Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Юровой О.В, судей Якушевой Е.В. и Арзамасовой Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сальникова Геннадия Николаевича на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 08.08.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15.10.2019 г. по гражданскому делу N 2-630/2019 по иску Сальникова Геннадия Николаевича к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области об обязании выплатить сумму компенсации стоимости проезда к месту лечения.
Заслушав доклад судьи Якушевой Е.В, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сальников Г.Н. 24.06.2019 г. обратился с иском в Безенчукский районный суд Самарской области к Министерству социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - Минсоцдемографии Самарской области) об обязании выплатить компенсацию за проезд.
В обоснование своих требований указал, что является инвалидом 1 группы и страдает хроническим заболеванием почек. С 10.12.2015 г. по 06.03.2019 г. проходил процедуры программного гемодиализа в Негосударственном учреждении здравоохранения "Дорожная клиническая больница на станции Самара" ОАО "Российские железные дороги" три раза в неделю по 4-5 часов, что подтверждается справкой. В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 23.07.2014 г. N418 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области на 2014-2019 г.г" ему должны компенсировать стоимость проезда, в связи с чем он обратился к ответчику за компенсацией. Ответом N26867 от 10.06.2019 г. ему было отказано в назначении компенсации. Однако, ответчику было известно о получении им процедуры программного гемодиализа, но о возможности получить компенсацию его никто не уведомил. Поскольку компенсация не получена по вине ответчика, ссылаясь на пункт 15 указанного Постановления Правительства Самарской области, просил обязать ответчика выплатить компенсацию стоимости проезда к лечению и обратно за период с февраля 2016 г. по февраль 2019 г.
Решением Безенчукского районного суда Самарской области от 08.08.2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15.10.2019 г, в удовлетворении иска Сальникова Г.Н. отказано.
В кассационной жалобе Сальниковым Г.Н. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
ФИО4 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель Минсоцдемографии Самарской области извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО4, представителя Минсоцдемографии Самарской области.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения судебных постановлений по доводам кассационной жалобы и изученным материалам дела не усматривается.
Судами установлено и из материалов дела следует, что Сальников Г.Н. 28.03.2019 г. обратился в Управление по муниципальному району Безенчукский ГКУ СО "ГУСЗН Юго-Западного округа" с заявлением о предоставлении компенсации в связи с расходами на проезд к месту лечения (обследования) и обратно.
18.04.2019 г. компенсация за март 2019 г. была перечислена Сальникову Г.Н. в размере 10660 руб.
Согласно справке Негосударственного учреждения здравоохранения "Дорожная клиническая больница на станции Самара открытого акционерного общества "Российские железные дороги" от 28.03.2019 г. Сальников Г.Н. страдает хроническим заболеванием почек и получает процедуру программного гемодиализа с 10.12.2015 г. три раза в неделю по 4 (5 часов) с сопровождающим одним человеком.
На обращение Сальникова Г.Н. о выплате ему компенсации в связи с расходами на проезд к месту лечения (обследования) и обратно за период с 2016 г. по 2019 г. Минсоцдемографии Самарской области 10.06.2019 г. сообщило, что для назначения компенсации необходимо было обратиться с заявлением в указанные периоды, поскольку обращение поступило в марте 2019 г, соответственно компенсация производится с месяца обращения.
Отказывая в удовлетворении иска Сальникова Г.Н. суд первой инстанции указал, что предоставление компенсации проезда лицам, нуждающимся в процедурах диализа в связи с заболеванием почек, носит заявительный характер, истец обратился с заявлением и необходимыми документами 28.03.2019 г, после чего было вынесено решение о назначении компенсации. Оснований для удовлетворения иска в части обязания выплатить компенсацию за период с февраля 2016 г. по февраль 2019 г. не установлено.
Отклоняя доводы Сальникова Г.Н. о том, что ему не было разъяснено право на компенсацию и он ее не получал по вине ответчика, суд первой инстанции принял во внимание, что действующим законодательством уведомление, приглашение граждан в уполномоченный орган в целях оценки права на социальные выплаты не предусмотрено.
Суд апелляционной инстанции, отклоняя доводы жалобы Сальникова Г.Н. о наличии вины ответчика, указал, что по смыслу закона вина уполномоченного органа или министерства в невыплате гражданину спорной компенсации может иметь место только в случае обращения названного гражданина в уполномоченный орган с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими его право на компенсацию и принятия по данному заявлению необоснованного и (или) незаконного решения об отказе в назначении спорной компенсации.
