Дата вступления в законную силу - 9 июня 2021 г.
Судья Санкт-Петербургского городского суда Охотская Н.В., рассмотрев 08 июня 2021 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Попцовой М.С., жалобу на постановление судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 мая 2021 года в отношении
Теллера Р. В, "дата" года рождения, уроженца "... ";
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Пушкинского районного суда Санкт- Петербурга от 17 мая 2021 года Теллер Р.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы РФ, с помещением в ЦВСИГ N 1 ГУ МВД России по СПб и ЛО.
Вина Теллер Р.В. установлена в нарушении иностранным гражданином режима пребывания в РФ, совершенном в городе федерального значения - Санкт-Петербурге:
15 мая 2021 года в 19 часов 45 минут сотрудниками ОР ППСП ОМВД России по Пушкинскому району Санкт-Петербурга задержан Теллер Р.В, лицо без гражданства, по адресу: Санкт-Петербург, п. Шушары, Московская Славянка, у д. 18а.
В ходе проверки установлено, что лицо без гражданства Теллер Р.В, "дата". рождения, находится на территории Российской Федерации без документов, подтверждающих право на пребывание на территории РФ (документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства), в нарушение требований ст. 10 Федерального закона РФ N115-ФЗ от 25.07.2002.
Со слов Теллера Р.В, он прибыл на территорию Российской Федерации 05.07.2012, через КПП "Ивангород" с целью въезда "частная", что подтверждается учетом ЦБДУИГ. Установлено, что Минюстом России 17.12.2019 издано распоряжение N... -рн о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации Теллера Р.В, подлежащего освобождению из мест лишения свободы. 02.07.2020 Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области принято решение N... о депортации Теллера Р.В.
Таким образом, лицо без гражданства Теллер Р.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ в городе федерального значения Санкт-Петербурге.
Защитник Теллера Р.В. - Серов Ю.Д. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с жалобой, в которой просит изменить постановление районного суда, исключить из него дополнительное наказание в виде принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование указав, что согласно справке Генерального консульства Эстонии в Санкт-Петербурге от 07.07.2020 Теллер Р.В. не является гражданином "... " и не имеет действующего вида на жительство. Судебная практика свидетельствует о необходимости прекращения исполнения постановления об административном правонарушении при длительном содержании в ЦВСИГ. В отношении Теллера Р.В. имеет место нарушение ст. 5 п. 1 Конвенции и ст. 22 Конституции РФ, поскольку его содержание в ЦВСИГ не преследует достижимую, законную, легитимную цель.
Теллер Р.В. в Санкт-Петербургский городской суд не доставлен, извещен надлежаще, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Защитник Серов Ю.Д. в Санкт-Петербургский городской суд явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Исследовав материалы дела, и проверив доводы жалобы, считаю постановление судьи законным и обоснованным по следующим основаниям.
Согласно ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Частью 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлено, что нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, 15.05.2021 в 19 час. 45 мин. по адресу: Санкт-Петербург, п. Шушары, Московская Славянка, у д. 18а, был выявлен Теллер Р.В, лицо без гражданства, незаконно находящийся на территории РФ, с нарушением режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Факт совершения указанного правонарушения и виновность Теллера Р.В. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении АП N... от 16.05.2021; рапортом сотрудника полиции; сведениями АС ЦБДУИГ в отношении Теллера Р.В, объяснениями Теллера Р.В. и иными материалами дела.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга было установлено событие административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ исследованы доказательства по делу, которым дана надлежащая правовая оценка.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают. Все собранные по делу доказательства получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности Теллер Р.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от дата N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на адрес с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через адрес, являются незаконно находящимися на адрес и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопреки доводу в жалобе о незаконности и необоснованности принятого постановления, судьей районного суда все фактические обстоятельства по делу, подлежащие доказыванию, установлены верно, они полностью подтверждаются представленными доказательствами, всесторонне, полно и объективно исследованными в судебном заседании и получившими надлежащую оценку в судебном постановлении.
С доводом о неисполнимости дополнительного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации согласиться нельзя по следующим основаниям.В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ). Европейский Суд по правам человека неоднократно указывал, что Конвенция защите прав человека и основных свобод не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными и что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну.Однако относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе, Европейский Суд по правам человека отмечал, что значение, придаваемое ей, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела и что государство, а, следовательно, и суд от его лица, имея определенные пределы усмотрения, связано необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом. В то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
Схема применения национального иммиграционного законодательства, основанная на административных санкциях в виде выдворения, не может вызывать вопроса о несоблюдении статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку в каждом конкретном деле административное выдворение из страны может расцениваться как вмешательство в право лица на уважение его семейной жизни, которое, однако, не влечет нарушения этой статьи до тех пор, пока оно оправданно по смыслу ее пункта 2. Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение в силу насущной социальной необходимости. Необходимость и обязательность назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации предусмотрена санкцией ч. 3.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации по ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на адрес, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности по ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания иностранному гражданину или лицу без гражданства учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Указанные обстоятельства, в том числе наличие у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, членов семьи, проживающих на адрес и являющихся гражданами Российской Федерации, должны быть выяснены и установлены судьей в порядке главы 26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Если с соблюдением указанных положений необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), будет установлена, назначение ему административного наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исключается.
При таких обстоятельствах, назначение судьей административного наказания Теллеру Р.В. в виде выдворения за пределы РФ основывается на фактических данных, установленных по делу, подтверждающих действительную необходимость применения к нему такой меры ответственности, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.Административное наказание соответствует требованиям ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 КоАП РФ и является справедливым и соразмерным содеянному. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены. Оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 17 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении Теллера Р. В. - оставить без изменения.
Жалобу защитника Серова Ю.Д. - без удовлетворения.
Судья Охотская Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.