Дата вступления в законную силу - 26 мая 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., при секретаре Попцовой М.С., рассмотрев 25 мая 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении
Федерального государственного бюджетного учреждения науки Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук, ИНН 7810207327, ОГРН 1037821018421, юридический адрес: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 65, корп. 1;
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2021 года ФГБУ науки Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук (далее ГАО РАН) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Вина ГАО РАН установлена в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно:
Здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 65, корп. 1, лит. М, является объектом культурного наследия федерального значения "Павильон полярный трубы Михайлова А.А.", входящим в состав объекта культурного наследия федерального значения "Обсерватория Пулковская", на основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2001 N527.
Правообладателем объекта является ГАО РАН на праве оперативного управления.
На основании задания КГИОП от 13.11.2020 N 01-58-472/20 ведущим специалистом отдела северных, южных районов Управления по охране и использованию объектов культурного наследия произведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения "Павильон полярный трубы Михайлова А.А.", по адресу: Санкт-Петербург, Пулковское шоссе, д. 65, корп. 1, лит. М, входящим в состав объекта культурного наследия федерального значения "Обсерватория Пулковская".
По результатам осмотра установлено:
- в уровне цоколя наблюдаются трещины, следы намоканий, биопоражений, фрагментарные утраты отделочных материалов облицовки цоколя. По отделочным слоям фасадов наблюдаются трещины различной степени раскрытия, шелушения, отслоения окрасочного слоя, следы намоканий и биопоражений, повсеместное оголение кирпичной кладки, сколы, трещины, высолы, деструкция кирпичной кладки. Отделочные слои в верхнем уровне стен (выше карниза) полностью отсутствуют, карниз разрушен. В уровне венчающего карниза произрастает сорная растительность. Наблюдаются утраты, деформация, коррозия металла кровельного покрытия.
- отделочные фрагменты отделочных слоев, частично со сколами кирпичной кладки, в том числе фрагменты профилированного карниза, лежат на земле вокруг здания.
- крыльцо находится в неудовлетворительном состоянии: захламлено строительным мусором, порастает мхом и сорной растительностью, наблюдаются следы намоканий и сколы гранитных блоков. Присутствует рассыхание древесины, утраты окрасочного слоя дверного заполнения.
Таким образом, в действиях ГАО РАН имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.
Директор ГАО РАН Исханов Н.Р. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит освободить Учреждение от административной ответственности. В обоснование жалобы указал, что ГАО РАН является учреждением науки, уставная деятельность определена выполнением научно-исследовательских работ. Предоставленная субсидия обеспечивает выполнение государственного задания на оказание услуг (выполнение работ) исключительно в рамках Государственной программы "Фундаментальные исследования". "Павильон полярный трубы Михайлова А.А." в научных целях не используется длительное время, расходование средств государственного задания на его содержание и сохранение не предусмотрено. Обращения о выделении денежных средств курирующими организациями оставлены без ответа.
Директор ГАО РАН Исханов Н.Р. в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно представленным материалам дела, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы.
Защитник ГАО РАН в ходе рассмотрения жалобы в Санкт-Петербургском городском суде изложенные доводы поддержал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Московского районного суда Санкт-Петербурга были исследованы представленные по делу доказательства, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ и положениями закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
Правообладателем объекта культурного наследия федерального значения "Павильон полярный трубы Михайлова А.А." является ГАО РАН на праве оперативного управления.
На основании пункта 1 статьи 47.2, пунктов 1, 2, 7 статьи 47.3, пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ собственник либо иной законный владелец объекта культурного наследия обязан выполнять работы по сохранению объекта культурного наследия; осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В силу пункта 1 статьи 45 Закона N73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Таким образом, обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, были возложены на ГАУ РАН, как учреждение, которому объект культурного наследия передан в оперативное управление и последнее является надлежащим субъектом вмененных административных правонарушений.
Пунктом 7 ст. 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Однако указанные требования закона ГАО РАН исполнены не были.
При таких обстоятельствах действия ГАО РАН правильно квалифицированы по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, а наказание ему назначено в пределах санкции статьи.
Вопреки доводам жалобы, данные обстоятельства и вина ГАО РАН в совершении вмененного ему административного правонарушения объективно подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении N... от 15.12.2020; заданием на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия N... от 13.112020; актом о проведении мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия от "дата"; фотофиксацией, иными доказательствами в деле.
Данные доказательства составлены уполномоченными на то должностными лицами КГИОП, непосредственно выявившими нарушения Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в рамках выполнения ими своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, нарушений которого при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, и не доверять им оснований не имеется, в связи с чем, судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами, оценив их в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, положив в основу обжалуемого постановления.
Выводы судьи первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона, которые были учтены при рассмотрении дела.
Требования к содержанию и использованию выявленного объекта культурного наследия определены пунктами 1 - 3 статьи 47.3 названного закона.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Указанные требования заявителем не были выполнены.
При рассмотрении настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, в связи с чем, они обосновано приняты и положены в основу оспариваемого акта, что нашло свое отражение в тексте постановления суда, которое подробно мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, и оснований не согласиться с его законностью и обоснованностью не имеется.
Довод о том, что заявителю непонятно, где взять деньги на производство реставрационных работ, не принимается, так как ГАО РАН, как владелец здания, которое является выявленным объектом культурного наследия, несет соответствующие обязанности в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения, санкция которого предусматривает назначение наказания в виде административного штрафа в значительном размере.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, степени общественной опасности, что соответствует задачам, установленным ст. 1.2 КоАП РФ, назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение оспариваемого постановления судьи районного суда, не имеется, данный акт является законным и обоснованным.
С учетом изложенного и, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Московского районного суда Санкт-Петербурга от 17 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения науки Главная (Пулковская) астрономическая обсерватория Российской академии наук оставить без изменения, жалобу директора ГАО РАН Исханова Н.Р. - без удовлетворения.
Судья Охотская Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.