Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей Жидковой О.В, Терентьевой Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Боровичского муниципального района Новгородской области на решение Боровичского городского суда Новгородской области от 10 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 24 февраля 2021 года по административному делу N 2а-1493/2020 по исковому заявлению Куприяновой Л. Ю. (далее - Куприянова Л.Ю.) к администрации Боровичского муниципального района Новгородской области о признании незаконными постановлений.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, объяснения представителя административного истца Куприяновой Л.Ю. адвоката Степанова Л.В, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
постановлением N 448 от 21 февраля 2020 г. администрация Боровичского муниципального района Новгородской области (далее также Администрация района) на основании заявления Куприяновой Л.Ю. предварительно согласовала предоставление в собственность заявителя для индивидуального жилищного строительства земельного участка из земель населенных пунктов (территориальная зона - Ж.2) площадью 1500 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, местоположение: "адрес".
Этим же постановлением администрация района утвердила схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и возложила на Куприянову Л.Ю. обязанность провести работы по образованию земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Также, из постановления следует, что оно является основанием предоставления Куприяновой Л.Ю. названного земельного участка без проведения торгов и действует два года (пункт 4), в течение которых Куприянова Л.Ю. имеет право обратиться без доверенности с заявлением о постановке земельного участка на кадастровый учет.
Постановлением администрации Боровичского муниципального района от 26 февраля 2020 г. N 501 спорному земельному участку присвоен адрес: "адрес".
Куприянова Л.Ю. обеспечила выполнение кадастровых работ по образованию земельного участка в соответствии с утвержденной Администрацией района схемой расположения земельного участка, по результатам которых 26 марта 2020 г. земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера N, сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с выпиской из Правил землепользования и застройки Боровичского городского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Боровичского городского поселения от 25 октября 2011 г. N 86 (в редакции от 28 января 2020 г. N 268) земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне Ж.2 - "Зона смешанной застройки индивидуальными домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами этажностью не выше четырех надземных этажей (четвертый этаж мансардный)".
6 апреля 2020 г. Куприянова Л.Ю. обратилась в Администрацию района с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N.
30 апреля 2020 г. по результатам рассмотрения указанного заявления постановлением Администрации района N 1124 заявителю отказано в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес"Б, на основании пункта 14.1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решением Боровичского районного суда Новгородской области от 17 июля 2020 г. постановление администрации Боровичского муниципального района Новгородской области от 30 апреля 2020 г. N 1124 признано незаконным, на администрацию Боровичского муниципального района Новогородской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Куприяновой Л.Ю. от 6 апреля 2020 года о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N.
Свое решение суд обосновал отсутствием оснований для отказа Куприяновой Л.Ю. в предоставлении земельного участка без торгов в соответствии с пунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение решения суда администрация Боровичского муниципального района Новгородской области повторно рассмотрела заявление Куприяновой Л.Ю. от 6 апреля 2020 г. и постановлением N 2410 от 21 сентября 2020 г. вновь отказала ей в предоставлении земельного участка в собственность со ссылкой на пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, а постановлением N 2409 от той же даты признала утратившим силу постановление от 21 февраля 2020 г. N 448 о предварительном согласовании предоставления в собственность Куприяновой Л.Ю. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в "адрес"Б, сославшись на Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
При этом Администрация района исходила из начатых работ по изменению территориальной зоны земельного участка (с Ж.2 на Р.3).
Оспаривая правомерность постановлений администрации Боровичского муниципального района Новгородской области от 21 сентября 2020 года NN 2409 и 2410, 12 октября 2020 г. Куприянова Л.Ю. обратилась в суд с административным иском о признании их незаконными.
Просила возложить на Администрацию района обязанность предоставить в собственность Куприяновой Л.Ю. за плату земельный участок из земель населенных пунктов площадью 1500 кв.м с кадастровым номером N, местоположение: Российская Федерация, "адрес" с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований Куприянова Л.Ю. указала, что предусмотренные законом основания отказа в предоставлении в ее собственность за плату земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов у администрации района отсутствовали.
Решением Боровичского городского суда Новгородской области от 10 ноября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 24 февраля 2021 года, административный иск удовлетворен.
Признаны незаконными постановления администрации Боровичского муниципального района Новгородской области от 21 сентября 2020 г. N 2409 об отмене постановления N 448 от 21 февраля 2020 г. и N 2410 об отказе Куприяновой Л.Ю. в предоставлении в собственность земельного участка.
На Администрацию района возложена обязанность предоставить в собственность Куприяновой Л.Ю. за плату земельный участок с кадастровым номером N по адресу: "адрес"Б с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства.
В кассационной жалобе, поданной через Боровичский городской суд Новгородской области 29 апреля 2021 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 28 мая 2021 года, администрация Боровичского муниципального района Новгородской области со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит об отмене постановленных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления. Указывает на отсутствие оснований для предоставления земельного участка в собственность Куприяновой Л.Ю. ввиду начатых работ по изменению территориальной зоны испрашиваемого земельного участка. Считает необоснованным вмешательством в деятельность органов местного самоуправления самостоятельное разрешение судом вопроса, относящегося к исключительной компетенции администрации района.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 8 июня 2021 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и установив, что препятствий, предусмотренных п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предварительном согласовании Куприяновой Л.Ю. предоставления земельного участка в собственность без торгов у Администрации района на момент принятия постановления N 448 от 21 февраля 2020 года не имелось, признал незаконным постановление от 21 сентября 2020 года N 2409 о его отмене.
