N 88а-5149/2020
город Санкт-Петербург
06 марта 2020 года
Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Жидкова О.В, рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства материал по кассационной жалобе Вешнякова Владимира Борисовича на судебный приказ мирового судьи по судебному участку N 165 Санкт-Петербурга от 30 апреля 2019 год по административному делу N 2а-190/2019-165,
УСТАНОВИЛ:
30 апреля 2019 года мировым судьей по судебному участку N 165 Санкт-Петербурга выдан судебный приказ о взыскании с Вешнякова Владимира Борисовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "адрес", проживающего по адресу: "адрес", в пользу Межрайонной ИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу недоимки по транспортному налогу за 2017 год в размере 2915 рублей 00 копеек и пени в размере 48 рублей 64 копейки, недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 40 014 рублей 00 копеек, а также в доход бюджета госпошлины в размере 744 рублей 66 копеек.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 7 февраля 2020 года (поданной через мирового судью по судебному участку N 165 Санкт-Петербурга 3 января 2020 года), Вешняков В.Б. со ссылкой на существенное нарушение норм процессуального права просит об отмене судебного приказа мирового судьи по судебному участку N 165 Санкт-Петербурга от 30 апреля 2019 года. Указывает, что копия судебная приказа была направлена по истечении 2-х месяцев с момента его вынесения, что ограничивало должника в реализации права подать возражения относительно его исполнения. О существовании задолженности узнал из информации, размещенной на официальном Интернет-ресурсе УФССП России по Санкт-Петербургу.
В силу положений статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы осуществляется в порядке упрощенного (письменного) производства. Оснований для вызова лиц, участвующих в деле, в суд кассационной инстанции не установлено.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, прихожу к следующему.
Согласно положениям пункта 5 статьи 123.7 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебный приказ может быть обжалован в кассационном порядке по правилам главы 35 Кодекса на предмет его отмены.
Вступивший в силу судебный приказ можно обжаловать в суде кассационной инстанции не позднее шести месяцев с момента вступления приказа в силу (часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого характера нарушения норм процессуального права допущены мировым судьей.
В силу статьи 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с главой 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации приказное административное производство представляет собой упрощенное, основанное на письменных доказательствах производство в суде первой инстанции с целью обеспечения возможности принудительного исполнения обязательства в сокращенные по сравнению с исковым производством сроки.
Частью 1 статьи 123.1 главы 11.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что судебный приказ - судебный акт, вынесенный судьей единолично на основании заявления по требованию взыскателя о взыскании обязательных платежей и санкций.
При этом, согласно разъяснения, содержащимся в пункте 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", согласно пункту 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Между тем, при вынесении оспариваемого судебного приказа мировой судья не учел положения указанных выше норм права.
Так, согласно пункту 9 части 1 статьи 123.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в судебном приказе указывается период, за который образовалась взыскиваемая задолженность по обязательствам, предусматривающим исполнение по частям или в виде периодических платежей.
Удовлетворяя заявление МИФНС России N 26 по Санкт-Петербургу и взыскивая с Вешнякова В.Б. задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени за нарушение уплаты налога, мировой судья исходил из того, что указанная задолженность образовалась за 2017 год, что и отразил в судебном приказе.
Между тем, представленными налоговым органом документами период, за который образовалась взыскиваемая задолженность, не подтвержден.
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц (статья 400 Налогового кодекса Российской Федерации). Сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 357 и пункт 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог и налог на имущество физических лиц на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом (пункт 2 статьи 52, пункт 3 статьи 363 и пункт 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений абзаца 3 пункта 1 статьи 363 и пункта 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и налог на имущество физических лиц должны быть оплачены налогоплательщиком не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, т.е. за 2017 год не позднее 01 декабря 2018 года.
В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 16 ноября 2011года N 321-ФЗ, от 23 июля 2013 года N 248-ФЗ) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
На основании пункта 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающейся в поэтапном выполнении требований налогового законодательства: направлении налогоплательщику уведомления, а затем и требования об уплате недоимки, неисполнение которого обусловливает возможность обращения налогового органа в судебные органы.
Между тем, налоговое уведомление, из которого следовало бы, что налогоплательщику исчислен транспортный налог и налог на доходы физических лиц за 2017 год, и на которое имеется ссылка в заявлении о вынесении судебного приказа, в материалах дела отсутствует.
При этом представленные требования об уплате транспортного налога от 08 августа 2017 года N 54524 и от 05 февраля 2018 N 4985, из которых следует что подлежит уплате транспортный налог, установленный по состоянию на 14 июня 2017 года в размере 1325 рублей и на 01 декабря 2017 года в размере 1590 рублей соответственно, о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год не свидетельствуют, поскольку недоимкой транспортный налог за 2017 год мог стать не ранее 02 декабря 2018 года.
При этом из ходатайства Вешнякова В.Б, содержащегося в материалах дела (л.д.12) следует, что о наличии взыскиваемой задолженности ему не было известно ввиду отсутствия надлежащего уведомления.
Допущенные мировым судьей нарушения норм процессуального права являются существенными, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем судебный приказ подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
определил:
судебный приказ мирового судьи по судебному участку N 165 Санкт-Петербурга от 30 апреля 2019 год по административному делу N 2а-190/2019-165 отменить.
Судья Третьего кассационного суда
общей юрисдикции О.В. Жидкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.