Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ходус Ю.А.
судей Мироновой Н.В, Красновой Н.П, при секретаре судебного заседания ФИО6, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры - ФИО7, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Газизова Раиля Мирзиевича к Правительству Республики Башкортостан о признании недействующим пункта 2294 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636, со дня его принятия
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам ФИО2 апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год).
Пунктом 2294 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером 02 "данные изъяты", расположенное по адресу: "адрес".
Данный документ опубликован на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан http://npa.bashkortostan.ru/ до начала наступления налогового периода.
Административный истец Газизов Р.М, являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером 02:55:020205:152, расположенного в здании с кадастровым номером "данные изъяты" обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня его принятия пункта 2294 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636, мотивируя тем, что данное здание не соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций". Здание не является административно-деловым или торговым центром и не используется для ведения административной деятельности. Включение здания в Перечень на 2019 год нарушает права истца, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Административный истец просил суд признать недействующим пункт 2294 Перечня на 2019 год, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан N 636 от 24 декабря 2018 года "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" со дня его принятия.
Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года административное исковое заявление Газизова Раиля Мирзиевича удовлетворено. Суд решил:
Признать недействующим пункт 2294 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636, со дня его принятия.
Сообщение о настоящем решении суда в течение месяца со дня вступления его в законную силу подлежит размещению на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан.
В апелляционной жалобе Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство) просит решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Министерство указало, что суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что не предоставлены доказательства, подтверждающие соответствие спорного объекта условиям, установленных ст.378.2 НК РФ. Между тем, спорный объект недвижимости расположен на земельном участке с видом разрешенного использования "для эксплуатации административного здания". В силу статьи 378.2 НК РФ каждое из условий является самостоятельным основанием для признания зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в них административными, в связи с чем при определении Перечня объектов недвижимого имущества достаточно выполнения только одного из условий, установленных статьей 378.2 НК РФ.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, участвующим в деле прокурором представлены возражения о их необоснованности и законности судебного решения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного административного дела.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения пункта "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций", статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан", Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18 апреля 2014 года N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования и в указанной части не оспаривается.
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
На территории Республики Башкортостан в соответствии статьями 1 и 2 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 142-з "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Башкортостан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" и статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N 141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций", с 01 января 2015 года введен налог на имущество физических лиц и налог на имущество организаций, соответственно исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения и исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральный законодатель предусмотрел, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1);
здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения (подпункт 2).
При этом, как определено в абзацах четвертом и пятом подпункта 2 пункта 3 статьи 378.2 НК РФ, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Аналогичные нормы содержатся в пункте 4 статьи 378.2 НК РФ, определяющем критерии признания нежилого здания (строения, сооружения) торговым центром (комплексом) отличительной чертой которого является возможность размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также в пункте 4.1 этой статьи в отношении названных объектов недвижимости, которые признаются одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) к отдельным объектам недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, относятся:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1 000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
3) отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. м и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения спорного здания в Перечни законным суду надлежит установить, что оно либо:
- расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и (или) размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
- назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов;
- не менее 20 процентов его общей площади фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен перечень объектов недвижимости, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, Газизов Р.М. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером 02 "данные изъяты", расположенного в здании с кадастровым номером "данные изъяты" по адресу: "адрес".
Пунктом 2294 Перечня на 2019 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, было включено нежилое здание с кадастровым номером 02:55:020205:130, расположенное по адресу: "адрес".
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что во-первых, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 02:55:020205:7, на котором расположено спорное нежилое здание, не соответствует виду разрешенного использования земельных участков, предусматривающих возможность размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или одновременно для размещения перечисленных объектов, в связи с чем, вид разрешенного использования земельного участка из буквального его прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на участке объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному выше федеральному и региональному налоговому законодательству по пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; во-вторых, Правительством Республики Башкортостан не представлено доказательств фактического использования нежилого здания для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также под размещение офисов делового, административного и коммерческого назначения не менее 20 % от общей площади здания на начало налогового периода 2019 года.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может в силу следующего.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение, площадью 533, 4 с кадастровым номером "данные изъяты" имеет назначение "нежилое помещение", наименование "нежилое помещение - офис", расположено в нежилом здании с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 4 870, 6 кв.м, имеющем назначение "нежилое здание", наименование "нежилое здание", по адресу: "адрес", включающем помимо помещения административного истца помещения с кадастровыми номерами: 02 "данные изъяты" (л.д.20, 30-32).
Указанное здание с кадастровым номером "данные изъяты" расположено на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 985 кв.м, относящемся к землям населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования "для эксплуатации административного здания" (л.д.21).
