Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Савинова К.А, Батялова В.А, при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Калининой Л.Е. об оспаривании пунктов 2, 5.1, 5.2, 5.4, 5.5, 5.6, 5.6(1), 5.8, 7.1, 7(1), 7.2, 10, 12.4, 12.5, 12.6, 12.7, 12.8, 13 абзац второй, 18.2 указа губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае" по апелляционной жалобе Калининой Л.Е. на решение Пермского краевого суда от 26 марта 2021 года
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Савинова К.А, объяснения представителя Губернатора Пермского края "данные изъяты", заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Калинина Л.Е. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании пунктов 2, 5.1, 5.2, 5.4, 5.5, 5.6, 5.6(1), 5.8, 7.1, 7(1), 7.2, 10, 12.4, 12.5, 12.6, 12.7, 12.8, 13 абзац второй, 18.2 указа губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае".
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что оспариваемые положения нарушают ее конституционные права; ограничивают право на свободу передвижения; право на благоприятную окружающую среду; право на свободное получение товаров, работ, услуг и их перемещение по территории России; право на охрану здоровья; право на неприкосновенность частной жизни; право на участие в собрании; право на неприкосновенность личной тайны; приняты высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации с превышением полномочий. Полагает, что ограничение права на свободу передвижения возможно только при введении чрезвычайного положения на основании Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении". Указ губернатора Пермского края не является законом, относится к числу подзаконных правовых актов. Считает, что губернатор Пермского края не наделен полномочиями на введение режима, допускающего ограничение прав и свобод граждан.
Решением Пермского краевого суда от 26 марта 2021 года постановлено: В удовлетворении административных исковых требований Калининой Л.Е. о признании недействующими пункты 2, 5.1, 5.2, 5.4, 5.5, 5.6, 5.6(1), 5.8, 7.1, 7(1), 7.2, 10, 12.4, 12.5, 12.6, 12.7, 12.8, 13 абзац второй, 18.2 указа губернатора Пермского края от 20 августа 2020 года N 121 "О мероприятиях, реализуемых в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае", о возложении обязанности на губернатора Пермского края не издавать указы, которые бы возлагали на граждан обязанности, перечисленные в оспариваемых пунктах, об оспаривании иных Указов губернатора Пермского края в части возложения на граждан обязанностей, перечисленных в оспариваемых пунктах отказать.
Калининой Л.Е. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения. В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что оспариваемые положения Указа Губернатора Пермского края не соответствуют вышестоящим нормативным актам, а именно Конституции РФ, федеральному закону от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", федеральному закону от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", судом не была дана надлежащая оценка доводам истца.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе Прокуратурой Пермского края, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю, представителем Губернатора Пермского края представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых они просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Губернатора Пермского края "данные изъяты" доводы апелляционной жалобы отклонил, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В заключении прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" полагает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения.
Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, проанализировав нормативные положения, регулирующие спорные правоотношения, во взаимосвязи с материалами дела, установил, что Губернатор Пермского края принял оспариваемый нормативный правовой акт в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Отклоняя доводы о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта в обжалуемой, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что установленное оспариваемым актом ограничение на свободу передвижения не противоречит как приведенным в административном иске положениям федерального законодательства, так и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, что не может рассматриваться как нарушающее права и свободы, поскольку согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправдано необходимостью создания условий для предупреждения и предотвращения распространения на территории Пермского края новой коронавирусной инфекции, а оспариваемые нормы являются ясными и определенными.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, соответствующими установленным обстоятельствам.
В соответствии с пунктами "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Разрешение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Специальным законом, определяющим общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также регулирующим отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ.
В статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ приведены основные понятия, в том числе, чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В силу положений статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила), которые предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций, при этом при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункты "а", "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Согласно положений подпунктов "а", "м", "у", "ф" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта, с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 настоящего Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 настоящего Федерального закона.
Исходя из взаимосвязанных положений пункта 8 и подпункта "а" пункта 10 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ при введении режима повышенной готовности руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации, которым при региональном уровне реагирования является высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), вправе принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, в том числе ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
На территории Пермского края принят и действует Закон Пермского края от 12 марта 2007 года N 12-ПК "О защите населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", целью которого, среди прочих, является предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
Статьей 6 данного Закона (в редакции, действовавшей в юридически значимый период) предусмотрено, что Губернатор Пермского края, являющийся высшим должностным лицом Пермского края, которое возглавляет исполнительную власть в Пермском крае и несет ответственность за обеспечение исполнения высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края действующего законодательства (статьи 15, 20 Устава Пермского края), принимает нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий Пермского края от чрезвычайных ситуаций, осуществляет подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, осуществляет иные полномочия, отнесенные к полномочиям губернатора, в соответствии с настоящим Законом и законодательством Российской Федерации.
