Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова В.А, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15 октября 2020 года по административному делу N 3а-123/2020 по административному иску общества с ограниченной ответственностью "КАИФ" о признании недействующим в части решение совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 16 февраля 2016 года N 7 "Об утверждении Методики определения величины арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями".
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного ответчика совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области Башуровой В.В. и представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области Назаровой М.Ф, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя административного истца ООО "КАИФ" Федаева А.В, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С. об оставлении судебных актов без изменения, судебная коллегия
установила:
советом депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области 16 февраля 2016 года принято решение N 7 "Об утверждении Методики определения величины арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями" (далее решение N 7), в пункте 2 которого указано, что оно вступает в законную силу с момента опубликования и распространяется на правоотношения с 1 января 2016 года.
В пункте 2.1 Методики определения величины арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями (далее - Методика) приведена формула расчета величины годовой арендной платы. В формуле используется показатель Сб - базовая величина стоимости строительства 1 кв.м, зданий, строений, сооружений, руб.
Согласно абзацу 1 пункта 3.1 Методики базовая величина стоимости строительства 1 кв.м, объекта недвижимости определяется как усредненная величина восстановительной стоимости строительства одного квадратного метра общей площади наиболее распространенных типов зданий (кирпичные; панельные; деревянные; ангары; павильоны (торговые)) на территории МО "Город Всеволожск".
В абзаце 2 пункта 3.1 Методики указано, что значение базовой величины строительства 1 кв.м, объекта недвижимости (Сб) устанавливается ежегодно в рублях и утверждается муниципальными правовыми актами администрации МО "Город Всеволожск".
Решение опубликовано в газете "Всеволожск. Городская жизнь", N 06 (98), 19 февраля 2016 года.
31 января 2020 года ООО "КАИФ", являющееся арендатором муниципального недвижимого имущества, обратилось в суд с административным исковым заявлением к совету депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании недействующим с 16 февраля 2016 года пункта 2 решения N 7 и пункта 3.1 Методики указав, что решени N 7 в оспариваемой части вызывает неоднозначное толкование в связи с неопределенностью применения Методики к правоотношениям, существующим до 1 января 2016 года и к правоотношениям, возникшим после указанной даты, а также ввиду неопределенности порядка (способа) расчета усредненной величины восстановительной стоимости строительства одного квадратного метра общей площади объекта недвижимости в отсутствие отсылочных норм для получения данного значения другими способами. Кроме того, Общество указало на незаконность распространения решения N 7 на период, предшествующий его принятию.
Решением Ленинградского областного суда от 23 января 2020 года административный иск удовлетворен.
Признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу пункт 2 решения совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 16 февраля 2016 года N 7 "Об утверждении Методики определения величины арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями" в части слов "и распространяется на правоотношения с 1 января 2016 года".
Признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу и пункт 3.1 Методики определения величины арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями, утвержденной решением совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 16 февраля 2016 года N 7.
В качестве заинтересованного лица по делу привлечена администрация Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
В кассационной жалобе, поданной через Ленинградский областной суд 14 мая 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 мая 2021 года, совет депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и прекращении производства по делу. Указывает, что поскольку 23 июня 2020 года советом депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области принято новое решение N 41 "Об утверждении Методики определения величины арендной платы за пользование находящимися в муниципальной собственности муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями", оспариваемый административным истцом нормативно правовой акт утратил силу и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем должен был прекратить производство по делу.
В отзыве на кассационную жалобу администрация муниципального образования "Всеволожский доводы кассационной жалобы поддержала. оставить судебные акты без изменения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 7 июня 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава Муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, и установив, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом, в форме и виде, предусмотренном законодательством, опубликовано в установленном действующим законодательством порядке, однако распространение действия решения N 7, официально опубликованного 19 февраля 2016 года на предыдущие правоотношения с 1 января 2016 года при отсутствии закона предусматривающего подобное, свидетельствует о несоответствии в оспариваемой части решения положениям пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусматривающего возможность придания обратной силы нормативному правовому акту, затрагивающему права, свободы и обязанности неопределенного круга лиц, являющихся участниками правоотношений, регулируемых оспариваемым решением, а в части порядка определения усредненной величины восстановительной стоимости строительства одного квадратного метра общей площади наиболее распространенных типов зданий нормативный правовой акт не отвечает критерию правовой определенности и допускает его неоднозначное толкование, что не соответствует положениям пункта 1 статьи, 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась, и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат.
При этом вопреки доводам кассационной жалобы производство по делу не может быть прекращено в силу положений пункта 1 части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку на момент принятия Ленинградским областным судом 23 июня 2020 года решения по административному делу N 3а-123/2020 оспариваемое ООО "КАЙФ" решение N 7 являлось действующим, решение N 41 от 23 июня 2020 года, на которое ссылается административный ответчик, вступило в силу только 26 июня 2020 года после его опубликования.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинградского областного суда от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу совета депутатов муниципального образования "Город Всеволожск" Всеволожского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Ленинградского областного суда от 23 июня 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 15 октября 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 28 июля 2021 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.