Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Овчинниковой Л.Д, судей
Нюхтилиной А.В, Шумских М.Г, при секретаре
Лепилкиной М.В, рассмотрела в открытом судебном заседании 17 июня 2021 г. по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело N 2-475/2020, поступившее из Калининского районного суда Санкт-Петербурга по апелляционному представлению Природоохранного прокурора Санкт-Петербург на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 августа 2020 г. по гражданскому делу N 2-475/2020 по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Курортный лесопарк" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д, выслушав мнение природоохранного прокурора Лазаридис Н.Ф, прокурора Скибенко С.А, представителя ответчика Санкт-Петербургского ГКУ "Курортный лесопарк" - Януковича И.Ю, представителя третьего лица администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - Карпухиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Истец Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга, действуя в защиту неопределенного круга лиц, обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику Санкт-Петербургскому ГКУ "Курортный лесопарк", в котором просил обязать ответчика в 190-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, Песочинское участковое лесничество СПб ГКУ "Курортный лесопарк" обход 7, квартал 56, выдел 5; указывая в обоснование исковых требований, что природоохранной прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории, подведомственной ответчику по вышеуказанному адресу; данной проверкой установлено, что на указанной территории несанкционированно размещены отходы производства и потребления в виде коммунально-бытового, промышленного и строительного мусора; при этом вышеуказанный земельный участок объектом размещения отходов, внесенным в государственный реестр объектов размещения отходов не является; согласно пункту 2.1 Устава ответчика, утвержденного 31.08.2011, Учреждение создано для достижения целей охраны защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Санкт-Петербурга в границах Курортного лесопарка и Глуховского лесопарка по материалам лесоустройства; на основании пункта 2.3.5 Устава, учреждение осуществляет деятельность по соблюдению Правил санитарной безопасности в лесах; вместе с тем, требования вышеуказанного законодательства ответчиком не исполнены, свалка не ликвидирована; выявленные нарушения действующего законодательства в области охраны окружающей среды влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 августа 2020 г. в удовлетворении исковых требований Природоохранного прокурора г. Санкт-Петербурга отказано.
Не согласившись с данным решением суда, истец Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился с апелляционным представлением, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 9 марта 2021 г, принятым в протокольной форме, постановлено перейти к рассмотрению апелляционного представления Природоохранного прокурора Санкт-Петербург на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 августа 2020 г. по гражданскому делу N 2-475/2020 по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Санкт-Петербургскому ГКУ "Курортный лесопарк" об обязании совершить определенные действия по правилам суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку принятым судом решением затрагиваются права им обязанности администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, которая, однако, к участию в деле привлечена не была.
Одновременно администрация Выборгского района Санкт-Петербурга привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Истец - природоохранный прокурор Лазаридис Н.Ф, прокурор Скибенко С.А. в судебное заседание явились, исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении и письменных объяснениях основаниям.
Представитель ответчика также явился, исковые требования не признал, полагая, что Учреждение не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям.
Представитель третьего лица на рассмотрение дела явился, против удовлетворения исковых требований не возражала, полагала, что Учреждение является надлежащим ответчиком по иску.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, заслушав объяснения природоохранного прокурора Лазаридис Н.Ф, прокурора Скибенко С.А, представителя ответчика Санкт-Петербургского ГКУ "Курортный лесопарк" - Януковича И.Ю, представителя третьего лица администрации Выборгского района Санкт-Петербурга - Карпухиной Н.В, оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к следующему.
Судебной коллегией установлено, что 13.06.2018 начальником Песочинского участка лесничества Васильевым Е.Н. составлен акт о лесонарушении N 1, в котором зафиксировано нарушение: загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми и промышленными отходами, бытовым и строительным мусором, по адресу: Песочинское участковое лесничество Санкт-Петербургского ГКУ "Курортный лесопарк", обход N 7 квартал 56 выдел 5 защитные (городские леса).
Данная свалка не ликвидирована.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Частями 1 и 2 статьи 51 указанного Федерального закона установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с пунктом 2.1 Положения об администрации района Санкт-Петербурга, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 N 1098 одной из задач администрации района является проведение государственной политики Санкт-Петербурга и осуществление государственного управления на территории района Санкт-Петербурга в сфере благоустройства и обращения с отходами.
Пунктами 3.10.4, 3.10.7 указанного Положения определены полномочия и функции администрации в сфере благоустройства и обращения с отходами является организация благоустройства территории Санкт-Петербурга, а именно: обеспечение мероприятий по пресечению образования несанкционированных свалок отходов, ликвидации несанкционированных свалок отходов, а в случае необходимости - рекультивации территорий при ликвидации несанкционированных свалок отходов, на территории района в соответствии с адресными программами, утверждаемыми Администрацией; контроль уборки территории района в пределах своей компетенции.
Исходя из данного Положения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок на территории Санкт-Петербурга возлагается исключительно на районные администрации, а не на иные органы исполнительной власти города Санкт-Петербурга. На проведение необходимых мероприятий для ликвидации несанкционированных свалок администрациям выделяется соответствующее бюджетное финансирование.
При таких обстоятельствах, поскольку ответчик подведомственен Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга (пункт 1.3 Устава), правовые основания для возложения обязанности по ликвидации спорной свалки на ответчика не имеется.
Кроме того, ответчик создан для достижения следующих целей: охраны, защиты и воспроизводства защитных лесов, расположенных на территории Санкт-Петербурга в границах Курортного лесопарка и Глуховского лесопарка по материалам лесоустройства. Деятельность ответчика должна быть направлена на достижение этих целей (пункт 2.1 Устава); предметом деятельности ответчика является выполнение лесопарковых и лесохозяйственных работ (пункт 2.2 Устава).
Среди видов деятельности, которые осуществляет ответчик для достижения вышеуказанных целей, указано, в том числе, охрана лесов от нарушений правил санитарной безопасности в лесах (пункт 2.3.5). Вместе с тем, ликвидация несанкционированных свалок как вид деятельности ответчика его Уставом не предусмотрен, оснований полагать, что выполнение таких работ является одним из видов деятельности ответчика, не имеется, учитывая, в том числе, что законодательством Санкт-Петербурга определены конкретные органы исполнительной власти, которые обязаны ликвидировать несанкционированные свалки - администрации районов.
Не установлено в ходе рассмотрения дела и то, что выполнение работ по ликвидации свалок включено в государственное задание, определяющее объем работ (услуг), который должен обеспечивать ответчик (пункт 2.5 Устава).
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что Санкт-Петербургское ГКУ "Курортный лесопарк" не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям, в то время как надлежащим ответчиком является администрация Выборгского района Санкт-Петербурга. Истец ходатайств о привлечении к участию в деле в качестве соответчика администрации Выборгского района Санкт-Петербурга, о замене ненадлежащего ответчика не заявлял, настаивал на удовлетворении иска к Санкт-Петербургскому ГКУ "Курортный лесопарк".
В связи с этим судебная коллегия в удовлетворении исковых требований отказывает, так как они заявлены не к надлежащему ответчику.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 26 августа 2020 г. отменить, принять по делу новое решение:
В удовлетворении исковых требований Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Курортный лесопарк" об обязании совершить определенные действия - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.