Реализуя предоставленные приведенными федеральными и региональными нормами полномочия, Губернатор Пермского края своим Указом N 121 (с последующими изменениями) в условиях режима повышенной готовности ввел на территории региона соответствующие ограничительные меры, а именно:
"2. Разрешить проведение следующих мероприятий при условии использования средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), соблюдения дистанции до других физических лиц не менее 1, 5 метра (далее - социальное дистанцирование), а также осуществлении термометрии участников мероприятий при условии соблюдения санитарных требований и выполнения противоэпидемических мероприятий, установленных Роспотребнадзором, Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю:
2.1. мероприятий, проводимых на открытых пространствах, организуемых (согласованных) исполнительными органами государственной власти и государственными органами Пермского края с предварительным уведомлением Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. При организации таких мероприятий предельное количество лиц, которые могут одновременно находиться на территории проведения мероприятия, исчисляется исходя из расчета 1 человек на 4 кв. м, но не более 50 человек одновременно;
2.2. мероприятий, проводимых в зданиях, строениях, сооружениях и помещениях в них, организуемых (согласованных) исполнительными органами государственной власти и государственными органами Пермского края с предварительным уведомлением Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю. При организации таких мероприятий предельное количество лиц, которые могут одновременно находиться в каждом помещении, исчисляется исходя из расчета 1 человек на 4 кв. м, но не более 30 человек одновременно;
2.3. официальных спортивных, физкультурных мероприятий с количеством зрителей не более 20 процентов от общей вместимости спортивного объекта с предварительным уведомлением Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю не менее чем за 10 дней до дня проведения соответствующего мероприятия;
2.4. мероприятий, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством о выборах и референдумах;
2.5. мероприятий по организованному активному и экологическому туризму;
2.6. пикетирований, проводимых одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции;
2.7. иных деловых, культурных, досуговых, спортивных, научных, общественных мероприятий с численностью участников не более 10 человек;
2.8. иных мероприятий, проводимых на основании решения оперативного штаба по координации мероприятий по предупреждению распространения на территории Пермского края коронавирусной инфекции по предложениям исполнительных органов государственной власти, государственных органов Пермского края;
2.9. праздничных новогодних мероприятий в дошкольных, общеобразовательных организациях, образовательных организациях среднего профессионального и дополнительного образования при условии их проведения исключительно в группах, классах в отсутствие посторонних лиц, в том числе детей из других групп, классов.
5. Установить для организаций, чья деятельность не приостановлена в соответствии с настоящим Указом, следующие ограничения:
5.1. предельное количество лиц, которые могут одновременно находиться в торговом зале объектов торговли, определяется исходя из расчета 1 человек на 4 кв. м. В организациях торговли запрещается работа аттракционов, игровых автоматов и оказание развлекательных услуг (детских развлекательных центров, иных развлекательных и досуговых заведений);
5.2. Пермский краевой многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляет деятельность в части выездного обслуживания заявителей, дистанционного оказания услуг, а также оказания услуг по предварительной записи в структурных подразделениях учреждения по режиму приема заявителей, перечню структурных подразделений, определяемых учреждением. Перечень санитарно-эпидемиологических мероприятий, реализуемых в ходе предоставления услуг, определяется учреждением по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю.
Иным организациям, осуществляющим предоставление услуг, рекомендовать принять меры по организации приема граждан по предварительной записи;
5.4. организации общественного питания осуществляют деятельность при условии размещения столов на расстоянии не менее 1, 5 метра и выполнения рекомендаций Роспотребнадзора по организации работы предприятий общественного питания в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.
В организациях общественного питания не допускается проведение массовых мероприятий (свадьбы, юбилеи, банкеты), а также открытие детских и игровых зон, мест скопления людей (развлекательных, танцевальных зон).