При этом, установив, что испрашиваемый административным истцом земельный участок находится в территориальной зоне Ж.2 и его перезонирование в зону Р.3 - "зона элементов благоустройства" находится в стадии подготовки проекта, суд первой инстанции пришел к выводу о противоречии требованиям закона и постановления Администрации района от 21 сентября 2020 года N 2410 об отказе Куприяновой Л.Ю. в предоставлении в собственность земельного участка, указав, что основания для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные п.14 ст.39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым такое решение может быть принято, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его использования, у Администрации района отсутствовали.
Разрешая вопрос о восстановлении нарушенного права Куприяновой Л.Ю, суд первой инстанции, указав, что предоставление Куприяновой Л.Ю. за плату земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес"Б с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства не противоречит требованиям действующего законодательства, возложил на Администрацию района обязанность предоставить спорный земельный участок Куприяновой Л.Ю.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, совокупность которых в данном деле судами установлена.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 Земельного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Так, в силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В свою очередь, в силу части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно части 5 названной статьи, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Таким образом, принятие Администрацией района постановления N 448 от 21 февраля 2020 г. о предварительно согласовании предоставления в собственность заявителя для индивидуального жилищного строительства земельного участка из земель населенных пунктов (территориальная зона - Ж.2) площадью 1500 кв.м, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, местоположение: Новгородская область, Боровичский муниципальный район, городское поселение "адрес", свидетельствовало о соблюдении вышеперечисленной процедуры.
Отменяя указанное постановление, Администрация района сослалась на Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Действительно, согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Более того, решения органов местного самоуправления в сфере имущественных отношений должны быть предсказуемыми, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений, на что указывает правовая позиция, изложенная в пункте 3.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2012 г. N 9-П о проверке конституционности части второй статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл.
Поскольку суды установили, что постановление N 2409 не содержит обоснования принятого решения, а предусмотренных законом оснований для отказа Куприяновой Л.Ю. в предварительном согласовании предоставления земельного участка на момент принятия постановления N 448, в том числе, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, не имелось, их выводы о том, что отмена по мотиву намерений Администрации района изменить территориальную зону для спорного земельного участка не может быть признана законной, следует признать правомерными.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации и согласно части 1 названной статьи заключается в следующем:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Изложенное свидетельствует о том, что после принятия решения органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка и осуществления гражданином действий, перечисленных в пунктах 4 и 5 части 1 настоящей статьи, орган местного самоуправления обязан на основании поданного гражданином заявления о предоставлении земельного участка в силу пункта 7 части 1 названной статьи заключить с ним договор-купли-продажи земельного участка в отсутствие оснований для отказа, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, что устанавливается при рассмотрении указанного заявления в порядке статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Так, в силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка, уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает соответствующие действия, предусмотренные названным пунктом.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказ постановлением N 2410 от 21 сентября 2020 г. Куприяновой Л.Ю. в предоставлении в собственность земельного участка Администрацией района мотивирован пунутом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей отказ в предоставлении земельного участка, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Как установлено судами и следует из материалов дела, испрашиваемый Куприяновой Л.Ю. земельный участок имеет вид разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства, для индивидуальной жилой застройки".
Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
Градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков) в силу абзаца 2 пункта 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливается правилами землепользования и застройки.
В силу пункта 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Согласно правилам землепользования и застройки Боровичского городского поселения, утвержденным решением Совета депутатов Боровичского городского поселения от 25 октября 2011г. N 86 (в редакции от 28 января 2020 г. N 268), действовавшим на момент принятия Администрацией района оспариваемого отказа и разрешения спора судами, земельный участок с кадастровым номером N расположен в зоне Ж.2 - "Зона смешанной застройки индивидуальными жилыми домами, блокированными жилыми домами и многоквартирными домами этажностью не выше четырех надземных этажей (четвертый этаж мансардный)". Основными видами разрешенного использования в зоне Ж.2 являются в том числе индивидуальное жилищное строительство, малоэтажная многоквартирная жилая застройка, блокированная жилая застройка.
Таким образом, поскольку суды установили, что на момент издания постановления N 2410 от 21 сентября 2020 г, испрашиваемый Куприяновой Л.Ю. в собственность земельный участок находился в территориальной зоне Ж.2, т.е. его разрешенное использование соответствовало целям использования земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, а перезонирование земельного участка в зону Р.3 "зона элементов благоустройства" находилось лишь в стадии разработки проекта, оснований полагать ошибочными их выводы о незаконности данного постановления, не имеется.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что предоставление в собственность Куприяновой Л.Ю. за плату земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес"-Б с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства не противоречит требованиям действующих документов территориального планирования Боровичского городского поселения, суды обоснованно в целях восстановления нарушенных прав административного истца возложили на Администрацию района обязанность предоставить спорный земельный участок в собственность Куприяновой Л.Ю.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что возложение на Администрацию района данной обязанности является прямым вмешательством в деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов, относящихся к их исключительной компетенции, решение суда прав административного ответчика не нарушает, поскольку в отсутствие предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для отказа в предоставлении Куприяновой Л.Ю. земельного участка, и выполнении административным истцом обязанностей, установленных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 39.14 Коджекса административного судопроизводства Российской Федерации, что установлено судами, единственно возможным действием для административного ответчика в силу пункта 7 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации является заключение с заявителем договора купли-продажи земельного участка.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Боровичского городского суда Новгородской области от 10 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 24 февраля 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области - без удовлетворения.
Решение Боровичского городского суда Новгородской области от 10 ноября 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда от 24 февраля 2021 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 2 августа 2021 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.