Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Рогачевой В.В, Шкарупиной С.А, с участием прокурора Мазиной О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО3 на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 07 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 23 ноября 2020 года по делу N 2-1147/2020 по иску ФИО1 к Федеральной службе судебных приставов по "адрес" о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения представителя ответчиков - ФИО7 (доверенности в деле), заключение прокурора Мазиной О.Н, полагавшей, что оснований для отмены состоявшихся судебных актов не имеется,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по "адрес", в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнил требования, и просил признать приказ об увольнении N-к от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и недействительным, восстановить на службе в ФИО2 по "адрес" в отдел судебных приставов по "адрес" в должности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов с присвоенным классным чином: референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса с ДД.ММ.ГГГГ, признать отказ в переводе и поступлении на службу в Управление Федеральной службы судебных приставов недействительным, возложить обязанность зачислить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в Управлении Федеральной службы судебных приставов по "адрес" на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отделения судебных приставов по "адрес" Федеральной службы судебных приставов по "адрес" с присвоением специального звания сотрудника органа принудительного исполнения Российской Федерации: - младший лейтенант внутренней службы с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула.
Для участия в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба судебных приставов ФИО2.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 07 сентября 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 23 ноября 2020 года, исковые требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене судебных постановлений как незаконных, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ответчиков в суде кассационной инстанции поддержал возражения на кассационную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
Истец надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явился, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса, заключение прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела нижестоящими судебными инстанциями не допущено.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначен на старшую государственною должность федеральной государственной службы судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов "адрес".
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 назначен в порядке перевода на должность государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Отдела судебных приставов "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ приказом директора ФССП ФИО2 N утверждена структура и штатное расписание ФИО2 по "адрес", в соответствии с которым штатная численность по должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в ОСП по "адрес" составляет 21 человек.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 под роспись вручено уведомление, с указанием, что в связи со вступлением в силу ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральная служба судебных приставов переходит на иной вид государственной службы, издан приказ ФССП ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении и введении в действие структуры и штатного расписания Управления Федеральной службы судебных приставов по "адрес"", вступающий в силу ДД.ММ.ГГГГ, и на основании данного штатного расписания замещаемая ФИО3 должность федеральной государственной гражданской службы будет сокращена, он вправе изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ проинформировать об этом ФИО2 структурного подразделения (в аппарате управления - кадровое подразделение) ФИО2 по "адрес" в письменном виде. В этом случае ему необходимо пройти профессиональный психологический отбор, медицинское
освидетельствование. В случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения ему при наличии возможности будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой им должности гражданской службы, уровня квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При отсутствии таких должностей либо в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, он будет освобожден от замещаемой должности.
ФИО3 в установленный уведомлением срок с соблюдением письменный формы изъявил желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, прошел необходимые тестирования и медицинское обследование.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 вручено уведомление, что он не соответствует квалификационным требованиям к образованию, необходимым для замещения должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации, в связи с чем не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации.
Приказом ФИО2 по Республики Коми N-к от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 8.2 части 1, пунктами З.1, 3.2 части 3 статьи 37, статьей 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N с ФИО3 расторгнут, истец освобожден от занимаемой должности федеральной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по "адрес" и уволен с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Разрешая заявленные ФИО3 требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального законом от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" (действовавшего на момент заключения служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", установив, что ФИО3, имея среднее полное образование, не соответствует квалификационным требованиям, необходимым для замещения должности в органах принудительного исполнения Российской Федерации по уровню образования, не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом суд указал, что судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов является должностным лицом, состоящим на государственной гражданской службе, то гражданин, желающий стать судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов или оставаться в этой должности, должен отвечать требованиям, которые установлены законом.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" (в редакции, действующей на ДД.ММ.ГГГГ) предусматривалось, что судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности (статья 3)
При поступлении на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Подразделения судебных приставов "адрес" истцом предоставлен аттестат о среднем (полном) общем образовании, полученном в вечерней (сменной) общеобразовательной школы N "адрес" Республики Коми.
Федеральным законом N 478-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О судебных приставах" внесено изменение в пункт 1 статьи 3 Федерального закона "О судебных приставах": судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава, судебного пристава-исполнителя обязательно наличие высшего образования), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Требования к профессиям, специальностям и (или) направлениям подготовки, предъявляемые для замещения должности судебного пристава, устанавливаются главным судебным приставом Российской Федерации. Данным законом установлено, что требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до ДД.ММ.ГГГГ, до назначения на новую должность.
Положения статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 478-ФЗ. предусматривающие, что требование о наличии среднего профессионального образования, а также высшего образования для замещения должности судебного пристава не применяется к гражданам Российской Федерации, назначенным на указанную должность до ДД.ММ.ГГГГ, до назначения на новую должность, утратили силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N- ФЗ.