В период с 16 ноября 2020 г. по 24 января 2021 г. ограничить деятельность организаций общественного питания (за исключением деятельности организаций общественного питания с условием доставки либо самовывоза, организаций, оказывающих услуги в аэровокзальных комплексах), установив запрет на оказание услуг с 01:00 до 06:00 часов по местному времени;
5.5. парки культуры и отдыха осуществляют деятельность в части катания на аттракционах на открытом воздухе с обеспечением рассадки на посадочные места с учетом соблюдения социального дистанцирования и требований безопасности аттракциона с применением средств индивидуальной защиты (маски, перчатки). Аттракционы, где невозможно соблюдение социальной дистанции, а также имеющие закрытые кабинки, должны быть закрыты для доступа посетителей;
5.6. деятельность театров, концертных организаций (филармоний, домов культуры), кинотеатров осуществляется при условии организации социального дистанцирования зрителей и использования всеми зрителями, находящимися в зрительном зале, средств индивидуальной защиты (масок), а также при выполнении методических рекомендаций, утвержденных Роспотребнадзором. При этом количество зрителей каждого мероприятия (сеанса, спектакля, концерта и др.) должно быть не более 50 процентов от общей вместимости зрительного зала;
5.6(1). организации, предоставляющие услуги лыжных, горнолыжных баз (комплексов), осуществляют деятельность при условии выполнения требований и предписаний о проведении дополнительных противоэпидемических мероприятий, выданных Управлением Роспотребнадзора по Пермскому краю;
5.8. для допуска посетителей на ледовые катки устанавливаются следующие дополнительные требования:
в зоне катания как открытых, так и крытых ледовых катков должно присутствовать не более 1 человека на 10 кв. метров такой зоны;
количество человек при массовом катании на крытых катках не должно превышать 30;
в зоне катания недопустимо нахождение граждан, проходящих спортивную подготовку, и иных посетителей;
режим работы раздевалок устанавливается с соблюдением требования о количестве человек, находящихся в раздевалке одномоментно, которое должно быть не более 1 человека на 4 кв. метра, с учетом работающего персонала.
Указанные в настоящем пункте ограничения не распространяются на деятельность профессиональных спортивных клубов, а также на деятельность по осуществлению спортивной подготовки.
7. Обязать физических лиц, находящихся на территории Пермского края:
7.1. соблюдать социальное дистанцирование в общественных местах и транспорте общего пользования, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;
7.2. использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки) в случае посещения зданий, строений, сооружений (помещений в них), нахождения в транспорте общего пользования, на объектах инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта (железнодорожные вокзалы, автовокзалы, станции, пассажирские платформы, пешеходные настилы, мосты и тоннели), в легковом такси, транспортном средстве, осуществляющем перевозки пассажиров и багажа по заказу, а также в других общественных местах при участии в массовых мероприятиях, разрешенных в соответствии с настоящим Указом.
7(1). Установить, что несовершеннолетние без сопровождения родителей, или иных законных представителей, или лиц, их заменяющих, не могут находиться в торговых центрах, организациях общественного питания, развлечений и досуга, за исключением нахождения несовершеннолетних в продовольственных отделах торговых центров, продовольственных магазинах.
10. Обязать граждан в возрасте старше 65 лет не покидать места проживания (пребывания) и перейти на режим самоизоляции, который должен быть обеспечен по месту проживания (пребывания) указанных лиц либо в иных помещениях, в том числе в жилых и садовых домах. Указанная обязанность устанавливается на периоды:
с 15 июня 2020 г. по 28 июня 2020 г.;
с 29 июня 2020 г. по 12 июля 2020 г.;
с 13 июля 2020 г. по 26 июля 2020 г.;
с 27 июля 2020 г. по 9 августа 2020 г.;
с 10 августа 2020 г. по 23 августа 2020 г.;
с 24 августа 2020 г. по 6 сентября 2020 г.;
с 7 сентября 2020 г. по 20 сентября 2020 г.;
с 21 сентября 2020 г. по 4 октября 2020 г.;
с 5 октября 2020 г. по 18 октября 2020 г.;
с 19 октября 2020 г. по 1 ноября 2020 г.;
со 2 ноября 2020 г. по 15 ноября 2020 г.;
с 16 ноября 2020 г. по 29 ноября 2020 г.;
с 30 ноября 2020 по 13 декабря 2020 г.;
с 14 декабря 2020 г. по 27 декабря 2020 г.;
с 28 декабря 2020 г. по 10 января 2021 г.;
с 11 января 2021 г. по 24 января 2021 г.
12.4. соблюдать санитарные требования, выполнять противоэпидемические мероприятия, установленные постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлениями Главного государственного санитарного врача по Пермскому краю, а также предписания, выданные должностными лицами Роспотребнадзора, методические рекомендации Роспотребнадзора по организации работы по профилактике COVID-19;
12.5. при нахождении на рабочем месте обеспечить использование сотрудниками средств индивидуальной защиты (маски, перчатки);
12.6. при выполнении работ (оказании услуг) и реализации товаров физическим лицам организовать (обеспечить) использование указанными лицами средств индивидуальной защиты (масок) и социальное дистанцирование при нахождении в торговом объекте или ином месте выполнения работ (оказания услуг). В случае отсутствия у указанных лиц средств индивидуальной защиты (масок) отказывать в допуске на торговые объекты и иные места выполнения работ (оказания услуг) в соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора "О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования";
12.7. при оказании государственных и муниципальных услуг обеспечить соблюдение социального дистанцирования в местах оказания услуг. В случае отсутствия у физических лиц средств индивидуальной защиты (масок) отказывать в допуске в места оказания услуг в соответствии с разъяснениями Роспотребнадзора "О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования";
12.8. организовать (обеспечить) нахождение в торговых центрах только физических лиц, использующих средства индивидуальной защиты (маски). В случае отсутствия у указанных лиц средств индивидуальной защиты (масок) отказывать им в допуске в торговый центр.
