Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Батялова В.А, Красновой Н.П.
при секретаре
Щетинкиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Галиуллиной И.Ю, Адиятуллина А.М, Самигулина А.Ф, Галимова И.Н, Гараева Р.И, Мухаметгалиева А.Ф, действующего в интересах несовершеннолетней Мухаметгалиевой С.А. о признании недействующим Генерального плана Азьмушкинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 28 июня 2019 года N 8н/3, возложении обязанности подготовить и утвердить новый Генеральный план Азьмушкинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан по апелляционной жалобе Галиуллиной И.Ю, Адиятуллина А.М, Самигулина А.Ф, Галимова И.Н, Гараева Р.И, Мухаметгалиева А.Ф, действующего в интересах несовершеннолетней Мухаметгалиевой С.А. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 марта 2020 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения: представителя административных истцов - "данные изъяты" представителя административного ответчика исполнительного комитета Азьмушкинского сельского поселения Тукаевского муниципального района - "данные изъяты", заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации "данные изъяты" судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
решением Совета Тукаевского муниципального района от 28 июня 2019 года N 8н/3 утвержден Генеральный план Азьмушкинского сельского поселения Тукаевского муниципального района. Данный нормативный правовой акт вместе с Генеральным планом опубликован в сети Интернет на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, Генеральный план Азьмушкинского сельского поселения размещен также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
Галиуллина И.Ю, Адиятуллин А.М, Самигулин А.Ф, Галимов И.И, Гараев Р.И, Мухаметгалиев А.Ф, действующий в интересах несовершеннолетней Мухаметгалиевой С.А, являющиеся собственниками земельных участков, расположенных на территории Азьмушкинского сельского поселения, обратились в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании недействующим Генерального плана Азьмушкинского сельского поселения, утвержденного решением Совета Тукаевского муниципального района, возложении обязанности подготовить и утвердить новый Генеральный план данного поселения, обосновывая свою позицию следующими обстоятельствами: нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта, не соответствие его нормам земельного, градостроительного законодательства, нарушение их прав и законных интересов в связи с наложением ограничения при использовании принадлежащих им земельных участков. Без согласия правообладателей произведен перевод земельных участков с кадастровыми номерами "Номер" "Номер", "Номер", "Номер" "Номер" (собственник Галиуллина И.Ю.), "Номер", "Номер" "Номер", "Номер", "Номер" "Номер", "Номер", "Номер" (собственник Галимов И.Н.), "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер" "Номер" (собственник Адиятуллин А.М.), "Номер" "Номер", "Номер" "Номер", "Номер" "Номер", "Номер", "Номер" "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер", "Номер" (собственник Самигуллин А.Ф.), "Номер", "Номер" "Номер", "Номер" "Номер" "Номер", "Номер" (собственник Гараев Р.И.) из категории земель "земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования: "для индивидуального жилищного строительства" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для ведения садоводства и дачного строительства".
Кроме того, Мухаметгалиев А.Ф, действующий в интересах несовершеннолетней Мухаметгалиевой С.А, согласовал перевод земельных участков с кадастровыми номерами "Номер" "Номер" из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства" в категорию "земли промышленности" с видом разрешенного использования: "склады (размещение базы строительных материалов)". Однако в соответствии с обжалуемым нормативным правовым актом такой перевод осуществлен не был.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от "Дата" в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, административные истцы обратились в суд с апелляционной жалобой, в которой просили решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, поскольку считают его незаконным, необоснованным, нарушающим материальные и процессуальные права административных истцов. Суд не дал оценку существенным обстоятельствам дела, так например суд проигнорировал, что данный генеральный план был утвержден летом 2019 года, а последующий генеральный план был отменен только лишь в декабре 2019 года. Таким образом, в Тукаевском районе Республики Татарстан одновременно на протяжении полугода, действовал, и имело одинаковую юридическую силу два генеральных плана. Данное нарушение, административные истцы считают незаконным, так как нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования. Истцы считают решение "Номер"н/3 от "Дата" Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан незаконным в связи с тем, что оно вынесено с нарушениями градостроительного законодательства, положений Федерального закона от "Дата" N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и нарушающим законные права и интересы истцов. Генеральный план Азьмушкинского сельского поселения принят без проведения публичных слушаний во всех населенных пунктах находящиеся в составе сельского поселения. Постановление о проведении публичных слушаний на предмет утверждения Генерального плана не выносился, не был опубликован в средствах массовой информации и сети "Интернет". Таким образом, собственники земельных участков были лишены возможности заявить о своих возражениях, как в письменной, так и в устной форме.