Статьей 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что в число квалификационных требований к должностям в органах принудительного исполнения, устанавливаемых отдельно для должностей младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава, входят требования к уровню образования, стажу службы в органах принудительного исполнения или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников, необходимым для исполнения обязанностей по замещаемой должности.
Статьей 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи, а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа ФИО2 федерального органа принудительного исполнения или на основании решения ФИО2 федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного ФИО2.
Пунктом 13 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до ДД.ММ.ГГГГ, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Назначение на должность в органы принудительного исполнения осуществляется в соответствии с Порядком назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, которым определена процедура назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации граждан Российской Федерации принимаемых на службу в органы принудительного исполнения, а также сотрудников органов принудительного исполнения, назначаемых на указанные должности в порядке перевода, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и правового акта о назначении на должность.
Согласно квалификационным требованиям к стажу службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, образованию, профессиональным знаниям и навыкам сотрудника, необходимым для замещения должностей в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденных Приказом ФССП ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ N, требуется наличие среднего профессионального или высшего образования, родственно соответствующего военно-учетной специальности, для замещения должностей младшего начальствующего состава.
Проверяя законность судебного решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, резюмировал, что ФИО3 имеет полное среднее образование, проходил обучение в СГУ с 2001 года по 2004 год, откуда отчислен с 5 курса, с ДД.ММ.ГГГГ обучается в НОУ ВПО "Московский финансово-промышленный университет "Синергия" по программе среднего образования (окончание обучения - ДД.ММ.ГГГГ), следовательно, истец не может претендовать по уровню образования на замещение должности младшего начальствующего состава.
При этом указал, что процедура освобождения ФИО3 от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы судебного пристава по ОУПДС ОСП по "адрес" и увольнение с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей в государственном органе работодателем не нарушена.
Согласно пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 уведомлен о том, что в связи со вступлением в силу Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" он вправе изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, а в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должностям сотрудника органов принудительного исполнения, и при отсутствии вакансий должностей гражданской службы, он будет освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ и.о. ФИО2 ФССП ФИО2 по "адрес" издан приказ N-к о расторжении с ФИО3 служебного контракта, освобождении его от занимаемой должности федеральной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по "адрес" и увольнении с федеральной государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Из акта, составленного начальником ОСП по "адрес" в присутствии его заместителей ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ознакомить ФИО3 с приказом об увольнении не представилось возможным, поскольку истцом ДД.ММ.ГГГГ открыт листок нетрудоспособности.
мая 2020 года и.о. ФИО2 ФССП ФИО2 по "адрес" издан приказ N-к, которым приказ Управления от ДД.ММ.ГГГГ N-к об увольнении ФИО3 отменен; с ФИО3 расторгнут служебный контракт, он освобожден от занимаемой должности федеральной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов отдела судебных приставов по "адрес" и уволен с федеральной государственной гражданской службы с ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Из акта, составленного начальником ОСП по "адрес" в присутствии его заместителей ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 предложено ознакомиться приказом об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ N-к, в котором он отказался ставить свою подпись.
мая 2020 года ФИО3 повторно вручено уведомление, из которого следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ вакантные должности, соответствующие его квалификации, а также нижестоящие и нижеоплачиваемые должности, работу по которым он можете выполнять с учетом квалификации, профессионального образования, отсутствуют. С ним будет прекращен служебный контракт в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
На дату увольнения ФИО3 в отпуске или на листе нетрудоспособности не находился, о предстоящем увольнении предупрежден в установленный законом срок, в ходе организационно-штатных мероприятий истцу не могли быть предложены должности государственной гражданской службы в связи с отсутствием у него профессионального образования, приказ об увольнении издан лицом, на которое возложено исполнение обязанностей ФИО2.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Ссылки, что до ДД.ММ.ГГГГ истец не получал никаких уведомлений, не допрошен свидетель, составивший акт об отказе в подписи, несостоятельны, поскольку актами работодателя подтверждается отказ истца от подписи. Из протокола предварительного судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ следует, что обеспечение явки указанного свидетеля возложено на представителя ответчика, что не сделано. В дальнейшем представить ответчика не поддерживал ходатайство о вызове и допросе свидетеля, самостоятельных ходатайств о вызове свидетелей истцом не заявлено, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ стороны не возражали против окончания рассмотрения дела по существу.
Доводы жалобы, что изменение структуры органа не произошло, опровергаются материалами дела, согласно которым приказом директора ФССП ФИО2 N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена структура и штатное расписание ФИО2 по "адрес", в котором отсутствует должность государственной гражданской службы судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов; в отделении судебных приставов по "адрес" имеется 21 штатная единица должности младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, что суды проигнорировали доводы заявителя, всем представленным сторонами доказательствам судами первой и апелляционной инстанции дана надлежащая оценка. Несогласие с оценкой доказательств, данной судами, не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя повторяют правовую позицию, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, являлись предметом проверки и оценки судов, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступившего в законную силу судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 07 сентября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 23 ноября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.