Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 29 июля 2020 г.) жалобу исполнительного директора открытого акционерного общества "Махачкалатеплосервис" Аммаева Расула Рамазановича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 Ленинского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 28 января 2021 г., вынесенные в отношении исполнительного директора открытого акционерного общества "Махачкалатеплосервис" Аммаева Расула Рамазановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 Ленинского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. исполнительный директор открытого акционерного общества "Махачкалатеплосервис" (далее - Акционерное общество, ОАО "Махачкалатеплосервис") Аммаев Р.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 2 июля 2020 г. постановление мирового судьи судебного участка N 10 Ленинского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. отменено, дело возвращено тому же мировому судье на новое рассмотрение.
Постановлением заместителя председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 6 ноября 2020 г. решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 2 июля 2020 г. отменено, дело возвращено в тот же районный суд на новое рассмотрение судье.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 28 января 2021 г. постановление мирового судьи судебного участка N 10 Ленинского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, исполнительный директор ОАО "Махачкалатеплосервис" Аммаев Р.Р. просит об отмене постановления мирового судьи судебного участка N 10 Ленинского района г. Махачкалы Республики Дагестан от 26 марта 2020 г, решения судьи Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 28 января 2021 г, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Аммаева Р.Р. к административной ответственности) нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, а равно воспрепятствование соблюдению указанных требований должностными лицами, в том числе руководителями субъекта топливно-энергетического комплекса, гражданами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса определены Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ).
Государственный контроль (надзор) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется уполномоченными Президентом Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. N 1067 обязанность по осуществлению названного контроля возложена на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальные органы.
Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ соблюдение требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требований антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса является обязанностью руководителей субъектов топливно-энергетического комплекса.
Финансирование мероприятий по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется за счет собственных средств организаций, цены на товары (услуги) которых подлежат государственному регулированию в составе регулируемых цен (тарифов), а также за счет иных субъектов топливно-энергетического комплекса (часть 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ).
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2011 г. N 256-ФЗ установлено, что требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации. Указанные требования являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В целях реализации положений названного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г.N 458 дсп утверждены Правила по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса (далее - Правила), которыми предусмотрены соответствующие требования в зависимости от установленной категории опасности объектов.
Как усматривается из материалов дела, 6 февраля 2020 г. при плановой выездной проверке, проведенной в соответствии с пунктом 5 Плана проведения Управлением Росгвардии по Республике Дагестан плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса на 2020 год, на объекте - котельная "Роддома N 2", расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Буганова, 17-а, установлено, что в нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458 дсп: отсутствует система контроля и управления доступом (нарушение пункт 204 Правил); отсутствует система охранного телевидения (нарушения пункта 8 Приложения N 1 к Правилам, подпунктов 238, 231); отсутствует стационарная кнопка для подачи извещения о тревоге с выводом на пульт дежурного ОВД ФГКУ УВО ВНГ России по Республике Дагестан (нарушение подпункта "г" пункта 7 Приложения N 1 к Правилам); отсутствует система охранного освещения (нарушение пункта 13 Приложения N 1 к Правилам).
Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 6 февраля 2020 г. и послужили основанием для составления в отношении исполнительного директора ОАО "Махачкалатеплосервис" Аммаева Р.Р. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его к административной ответственности, установленной данной нормой.
Факт совершения исполнительным директором акционерного общества Аммаевым Р.Р. указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); актом проверки (л.д. 4-7); копией должностной инструкции (л.д. 10-13); копией плана проверок на 2020 г. (л.д. 24-26); копией передаточного акта (л.д. 27-30) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние исполнительного директора ОАО "Махачкалатеплосервис" Аммаева Р.Р. квалифицировано по статье 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В материалах дела имеется копия приказа N 7-КУ от 13 марта 2015 г. конкурсного управляющего ОАО "Махачкалатеплосервис" ФИО4 о назначении Аммаева Р.Р. исполнительным директором этого акционерного общества.
Должностная инструкция исполнительного директора ОАО "Махачкалатеплосервис" регламентирует его права, обязанности и круг полномочий по выполнению им должностных обязанностей как исполнительного руководителя упомянутого акционерного общества, в пункте 3.1 которой записано, что он руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества организации, а также финансово-хозяйственные результаты ее деятельности.
Учитывая то, что нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергического комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 458 дсп, допущенные Аммаевым Р.Р, могли повлечь за собой негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей, он в соответствии с требованиями законодательства в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, как исполнительный директор упомянутого юридического лица, был обязан принять меры по внеочередному финансированию расходов по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности на объекте топливно-энергетического комплекса, а именно - котельной "Роддома N 2", расположенного по адресу: Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Буганова, 17-а.
Изложенное позволяет сделать вывод, что исполнительный директор ОАО "Махачкалатеплосервис" Аммаев Р.Р, будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции данного акционерного общества, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о том, что ОАО "Махачкалатеплосервис" признано банкротом и в отношении него введена процедура конкурсного производства, не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о виновности Аммаева Р.Р. в совершении вменяемого административного правонарушения и законность обжалуемых судебных актов, поскольку признание банкротом не освобождало Акционерное общество по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности зданий, относящихся к объектам топливно-энергического комплекса; в силу абзаца 2 части 1 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)") в случае, если прекращение деятельности организации должника или ее структурных подразделений может повлечь за собой техногенные и (или) экологические катастрофы либо гибель людей, вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам также подлежат погашению расходы на проведение мероприятий по недопущению возникновения указанных последствий.
Таким образом, установленные нижестоящими судебными инстанциями обстоятельства позволяют согласиться с их выводами о том, что исполнительным директором акционерного общества было допущено ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, повлекшее несоблюдение требований по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса, что может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В целом доводы, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, и не ставят под сомнение наличие в действиях исполнительного директора ОАО "Махачкалатеплосервис" Аммаева Р.Р. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм процессуального права в ходе производства по настоящему делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено исполнительному директору открытого акционерного общества "Махачкалатеплосервис" Аммаеву Р.Р. в пределах санкции статьи 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 10 Ленинского района г. Махачкала Республики Дагестан от 26 марта 2020 г. и решение судьи Ленинского районного суда г. Махачкала Республики Дагестан от 28 января 2021 г, вынесенные в отношении исполнительного директора открытого акционерного общества "Махачкалатеплосервис" Аммаева Расула Рамазановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу исполнительного директора открытого акционерного общества "Махачкалатеплосервис" Аммаева Расула Рамазановича - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А.Нафиков
Справка:
мировой судья Сулейманов Р.Р, судья районного суда Магомедов С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.