На день подачи настоящего иска постановление о проведении публичных слушаний в сети "Интернет" не опубликовано, а именно на сайте Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан отсутствует. В своей апелляционной жалобе административные истцы указывают также на то, что имеются нарушения их прав в области незаконных изменений зонирования земельных участков в Генеральном плане Азьмушкинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, а именно перевод из зоны индивидуальной жилой застройки в зону сельскохозяйственного назначения, из зоны промышленности в зону озеленения. Данные изменения существенно нарушают законные права и интересы административных истцов, в частности значительно изменяется цена на данные земельные участки, не позволяют использовать по тому виду разрешенного использования, которое состоит на кадастровом учёте и используется по данному назначению на день подачи искового заявления. В материалах настоящего дела не имеется актов о переводе земельных участков с одной категории в другую категорию. В связи с вышеизложенным административные истцы считают, что изменение категорий земельных участков произведено ответчиком незаконно, без соблюдения действующего федерального законодательства, в связи с чем, нарушены законные права и интересы истцов по настоящему делу.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе участвующим в деле прокурором и административным ответчиком исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан представлены возражения, в которых они просят решение Верховного суда Республики Татарстан от 6 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель административных истцов доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель административного ответчика доводы апелляционной жалобы считала не обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии несоответствия Генерального плана Азьмушкинского сельского поселения нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу, а также нарушения прав административных истцов.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 указанной статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 данной статьи, среди которых утверждение генеральных планов поселения, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Аналогичная норма по своему содержанию закреплена в части 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений.
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен статьей 24 ГрК РФ, согласно части 3 указанного кодекса подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 ГрК РФ и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 данного кодекса (часть 11 статьи 24 ГрК РФ). Обязательными приложениями к проекту генерального плана являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (части 12, 13 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками земельных участков, расположенных на территории Азьмушкинского сельского поселения. Решением Совета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 28 июня 2019 года N 8н/3 утвержден Генеральный план Азьмушкинского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.
Как правильно установилсуд и подтверждается материалами дела, оспариваемый нормативный акт принят Советом Тукаевского муниципального района в пределах предоставленных ему полномочий, с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта, введения его в действие, в том числе правил опубликования. Решение Совета Тукаевского муниципального района от 28 июня 2019 года N 8н/3 вместе с Генеральным планом опубликован в сети Интернет на официальном портале правовой информации Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru, Генеральный план Азьмушкинского сельского поселения размещен также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
Таким образом, указанные способы публикации оспариваемого нормативного правого акта позволяет обеспечить населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагиваются, возможность ознакомиться с их содержанием, и исключает возможность для выводов о нарушении порядка опубликования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что постановление о проведении публичных слушаний на предмет утверждения Генерального плана не выносился и не был опубликован в средствах массовой информации и сети "Интернет", в связи с чем, собственники земельных участков были лишены возможности заявить о своих возражениях, как в письменной, так и в устной форме подлежат отклонению в виду их необоснованности, поскольку опровергаются материалами дела.
Постановлением Руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района от 1 декабря 2017 года N 5396 принято решение о подготовке проекта Генерального плана Азьмушкинского сельского поселения. Данное постановление опубликовано на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://tukay.tatarstan.ru
Постановлением Главы Тукаевского муниципального района от 22 ноября 2018 года N 99 назначены публичные слушания по проекту генерального плана Азьмушкинского сельского поселения. Данное постановление опубликовано в газете "Светлый путь" от 23 ноября 2018 года N 46. При этом проект генерального плана поселения размещен на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан, в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования (ФГИС ТП).
О согласии с проектом Генерального плана Азьмушкинского сельского поселения было представлено сводное заключение Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 июня 2019 года N 10-53/7066.
Открытые обсуждения в рамках публичных слушаний по проекту были проведены во всех населенных пунктах Азьмушкинского сельского поселения 25 декабря 2018 года в назначенное вышеприведенным постановлением время, о чем представлены протоколы. Заключение по результатам публичных слушаний составлено и доведено до всеобщего сведения путем размещения на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://tukay.tatarstan.ru 25 декабря 2018 года, а также в газете "Светлый путь" от 20 февраля 2019 года.
В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Таким образом, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный характер. Заключение о результатах публичных слушаний по своей правовой природе не может носить ни рекомендательного, ни императивного характера, а является основанием для подготовки рекомендаций и им предшествует.
В решении суда первой инстанции дана надлежащая правовая оценка доводам административных истцов о неправомерном без согласия правообладателей переводе принадлежащих им земельных участков из категории земель "земли населенных пунктов" в категорию "земли сельскохозяйственного назначения", оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает.
Генеральный план Азьмушкинского сельского поселения, утвержденный решением Совета муниципального образования "Азьмушкинское сельское поселение" от 10.09.2015 N 62/2, принят Советом поселения с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт, и в соответствии с ч. 2 ст. 15 КАС РФ не подлежал применению при рассмотрении настоящего дела. При этом судом первой инстанции верно принято во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 28 постановления от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", о том, что суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого нормативного правового акта соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 КАС РФ, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 6 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Галиуллиной И.Ю, Адиятуллина А.М, Самигулина А.Ф, Галимова И.Н, Гараева Р.И, Мухаметгалиева А.Ф, действующего в интересах несовершеннолетней Мухаметгалиевой С.А. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Определение суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.