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (статья 213 часть 9 КАС РФ).
В соответствии со статьей 62 частью 2 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Часть 7 статьи 213 КАС РФ предписывает судам, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Таким образом, действующее процессуальное законодательство при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, возлагает на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой, представить доказательства, подтверждающие его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, при этом, суд не связан доводами административного искового заявления, ему предписано установить обстоятельства, изложенные в части 8 статьи 213 КАС РФ.
Юридически значимыми обстоятельства, подлежащими доказыванию при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, которым утвержден перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, являются фактические обстоятельства, связанные с установлением назначения, разрешенного использования, наименования помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции на основании статьи 306 КАС РФ в порядке подготовки административного дела к рассмотрению и в целях правильного разрешения настоящего административного дела в соответствии со статьей 63 КАС РФ у филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Республике Башкортостан запрошены технические паспорта и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, сведения об основных характеристиках объекта недвижимости в отношении всех нежилых помещений расположенных в здании с кадастровым номером "данные изъяты".
Поступивший из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по "адрес" технические паспорта на нежилые помещения и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ суд апелляционной инстанции принял в качестве новых доказательств, поскольку указанные документы и содержащиеся в них актуальные сведения о характеристиках нежилых помещений необходимы для правильного разрешения настоящего административного дела.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости следует, что нежилые помещения с кадастровыми номерами, перечисленные ниже, входящие в состав здания с кадастровым номером "данные изъяты", имеют следующие наименования и назначения:
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 533, 4 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "нежилое помещение - офис";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 113, 4 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "нежилое помещение - офис";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 80, 4 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещения";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты":325, площадью 119, 1 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещения";
- помещение с кадастровым номером 02 "данные изъяты", площадью 267, 2 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещения";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 115, 9 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещения";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 30, 3 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещения";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 119 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещения";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 117 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещения";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 118, 9 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещения";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 118, 9 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "нежилые помещения";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 536 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "административное";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 120, 5 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещение-офис";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 146, 3 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещение";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 139, 5 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "офис";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 120, 7 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "офис";
- помещение с кадастровым номером 02: "данные изъяты", площадью 109, 5 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещение";
- помещение с кадастровым номером 02 "данные изъяты", площадью 118, 3 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "административное";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 128, 2 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "офис";
- помещение с кадастровым номером 02 "данные изъяты", площадью 109, 5 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "офис";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 104, 2 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "офис";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 75, 9 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "административное";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 110, 4 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "административное";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 207, 9 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "офис N, 4";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 137, 4 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "административное";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 49, 6 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "административное";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 120, 8 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "офис";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 108 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещение";
- помещение с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 106, 5 кв.м, имеет назначение "нежилое", наименование: "помещения".
Из документов технического учета (технические паспорта) следует, что помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты" имеют фактическое использование - офис; с кадастровыми номерами 02: "данные изъяты" фактическое использование - административное. Технические паспорта на помещения с кадастровыми номерами 02: "данные изъяты" не оформлялись.
Таким образом, общая площадь помещений имеющих назначение "нежилое" и наименование "офис", либо "нежилое помещение - офис" находящихся в здании с кадастровым номером "данные изъяты" в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости составляет 1 698, 1 кв.м, т.е. 34, 86 % от общей площади здания - 4 870, 6 кв.м.
Статья 378.2 НК РФ, устанавливая виды недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не требует наличие одновременно всех условий, предусмотренных в ней как основание для включения объекта налогообложения в Перечень, достаточно его соответствия хотя бы одному из перечисленных в ней условий.
Анализ приведенных доказательств позволяет судебной коллегии прийти к выводу, что на момент утверждения Перечня на 2019 год, в состав здания с кадастровым номером "данные изъяты" входили помещения наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, общей площадью более 20 процентов от общей площади здания, предусматривают размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Следовательно, здание с кадастровым номером "данные изъяты" предназначено для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, поскольку наименование помещений, расположенных в нем, общей площадью более 20 процентов общей площади этого здания в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости предусматривает размещение в них офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры.
Установив данные обстоятельства, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что не имеется оснований для исключения нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" из Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.
Таким образом, обжалуемое решение суда является незаконным, в связи с чем, данное решение суда подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 22 декабря 2020 года - отменить и принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Газизова Раиля Мирзиевича о признании недействующим пункта 2294 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636, со дня его принятия - отказать.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, через Верховный Суд Республики Башкортостан.
Мотивированное апелляционное определение составлено 19 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.