Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Овчинниковой Л.Д, судей
Мирошниковой Е.Н, Нюхтилиной А.В, при секретаре
Лепилкиной М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2021 г. апелляционную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 декабря 2020 г. по гражданскому делу N 2-2066/2020 по иску Всеволожского городского прокурора к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Всеволожский городской прокурор, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Дзержинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, в котором просил обязать ответчика провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенных: в квартале 93 выделе 8 в точке с координатами 59.986944, 30.797722 и в квартале 55 в точке с координатами 60.005556, 30.866389 Морозовского участкового лесничества Всеволожского лесничества от захламления путем вывоза отходов на лицензированный полигон ТБО в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований истец указал, что в ходе проведения проверки информации Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 19.08.2020 года N К-04-1595/2020-1-2 по фактам несанкционированного размещения отходов на территории государственного лесного фонда, в границах Морозовского участкового лесничества Всеволожского лесничества, 19.08.2020 произведен осмотр территории лесного фонда в границах Морозовского участкового лесничества Всеволожского лесничества в точке с координатами 59.986944, 30.797722 в квартале 93 выделе 8; на лесном участке зафиксирована свалка отходов производства и потребления, представляющих собой бытовые отходы в виде полиэтиленовой пленки и пакетов, строительного мусора объемом 5 куб.м.; в точке с координатами 60.005556, 30.866389 в квартале 55 Морозовского участкового лесничества Всеволожского лесничества зафиксирована свалка отходов производства и потребления, представляющих собой бытовые отходы в виде досок, мебели, строительного мусора объемом 20 куб.м; установить собственника отходов, а также лицо, осуществляющее их сброс на почву, не представляется возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу; лесной участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, является свободным от аренды.
Решением Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 декабря 2020 г. постановлено:
"Обязать Комитет по природным ресурсам Ленинградской области провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от загрязнения отходами производства и потребления, незаконно размещенных: в квартале 93 выделе 8 в точке с координатами 59.986944, 30.797722 и в квартале 55 в точке с координатами 60.005556, 30.866389 Морозовского участкового лесничества Всеволожского лесничества от захламления путем вывоза отходов на лицензированный полигон ТБО в течение двенадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.".
Не согласившись с данным решением суда, представитель ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Истец Всеволожский городской прокурор, представители ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области и третьего лица Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Всеволожской городской прокуратурой проведена проверка информации комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 19.08.2020 N К-04-1595/2020-1-2 по фактам несанкционированного размещения отходов на территории государственного лесного фонда, в границах Морозовского участкового лесничества Всеволожского лесничества, о чем государственным лесным инспектором Ленинградской области Ф. составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования N 1-15-40989-20/З от 19.08.2020.
В ходе осмотра 19.08.2020 территории лесного фонда в границах Морозовского участкового лесничества Всеволожского лесничества в точке с координатами 59.986944, 30.797722 в квартале 93 выделе 8 на лесном участке зафиксирована свалка отходов производства и потребления, представляющих собой бытовые отходы в виде полиэтиленовой пленки и пакетов, строительного мусора объемом 5 куб.м.
В точке с координатами 60.005556, 30.866389 в квартале 55 Морозовского участкового лесничества Всеволожского лесничества зафиксирована свалка отходов производства и потребления, представляющих собой бытовые отходы в виде досок, мебели, строительного мусора объемом 20 куб.м.
Установить собственника отходов, а также лицо, осуществляющее их сброс на почву, не представляется возможным ввиду отсутствия признаков, указывающих на принадлежность отходов к конкретному лицу.
Лесной участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка отходов производства и потребления, является свободным от аренды.
Разрешая исковые требования и принимая решение об их удовлетворении, суд первой инстанции, верно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, и установив, что полномочия в сфере лесных отношений в Ленинградской области, переданные субъекту Российской Федерации - Ленинградской области, в том числе по организации охраны и защиты земель лесного фонда, подлежат исполнению ответчиком, пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что именно на ответчика должна быть возложена обязанность по проведению мероприятий по очистке вышеуказанных земельных участков от захламления отходами производства и потребления путем вывоза на лицензированный полигон отходов.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу абзаца 3 статьи 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от "Об охране окружающей среды" и частью 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологического благополучия населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что к отходам производства и потребления (далее - отходы) относят вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, размещенных на указанных выше земельных участках.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации), управление ими и их охрана составляют ведение Российской Федерации, что не исключает дискреции федерального законодателя, передавшего осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 50.7, части 7 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране, в том числе, от пожаров и от загрязнения и иного негативного воздействия. Охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия, которая осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами.
Частью 2 этой же статьи установлено, что при использовании лесов, охране лесов от пожаров, защите, воспроизводстве лесов, в том числе при выполнении лесосечных работ, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого), включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.
Согласно пунктам 9, 25, 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (действующие на момент составления актов о лесонарушении и до 01.01.2021), запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором; полосы отвода автомобильных дорог, проходящих через лесные массивы, должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов; вдоль лесных дорог, не имеющих полос отвода, полосы шириной 10 м с каждой стороны дороги должны содержаться очищенными от валежной и сухостойной древесины, сучьев, древесных и иных отходов, других горючих материалов.
В соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в частности, полномочия на осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; средства же на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 3).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13.10.2015 N 336-П, в системе действующего правового регулирования принятие мер, направленных на ликвидацию загрязнения бытовыми и промышленными отходами лесных участков относится к компетенции уполномоченных исполнительных органов государственной власти.
При этом изменение правового регулирования, в частности, признание с 01.10.2016 утратившей силу статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривавшей проведение такого санитарно-оздоровительного мероприятия как очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, не свидетельствует об отсутствии необходимости обеспечения санитарной безопасности в лесах в рамках осуществления полномочий по охране и защите лесов и не влечет изменения полномочий органов исполнительной власти в указанной области.
Статьей 3 Областного закона Ленинградской области от 27.07.2016 N 71-оз "О разграничении полномочий органов государственной власти Ленинградской области в области обращения с отходами и признании утратившими силу отдельных законодательных актов" (утратил законную силу с 19.02.2021) установлены полномочия Правительства Ленинградской области в области обращения с отходами, среди которых: формирование отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных в области обращения с отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территории Ленинградской области.
Правительство Ленинградской области вправе полностью или частично передавать осуществление своих полномочий в области обращения с отходами, указанных в пунктах 3 - 27 части 1 настоящей статьи, отраслевым, территориальным и иным органам исполнительной власти Ленинградской области, если это не противоречит федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Ленинградской области или областным законам (часть 2).
Земельные участки в составе земель лесного фонда, на которых обнаружены свалки, в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности. Собственник отходов не установлен, в аренду указанный земельный участок не предоставлен.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку несанкционированные свалки расположены на земельных участках лесного фонда, находящихся в федеральной собственности, не переданных по договору аренды, они подлежат ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий по очистке леса.
Проанализировав общие положения об охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия, установленные статьей 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", устанавливающих порядок и условия организации осуществления мер санитарной безопасности в лесах и требования, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах, при использовании лесов, согласно которым не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, судебная коллегия приходит к выводу, что удаление (ликвидация) загрязнения лесов отходами производства и потребления относится к мерам защиты и санитарной безопасности в лесах.
Специальным законодательством в области природопользования земель лесного фонда закреплена передача полномочий по организации охраны лесов и их защите Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а не Территориальным управлениям Росимущества.
Таким органом, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и реализацию полномочий и функций Ленинградской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, лесных отношений на территории Ленинградской области, в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 N 341 "Об утверждении Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области" является ответчик Комитет по природным ресурсам Ленинградской области.
Пунктом 2.2 указанного Положения предусмотрено, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области в сфере лесных отношений осуществляет полномочия по организации осуществления мер пожарной безопасности в лесах; осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Согласно пункту 1.3 Положения Комитет осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные государственные предприятия и государственные учреждения Ленинградской области.
В соответствии с пунктом 3 Распоряжения Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 N 603-р "О создании Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения "Управление лесами Ленинградской области", учреждение находится в ведении Комитета по природным ресурсам Ленинградской области и осуществляет государственные полномочия в области лесных отношений.
Оснований для возложения указанной обязанности на ЛОГКУ "Ленобллес", функции и полномочия учредителя, а также главного распорядителя бюджетных средств МТУ Росимущества, не имеется, поскольку указанная деятельность не предусмотрена Уставом ЛОГКУ "Ленобллес".
Доводы апелляционной жалобы о том, что Комитет по природным ресурсам Ленинградской области не является уполномоченным органом, и соответственно, является ненадлежащим ответчиком по делу являются несостоятельными, поскольку указанные доводы противоречат действующему законодательству, а также Положению о Комитете.
Проанализировав круг полномочий по охране лесов, переданных в силу пункта 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (к числу исключений из которого не относится очистка лесов от загрязнения отходами производства и потребления) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, именно Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, являясь уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области, должно обеспечивать в лесах Ленинградской области, помимо прочего, соблюдение правил пожарной безопасности, а также охрану от загрязнения и иного негативного воздействия, выполнять иные меры по охране лесов от загрязнения.
Указанное соотносится и с предоставлением в соответствии с частью 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации субвенций, направленных на осуществление полномочий, переданных в соответствии с частью 1 указанной статьи, а также с передачей на основании абзаца седьмого части 1 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации в полном объеме платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и платы за использование лесов, расположенных на землях иных категорий, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Соответственно, судом обоснованно на ответчика возложена обязанность по ликвидации несанкционированной свалки отходов потребления, расположенных на территории лесного фонда, не находящейся в аренде у иных лиц.
Девятимесячный срок исполнения решения установлен судом с учетом объема работ и отвечает требования разумности и справедливости, обеспечивает соблюдение баланса прав и обязанностей сторон, в связи с чем оснований для изменения решения суда в указанной части у судебной коллегии не имеется.
По результатам апелляционного рассмотрения дела судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции при разрешении дела правильно определилюридически значимые обстоятельства дела и верно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены решения суда не содержат, так как не опровергают выводов суда и не имеют указаний на обстоятельства, нуждающиеся в дополнительной проверке, по существу сводятся к повторному изложению обстоятельств, которые были исследованы судом первой инстанции, и которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Таким образом, обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, поскольку не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 9 декабря 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено "дата"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.