Дата вступления в законную силу - 28 мая 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., при секретаре Волгиной А.В., рассмотрев 27 мая 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу на постановление судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении
Открытого акционерного общества "Завод Магнетон" ИНН 7802053803, ОГРН2017801538610 адрес места нахождения: 194223, г. Санкт-Петербург, ул. Курчатова, д. 9, УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2021 года Открытое акционерное общество "Завод Магнетон" (далее - ОАО "Завод Магнетон", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Защитник Общества Ксенич А.Л. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просил о признании незаконным и отмене постановления судьи районного суда, прекращении производства по делу.
В обоснование жалобы указал, что расследование проведено в отсутствие установленного порядка его проведения, чем нарушено право Общества на защиту своих прав и законных интересов. Установленная Распоряжением цель санитарно-эпидемиологического расследования, не соответствует требованиям ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и фактически соответствует предмету внеплановой выездной проверки. Проверка проведена с существенными нарушениями требований Федерального закон от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В соответствии с письмом ООО " "... "" отсутствие в рабочих записях сведений о выдаче уборщиках дезинфицирующих средств, не свидетельствует о не проведении им профилактической дезинфекции, так как подготовкой растворов занимаются не только уборщики помещений, но и менеджеры по уборке. Кроме того, неверно указан порядок приготовления раствора нужной концентрации, а именно согласно инструкции по применению средства " "... "" необходимо 1 таблетку весом 3, 4 гр. развести не в 3, а в 10, 2 литрах воды. Сведения о сроках разведения новой партии средств указываются в специальном журнале. На момент проведения проверки у Общества имелось оборудование для обеззараживания воздуха, а также представлены доказательства его использования. Протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку участникам производства по делу не разъяснялись их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ.
Законный представитель ОАО "Завод Магнетон" в Санкт-Петербургский городской суд не явился, согласно материалам дела, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении судебного заседания не заявил, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие указанного лица.
Защитника Сыроварова Е.А, К. А.Л. доводы жалобы поддержали по изложенных в ней основаниям, представили уточнение к жалобе, которые приобщены к материалам дела.
Исследовав материалы дела, считаю жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, составляют в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
С субъективной стороны правонарушение по ст. 6.3 КоАП РФ может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) под санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона (части 1, 3 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) относится к заболеваниям, представляющим опасность для окружающих.
В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании", Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)".
В силу п. 4.4 СП 3.1.3597-20, мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются, в том числе, обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Пунктом 2.1, 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно п. 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 при эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В силу п. 17.6 СП 3.1/3.2.3146-13 для проведения дезинфекции (дезинсекции, дератизации) применяют дезинфекционные средства, а также средства для дезинвазии, прошедшие государственную регистрацию.
Как следует из материалов дела и установлено при его рассмотрении судьей районного суда, по распоряжению начальника Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу - главного государственного санитарного врача по Выборгскому, Калининскому, Красногвардейскому, Невскому районам Санкт-Петербурга Сахарчук А.Ф. о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний N 78-02-05/19-338-2020 от 03 декабря 2020 года, в ходе проведения санитарно-эпидемиологического расследования, оконченного 15 декабря 2020 года, в отношении ОАО "Завод Магнетон" (Санкт-Петербург, ул. Курчатова, д. 9), в связи с информацией, полученной из отдела эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии с группой учета и регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" (эпидбюро) о регистрации заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19 среди сотрудников: эпид. N N.., N.., N.., N.., N.., N.., N.., N.., N... N.., выявлены нарушения вышеуказанным юридическим лицом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно:
-на момент осмотра 08 декабря 2020 года в помещении для хранения дезинфицирующих средств имеется 2 канистры по 5 литров разведенного раствора для дезинфекции "Мультидез готов", срок разведения раствора на емкостях не указан, при этом, согласно инструкции по применению срок годности средства в рабочем растворе составляет 28 дней, а потому не представляется возможности оценить эффективность рабочего раствора дезинфицирующего средства, что является нарушением требований п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", п. 17.6, 2.1, 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", п. 1 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", то есть ОАО "Завод Магнетон" не проводятся в полной мере мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в том числе по организации дезинфекционного режима;
