г. Нижний Новгород
27 июля 2021 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Калугина Д.М, рассмотрев без проведения судебного заседания административный материал по административному исковому заявлению ФИО о признании недействующей в части карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47, по частной жалобе ФИО на определение Самарского областного суда от 2 июня 2021 года об оставлении административного искового заявления без движения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Собранию представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области о признании недействующей карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённых решением собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 N 107/43, в части установления подзоны Ж1* с параметром "Максимальная высота зданий, строений, сооружений - 0 м" в зоне Ж-1 в отношении земельного участка с кадастровым N.
Определением судьи Самарского областного суда от 2 июня 2021 года указанное административное исковое заявление оставлено без движения со ссылкой на то, что оно не отвечает требованиям, предусмотренным статьей 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и предоставлен срок до 16 июня 2021 года для устранения недостатков, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Не согласившись с указанным определением, заявитель жалобы просит определение суда отменить, указывая, что выводы судьи не соответствуют действительности, поскольку прокурору Самарской области, указанному в исковом заявлении, была направлена копия административного искового заявления и приложенные документы. Также полагает, что обязание представления выписки из ИСОГД в отношении земельного участка незаконно, поскольку не предусмотрено статьей 126 КАС РФ в качестве обязательных документов. Кроме того, истцом к административному исковому заявлению была приложена редакция Правил, которые им оспариваются, а также карта градостроительного зонирования, а также административным истцом указан в административном исковом заявлении источник опубликования оспариваемого нормативно-правового акта.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Требования к форме и содержанию административного искового заявления о признании нормативного правового акта недействующим установлены положениями статей 125, 126, а также статьей 209 КАС РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 210 КАС РФ судья оставляет без движения административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим на основании части 1 статьи 130 КАС РФ в случае несоответствия указанного заявления требованиям, установленным статьей 209 КАС РФ.
Положениями статьи 130 КАС РФ предусмотрено, что судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125, 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Оставляя административное исковое заявление без движения, судья исходил из того, что оно не соответствует требованиям статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а именно не приложены:
- копия административного искового заявления с приложенными документами для прокурора, участие которого по данной категории дел является обязательной либо доказательства, подтверждающие вручение прокурору, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют;
- выписка из ИСОГД в части земельного участка с кадастровым N, подтверждающая расположение земельного участка в границах оспариваемой подзоны;
- нормативно-правовой акт в оспариваемой редакции (в том числе карта градостроительного зонирования).
А также не указан в административном исковом заявлении источник оспариваемого нормативного правового акта.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда ошибочными.
К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 Кодекса (часть 3 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ, к административному исковому заявлению прилагаются, в том числе уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Как следует из административного искового заявления ФИО, поступившего в Самарский областной суд 1 июня 2021 года, в качестве лиц, участвующих в деле, указаны административный ответчик, заинтересованные лица, а также прокурор Самарской области, а согласно списку приложения к иску приложены чеки о направлении иска лицам, участвующим в деле. Вместе с тем, в случае отсутствия какого-либо документа работниками суда составляется акт об отсутствии документов или других вложений в почтовых отправлениях.
ФИО к частной жалобе приложена копия чеков об отправке указанного административного искового заявления, лицам, участвующим в деле, а также распечатан отчет об отслеживании отправления в адрес прокурора Самарской области.
Таким образом, указанное требование процессуального закона административным истцом и в настоящее время оставлять административное исковое заявление без движения по данному основанию не имеется.
Кроме того, апелляционной инстанции также не может согласиться с выводами судьи о том, что не представление выписок из ИСОГД в части земельного участка с кадастровым номером 63:17:2405001:505, подтверждающая расположение земельного участка в границах оспариваемой подзоны, на стадии подачи административного иска может являться основанием для оставления административного искового заявления без движения, поскольку административное процессуальное законодательство не допускает произвольного возложения судом на участвующих в деле лиц процессуальных обязанностей, не предусмотренных его императивными нормами.
Кроме того, в соответствии со статьей 132 КАС РФ подготовка к судебному разбирательству является обязательной по каждому административному делу и проводится в целях обеспечения правильного и своевременного рассмотрения административного дела. Подготовка к судебному разбирательству проводится судьей единолично после принятия административного искового заявления к производству суда с участием сторон, их представителей, заинтересованных лиц.
Как установлено пунктами 5, 6, 7 части 3 статьи 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд рассматривает вопрос о получении необходимых доказательств и предлагает представить их в определенный судом срок, при необходимости оказывает лицам, не обладающим властными и иными публичными полномочиями, содействие в представлении доказательств и истребует их, истребует доказательства по своей инициативе, разрешает вопросы о вызове свидетелей, назначении экспертизы, привлечении к участию в судебном процессе специалиста, переводчика; в случаях, не терпящих отлагательства, разрешает вопрос об исследовании и осмотре на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры, связанные с представлением доказательств; направляет судебные поручения.
Статьей 63 КАС РФ предусмотрено, что в целях правильного разрешения административных дел суд вправе истребовать доказательства по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе.
В случае, если судья полагает необходимым в целях правильного рассмотрения дела получение тех или иных документов, они могут быть запрошены, либо истребованы при подготовке дела к судебному разбирательству.
Кроме того, согласно части 3 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к административному исковому заявлению должны быть приложена копия оспариваемого нормативного правового акта.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении должны быть указаны наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования.
Как следует из представленного материала, административным истцом представлены Правила землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утверждённые решением собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 N107/43, в редакции от 30 января 2020 года N251/1/69 вместе с картой градостроительного зонирования (л.д. 19-68, 69).
Как следует из административного искового заявления, ФИО указаны сведения об источнике и дате опубликования оспариваемого нормативного правового акта, а также ФИО ссылается на редакцию указанных правил от 30 января 2020 года N251/1/69.
В этой связи у судьи суда первой инстанции не имелись, предусмотренные статьей 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основания для оставления административного искового заявления без движения с установлением срока для устранения его недостатков.
Таким образом, судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального законодательства, в связи с чем, обжалуемое определение подлежит отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение Самарского областного суда от 2 июня 2021 года отменить.
Материал с административным исковым заявлением ФИО о признании недействующей в части карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области, утвержденных решением Собрания представителей сельского поселения Курумоч муниципального района Волжский Самарской области от 25 декабря 2013 года N 107/47, направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии к производству.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.