Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Белинской С.В, судей Смирновой О.В, Устимова М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-561/2019 по заявлению Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N31 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее - ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми), Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России) об обязании обеспечить помещения ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми горячим водоснабжением
по кассационному представлению Сыктывкарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 12 сентября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Белинской С.В, прокурора Федулову С.В, поддержавшую представление, представителя ответчиков и третьего лица по доверенности Клубет А.М, возражавшего против удовлетворения представления,
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о возложении обязанности в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда устранить нарушения требований федерального законодательства путем обеспечения в здании единого помещения камерного типа при ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми камер штрафного изолятора, единых помещений камерного типа, на территории участка колонии-поселения при ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми камер штрафного изолятора, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины мойки (ванны), душевые сетки и т.п.), горячим водоснабжением на основании п. 19.2.1 и 19.2.5 СП "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр, и в соответствии с требованиями СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также требованиям действующих нормативных документов, в том числе п. 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утверждёнными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64.
Решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 1 июля 2019 г. возложена на ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми обязанность обеспечения в здании единого помещения камерного типа при ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми камер штрафного изолятора, единых помещений камерного типа, на территории участка колонии-поселения при ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми камер штрафного изолятора, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины мойки (ванны), душевые сетки и т.п.), горячим водоснабжением в соответствии с требованиями п. 19.2.1 и 19.2.5 СП "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённых приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр, и в соответствии с требованиями СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также требованиям действующих нормативных документов, в том числе п. 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10, утверждёнными постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64, в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
В случае недостаточности средств у ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми на проведение указанных мероприятий возложена на ФСИН России обязанность выделить необходимые для их проведения денежные средства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 12 сентября 2019 г. решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В кассационном представлении содержится просьба об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении настоящего дела такого характера нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в ходе проверки прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях выявлено, что в здании единого помещения камерного типа (ЕПКТ) при ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми камеры штрафного изолятора (ШИЗО), единых помещений камерного типа (ЕПКТ), на территории участка колонии-поселения при ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми камеры штрафного изолятора (ШИЗО), где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины мойки (ванны), душевые сетки и т.п.), не оборудованы горячим водоснабжением.
Возлагая на исправительную колонию такую обязанность, суд первой инстанции руководствовался положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. N 295, Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (СП-17-02 Минюста России), утвержденной Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 130-ДСП, Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 1454/пр от 20 октября 2017 г, и исходил из того, что в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми не обеспечиваются в полной мере условия содержания осужденных.
Судебная коллегия данные выводы суда посчитала ошибочными и указала, что Инструкция СП 17-02, пунктом 20.5 которой предусмотрена подводка горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях, была признана утратившей силу в связи с приказом Минюста России от 22 октября 2018 г. N 217-дсп. Кроме того, содержащиеся в ней нормы должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем, из чего не следует, что приведенные в ней нормативные требования должны применяться к тем зданиям и помещениям, которые были спроектированы и построены до издания вышеуказанного приказа.
В соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" (действующего в настоящее время и на день рассмотрения дела), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Вместе с тем, указанный Свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" также распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.
Здание единого помещения камерного типа при ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, в котором расположены камеры штрафного изолятора, единые помещения камерного типа, а также общежитие на территории участка колонии-поселения, в котором расположены камеры штрафного изолятора, построены в период действия "Указаний по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР" (ВСН 10- 73/МВД СССР), действовавших до 2003 года), которые требования об обязательности подвода горячей воды к умывальникам в помещениях исправительной колонии не предусматривали.
В связи с этим, нормативы, установленные Сводом правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", не могут применяться к данному учреждению, а положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не содержат указания на обязательность подвода горячей воды к умывальникам в помещениях исправительной колонии.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на то, что исправительная колония не вправе самостоятельно решать вопрос о реконструкции или строительстве в целях подвода горячей воды в помещения исправительной колонии, такие работы могут быть осуществлены в рамках Федеральной целевой программы за счет средств бюджета, поскольку сама колония не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной на нее судом обязанности.
Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, именно ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, а также функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы, а также по жилищному строительству, в связи с этим исправительная колония не может являться надлежащим ответчиком по настоящему делу.
С такими выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя исходя из следующего.
Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал в своих постановлениях, что в обязанности государства-ответчика входит организация своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы она обеспечивала уважение достоинства заключенных независимо от финансовых и материально-технических трудностей. Власти государства не могут ссылаться на финансовые трудности в оправдание невозможности исполнить свои обязательства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 КоАП РФ, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 г. N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", статьи 93, 99, 100 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (пункт 2).
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14).
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Вопросы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения осужденных к лишению свободы урегулированы статьями 99 и 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр утвержден свод правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", в соответствии с пунктами 19.2.1 и 19.2.5 которого здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе, горячим водоснабжением согласно требований СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных учреждений и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Минюста России от 2 июня 2003 г. N 30-дсп, которая была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22 октября 2018 г. N 217-дсп.
С учетом изложенного, доводы кассационного представления о том, что обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением являлось и является обязательным, и неисполнение ответчиками требований закона влечет нарушение прав осужденных на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности, следует признать заслуживающими внимания.
Между тем, суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении требований прокурора, вышеприведенные положения действующего законодательства не учел и пришел к неверному выводу о том, что положения свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования" применяется исключительно на проектирование в строящихся и реконструируемых объектах и не распространяется на объекты, введенные в действие в эксплуатацию до 2003 года.
Такое применение закона ставит в неравное положение осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, построенных до принятия свода правил по сравнению в теми, кто находится в зданиях исправительных учреждений, введенных в эксплуатацию после 2003 года.
Выводы суда об отказе в удовлетворении требований прокурора по тому основанию, что ФКУ ИК-31 УФСИН по Республике Коми не является надлежащим ответчиком по делу, также нельзя признать правильными, поскольку они противоречат требованиям закона.
Согласно пп. 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу пп. 6 пункта 3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В статье 9 названного Закона закреплено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с данным Законом и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации.
Учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы (статья 11 Закона).
Вышеприведенные положения закона судом при определении надлежащего ответчика по требованиям, предъявленным прокурором, применены не были.
Кроме того, посчитав, что учреждение, исполняющее наказание, не является надлежащим ответчиком по делу, суд апелляционной инстанции в нарушение требований части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не привел мотивы, по которым он отказал в удовлетворении требований, предъявленных ко второму ответчику по делу - ФСИН России.
Между тем, из вышеприведенных положений закона следует также обязанность федерального органа уголовно-исполнительной системы по обеспечению охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а при недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств отвечать по своим обязательствам, нести субсидиарную ответственность.
Допущенное судом апелляционной инстанции неправильное применение норм материального и процессуального права является основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Принимая во внимание необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), отмене подлежит апелляционное определение Архангельского областного суда от 18 октября 2019 г. с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, в ходе которого следует учесть вышеизложенное и разрешить спор в соответствии с правильно установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 12 сентября 2019 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.