-на момент осмотра 08 декабря 2020 года согласно личным карточкам выдачи средств уборщицам выдавалось дезинфицирующее средство " "... "", при этом И.О. с 25.11.2020 по 01.12.2020 года выдано 10 таблеток; С.В. - с 18.11.2020 по 01.12.2020 года не выдавалось средство; Шаповал - с 14.10.2020 до 25.11.2020 года средство не выдавалось); при этом согласно инструкции по применению данного дезинфицирующего средства концентрация раствора при режиме дезинфекции вирусной этиологии составляет 0, 015 % для приготовления раствора нужной концентрации необходимо развести 1 таблетку в 3 литрах воды, расход средства составляет 100 мл на 1 м2 (при протирании) или 150 мл на 1 м2 (при орошении), что свидетельствует о том, что количество выдаваемого дезинфицирующего средства не соответствует его расходу при проведении ежедневной и качественной дезинфекции помещений, что является нарушением требований п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", п. 17.6, 2.1, 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", п. 1 ст. 29 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", то есть ОАО "Завод Магнетон" не проводятся в полной мере мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней;
-на момент осмотра 03.12.2020 года в организации не используется оборудование по обеззараживанию воздуха (не представлены установки по обеззараживанию воздуха, документация о наличии установок не представлена), что является нарушением п. 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", п. 2.1, 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", ст. 11, п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", то есть ОАО "Завод Магнетон" не проводятся в полной мере мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в том числе по организации обеззараживания воздуха.
Факт совершения обществом указанного административного правонарушения и виновность учреждения подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, в том числе, протоколом об административном правонарушении NЮ78-02-05/22-256-2020 от 15 декабря 2020 года; распоряжениями о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний N... от 3 декабря 2020 года; актом о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний N... и другими, имеющимися в материалах дела доказательствами.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Выборгского районного суда Санкт-Петербурга исследованы все доказательства, в том числе, представленные стороной защиты, оценка которых произведена в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, рассмотрены положения законов и иных нормативных актов, регулирующих санитарно-эпидемиологические требования, и обоснованно установлены обстоятельства вмененного ОАО "Завод Магнетон" правонарушения.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях ОАО "Завод Магнетон" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ОАО "Завод Магнетон" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Стороной защиты таких доказательств не представлено.
Выявленные в ходе санитарно-эпидемиологического расследования нарушения санитарно-эпидемиологических требований зафиксированы в акте N.., они обоснованы нормами и требованиями действующего законодательства. Оснований не доверять сведениям должностного лица о том, что на момент проведения обследования имелись вышеуказанные нарушения санитарно-эпидемиологических требований, не имеется, в ходе рассмотрения дела их наличие не опровергнуто, в связи с чем доводы жалобы в данной части необоснованны.
Кроме того, в силу п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ одним из поводов к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей имеют право проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе, в целях установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа в ходе проведения санитарно-эпидемиологического расследования, основанием для которого послужили распоряжение о проведении санитарно-эпидемиологического расследования причин возникновения инфекционных заболеваний N... от 3 декабря 2020 года, в связи с информацией, полученной из отдела эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии с группой учета и регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург" (эпидбюро) о регистрации заболевания новой коронавирусной инфекцией COVID-19 среди сотрудников: эпид. N N.., N.., N.., N.., N.., N.., N.., N.., N.., N.., выявлены нарушения, указывающие на наличие в действиях ОАО "Завод Магнетон" события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Таким образом, в данном случае поводом для составления протокола об административном правонарушении в отношении общества послужило непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом, правонарушения.
Обнаружение факта административного правонарушения влечет осуществление всех последующих действий должностных лиц в ходе производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, доводы жалобы о нарушениях допущенных должностными лицами административного органа при проведении санитарно-эпидемиологического расследования не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку в рассматриваемом случае признаки правонарушения выявлены при проведении эпидемиологического расследования, проводимого в порядке, предусмотренном статьей 42 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а не в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки, оснований не согласиться с которой не имеется.
Административное наказание ОАО "Завод Магнетон" назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характере совершенного правонарушения.
Оснований для изменения назначенного административного наказания не усматриваю.
Постановление о привлечении ОАО "Завод Магнетон" к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Нарушений норм материального и процессуального права не имеется.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 5 февраля 2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ, в отношении ОАО "Завод Магнетон" оставить без изменения, а жалобу защитника К. А.Л.- без удовлетворения.
Судья Охотская Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.