13 абзац второй. При осуществлении межрегиональных перевозок лицами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, обеспечить использование пассажирами средств индивидуальной защиты (маски, перчатки) и социальное дистанцирование пассажиров, а также контроль температуры тела пассажиров в пунктах отправления (прибытия).
18.2. временно ограничить личный прием граждан, рекомендовать гражданам обращаться в письменной форме, разместить данную информацию на стендах, официальных сайтах ведомств".
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что Указ N121 принят Губернатором Пермского края в пределах предоставленных ему полномочий.
По решению Всемирной организации здравоохранения от 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих" коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 285 "О Координационном совете при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации" в связи с масштабным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в мире и объявлением Всемирной организацией здравоохранения пандемии новой коронавирусной инфекции образован Координационный совет при Правительстве Российской Федерации по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации.
Принятыми в целях реализации положений статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", от 18 марта 2020 года N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", от 30 марта 2020 года N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия, организовать контроль за соблюдением карантина, принять меры по введению режима повышенной готовности, обеспечить введение ограничительных мероприятий, включая режим самоизоляции.
Пунктом 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15, устанавливающих требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации, социальная дистанция, использование масок, перчаток как одни из способов соблюдения всеми физическими лицами правил личной гигиены отнесено к числу мероприятий, направленных на "разрыв" механизма передачи вышеназванной инфекции.
Следовательно, не вызывает сомнения то обстоятельство, что совокупность введенных оспариваемыми пунктами Указом N121 в границах территории Пермского края ограничительных мер, включая вышеназванные меры, которые оспариваются административным истцом, в сложившихся условиях, обусловленных чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством в виде распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и повлекших введение режима повышенной готовности ввиду угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, являлась объективно необходимой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в данном субъекте Российской Федерации, была оправдана конституционно значимыми целями защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц и соразмерна реальной угрозе распространения названного заболевания, представляющего опасность для окружающих.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, верно руководствуясь взаимосвязанными положениями статей 2, 15, 17, 18, 19, 20, 23, 41, 55 Конституции Российской Федерации и приведенных ранее нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу и регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также учитывая разъяснения, данные в подпункте "а" пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", обоснованно отклонил как несостоятельные, не способные повлечь признание оспариваемых пунктов Указа N121 не действующим доводы административного истца о его противоречии данным нормативным правовым актам, а также о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Вопреки указанным доводам установление Указом N121 обязанности по соблюдению ограничительных мер, в том числе предусмотренных его пунктами 2, 5.1, 5.2, 5.4, 5.5, 5.6, 5.6(1), 5.8, 7.1, 7(1), 7.2, 10, 12.4, 12.5, 12.6, 12.7, 12.8, 13 абзац второй, 18.2, направлено на обеспечение реализации и защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц, находящихся на территорию Пермского края, включая административного истца, на жизнь и здоровье как высших и наиболее значимых конституционных ценностей, согласуется с конституционно значимыми целями ограничения прав и свобод человека и гражданина, оправдано необходимостью создания условий для предупреждения возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Пермского края.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемые положения Указа Губернатора Пермского края не соответствуют вышестоящим нормативным актам подлежат отклонению поскольку основаны на неправильном толковании указанных выше нормативных правовых актов, по-сути представляющих право главам субъектам РФ, в рассматриваемом случае вводить ограничительные меры, направленных на защиту жизни и здоровья людей.
Судом была дана надлежащая оценка доводам истца.
Учитывая, что отсутствуют правовые нормы большей юридической силы, которым бы противоречило оспариваемое положение Указа N 121, что права, свободы и законные интересы административного истца и иных лиц им не нарушены, а предусмотренные им ограничительные меры носят временный характер, обусловлены введением на территории Пермского края с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) режима повышенной готовности, продиктованы необходимостью достижения конституционно одобряемых и социально значимым целей, соответствуют принципам разумности и соразмерности при соблюдении баланса публичных и частных интересов в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации вследствие возникновения и распространения данного заболевания, представляющего опасность для окружающих, суд первой инстанции правомерно на основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 26 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калининой Л.Е. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 30 июля 2021 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.