В кассационной жалобе Сальников Г.Н, не соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанции, приводит доводы о том, что суд дал неверную оценку доказательствам, неправильно применил закон, не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, поскольку он в декабре 2015 г. обратился в органы социальной защиты населения сразу после получения инвалидности и ему не были разъяснены его права в части данной компенсации, информационные стенды об этой льготе он не мог изучить по состоянию здоровья из-за слабого зрения, компьютера у него нет, он не может знать всех законов и льгот. Суд не учел, что представлены доказательства получения процедур с 2015 по 2019 г.г. и отсутствие компенсации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Порядок назначения и выплаты компенсации стоимости проезда к месту лечения либо обследования и обратно отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области (далее - Порядок), утвержден постановлением Правительства Самарской области от 23.07.2014 г. N418 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Развитие социальной защиты населения в Самарской области" на 2014 - 2021 годы".
Настоящий Порядок определяет механизм компенсации стоимости проезда к месту лечения либо обследования в медицинских организациях и обратно (далее - компенсация) лицам, нуждающимся в процедурах программного гемодиализа и перитонеального диализа (далее - диализ) в связи с заболеванием почек, и сопровождающим указанных лиц из числа инвалидов первой группы, детям в возрасте до 18 лет с онкогематологическим заболеванием, беременным женщинам. (пункт 1).
Согласно пункту 3 Порядка организацию предоставления компенсации на территории Самарской области осуществляет орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, - министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области (далее - министерство), а также подведомственные ему государственные казенные учреждения социальной защиты населения (далее - уполномоченные органы), государственное казенное учреждение Самарской области "Региональный центр обеспечения социальной поддержки населения" (далее - региональный центр). Министерство осуществляет выплату компенсации. Уполномоченные органы осуществляют прием документов у лиц, обратившихся за назначением компенсации (далее - заявитель), а также принимают решение о назначении (отказе в назначении) компенсации.
В силу пункта 5 Порядка в целях назначения компенсации заявитель представляет в уполномоченный орган по месту жительства (регистрации) следующие документы: заявление (с указанием номера счета и реквизитов кредитной организации - для перечисления лицу, имеющему право на получение компенсации, сумм компенсации на его счет в кредитной организации) в случае выбора способа выплаты компенсации через кредитную организацию; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность ребенка в возрасте от 14 до 18 лет, или свидетельство о рождении ребенка в возрасте до 14 лет - если заявитель является законным представителем несовершеннолетнего; справку из медицинской организации, к которой заявитель прикреплен для получения первичной медико-санитарной помощи, подтверждающую факт беременности, либо наличие заболевания хронической почечной недостаточности и нуждаемость в диализе, либо наличие онкогематологического заболевания; справку из медицинской организации, оказывающей процедуры диализа либо проводящей лечение детей с онкогематологическим заболеванием, о нуждаемости в сопровождении лиц, нуждающихся в диализе, из числа инвалидов первой группы и детей в возрасте до 18 лет с онкогематологическим заболеванием; справку бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности первой группы; лица, получающие процедуры диализа в городском округе Бугуруслан Оренбургской области, дополнительно представляют направление медицинской организации, к которой заявитель прикреплен для получения первичной медико-санитарной помощи на территории Самарской области, подтверждающее необходимость получения процедур диализа в медицинской организации городского округа Бугуруслан Оренбургской области.
Согласно пункту 9 Порядка ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем обращения заявителя за назначением компенсации, уполномоченный орган в электронном виде по каналам связи передает информацию о назначении компенсации в региональный центр для расчета размера компенсации, формирования документов на выплату компенсации и организации осуществления министерством выплаты компенсации.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций подтверждаются материалами дела, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судом обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Учитывая то, что предоставление компенсации стоимости проезда к месту лечения либо обследования в медицинских организациях и обратно лицам, нуждающимся в процедурах программного гемодиализа и перитонеального диализа в связи с заболеванием почек, носит заявительный характер, суды правильно пришли к выводу, что обязанность назначения и выплаты данной компенсации возникает у ответчика в месяце, следующем за месяцем обращения заявителя за назначением компенсации с приложением необходимых документов и в последующем ежемесячно.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды дали неверную оценку доказательствам, не выяснили обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, поскольку он в декабре 2015 г. обратился в органы социальной защиты населения сразу после получения инвалидности и ему не были разъяснены его права в части данной компенсации, имеются доказательства получения процедур с 2015 по 2019 г.г. без получения компенсации, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных фактических обстоятельств данного дела и не могут служить поводом для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Представленные сторонами доказательства, были оценены судом первой и апелляционной инстанций по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Другие доводы, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о том, что судами неправильно применен закон основаны на ошибочном понимании закона применительно к установленным обстоятельствам данного дела.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Безенчукского районного суда Самарской области от 08.08.2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 15.10.2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сальникова Геннадия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий Подпись О.В. Юрова
Судьи Подпись Л.В. Арзамасова
Подпись Е.В. Якушева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.