми помещениями не всех военнослужащих, категории которых перечислены в пункте 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и членов их семей, а лишь тех из них, которые не обеспечены благоустроенными жилыми помещениями в этом или близлежащем населенном пункте.
По делу установлено, что Староверов относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями. По окончании в 2020 году "данные изъяты" он на основании приказа "данные изъяты" от 9 мая того же года был назначен на воинскую должность в войсковую часть N, дислоцированную в "данные изъяты".
Установлено также, что с 5 июля 2019 года Староверов был постоянно зарегистрирован в "адрес", находящейся в совместной долевой собственности его родителей и брата.
С 20 мая 2020 года, то есть после издания приказа о назначении на воинскую должность, Староверов добровольно прекратил постоянную регистрацию по указанному адресу, зарегистрировался по месту жительства бабушки в "данные изъяты", а 20 июня прекратил и эту регистрацию, зарегистрировавшись по адресу войсковой части N в "данные изъяты".
Супруга Староверова, состоящая в браке с административным истцом с 27 июня 2020 года, зарегистрированная и проживавшая в "адрес" в квартире, принадлежащей матери, 27 июля 2020 года снялась с регистрационного учета и зарегистрировалась по адресу воинской части в "данные изъяты". При этом в собственности супруги находится 1/3 доли в праве на квартиру в "адрес".
12 августа 2020 года Староверов обратился в ФГКУ "Западрегионжилье" с заявлением (в редакции от 14 октября 2020 года) о предоставлении ему и супруге на состав семьи служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы, а оспариваемым решением того же жилищного органа от 14 декабря 2020 года в удовлетворении заявления ему было отказано.
Давая правовую оценку установленным обстоятельствам дела, суд первой инстанции обоснованно учитывал, что Староверов до прибытия к месту службы в войсковую часть N в "данные изъяты" был зарегистрирован по месту жительства в "данные изъяты" в качестве члена семьи собственников жилья - своих родителей и брата в принадлежащей им квартире.
Староверову было достоверно известно о том, что в соответствии с приказом "данные изъяты" от 9 мая 2020 года он будет зачислен в списки личного состава войсковой части N, то есть будет проходить службу в близлежащем к "данные изъяты" населенном пункте - "данные изъяты". В связи с этим снятие с регистрационного учета в "данные изъяты" и последующая произведенная вопреки требованиям пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О статусе военнослужащих" кратковременная регистрация Староверова в "данные изъяты" имели целью создание условий, при которых у государства возникает формальное обязательство по обеспечению его служебным жилым помещением.
Согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Что касается довода жалобы о значительном расстоянии между "данные изъяты" и "данные изъяты", то расстояние между границами этих населенных пунктов, которые связывает развитая транспортная сеть сообщения, составляет менее 6 км, в связи с чем данные населенные пункты являются близлежащими в том смысле, который придан этому термину в пункте 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К тому же заявление административного истца о предоставлении служебного жилого помещения на состав семьи не могло быть удовлетворено ввиду наличия у его супруги в собственности жилого помещения в "данные изъяты"
Поскольку Староверов в качестве члена семьи собственника был обеспечен жилым помещением в близлежащем к месту военной службы населенном пункте и от использования жилого помещения добровольно отказался, решение жилищного органа об отказе во включении его в список на предоставление служебных жилых помещений соответствовало требованию закона и прав его не нарушало.
Аналогичный вывод содержится в п. 22 Обзора практики рассмотрения военными судами споров, связанных с реализацией жилищных прав военнослужащих, в 2018 году, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 3 июля 2019 года.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение 224 гарнизонного военного суда от 15 марта 2021 года по административному иску Староверова Кирилла Леонидовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.