Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Нафиков И.А., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 14 июля 2021 г.) жалобу Шеина Максима Ивановича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Ессентуки Ставропольского края от 8 октября 2020 г., решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 15 декабря 2020 г., вынесенные в отношении Шеина Максима Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 г. Ессентуки Ставропольского края от 8 октября 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 15 декабря 2020 г, Шеин М.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, Шеин М.И. просит отменить состоявшиеся в отношении него судебные акты, приводя доводы об их незаконности.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 г. N 27л/с.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении с учетом приведенной нормы права и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный названным Кодексом влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Часть 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для возбуждения 19 августа 2020 г. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шеина М.И. послужило то, что он будучи лицом, подвергнутым по постановлению административной комиссии муниципального образования город - курорт Ессентуки от 26 февраля 2020 г. N 101 административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.4 Закона Ставропольского края N 20-КЗ "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае", в установленный с момента вступления данного постановления срок, то есть с 12 мая 2020 г. в течение 60 дней, административный штраф не оплатил.
Мировой судья, рассматривая дело об административном правонарушении, признал доказанным совершение Шеиным М.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами мирового судьи согласился судья городского суда, проверяя законность и обоснованность вынесенного по делу постановления по жалобе Шеина М.И.
Состоявшиеся по делу об административном правонарушении судебные акты нельзя признать законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из системного толкования части 1 статьи 20.25, статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что лицо, привлеченное к административной ответственности, обязано в добровольном порядке уплатить административный штраф не позднее шестидесяти дней со дня вступления в силу постановления о наложении административного штрафа и после истечения данного срока в случае неуплаты административного штрафа усматривается событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 названного Кодекса.
Следовательно, для установления факта совершения Шеиным М.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовало верно установить дату вступления постановления административной комиссии муниципального образования город - курорт Ессентуки от 26 февраля 2020 г. N 101 в законную силу.
Нижестоящие судебные инстанции, определяя виновное бездействие привлекаемого к административной ответственности лица, исходили из того, что постановление административной комиссии муниципального образования город - курорт Ессентуки от 26 февраля 2020 г. N 101 вступило в законную силу 12 мая 2020 г, что является ошибочным.
Согласно положениям статей 30.3 и 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток, а по делам, перечисленным в части 3 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - пяти дней со дня вручения или получения копии постановления, если оно не было обжаловано либо опротестовано.
При этом копия постановления по делу об административном правонарушении должна быть вручена под расписку физическому лицу или законному представителю физического лица либо законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, либо выслана указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения постановления (часть 2 статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В пункте 29.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что в случае, если копия постановления по делу об административном правонарушении, направленная по месту жительства или месту нахождения лица, привлекаемого к административной ответственности, была возвращена судье с отметкой на почтовом извещении (отправлении) об отсутствии этого лица по указанному адресу либо о его уклонении от получения почтового отправления, а также по истечении срока хранения, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток, а постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - по истечении пяти дней после даты поступления (возвращения) в суд копии данного постановления (статьи 30.3, 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как следует из материалов дела, копия постановления административной комиссии муниципального образования город - курорт Ессентуки от 26 февраля 2020 г. N 101 была направлена в адрес Шеина М.И. 19 марта 2020 г, в подтверждение чего представлен отчет об отслеживании почтовых отправлений с почтовым идентификатором 35760145013254 (л.д. 7).
Информация об отслеживании почтовых отправлений по внутрироссийскому почтовому идентификатору 35760145013254, размещенная на официальном сайте АО "Почта России" и являющаяся общедоступной, позволяет установить, что направленная в адрес Шеина М.И. копия постановления прибыла в место вручения 20 марта 2020 г. и 21 апреля 2020 г. возвращена отправителю в связи с невручением ее адресату. Далее движение данного отправления по тому же отслеживанию указывает на то, что почтовое отправление не было вручено административной комиссии муниципального образования город - курорт Ессентуки и 19 июня 2020 г. передано на временное хранение.
Таким образом, в рассматриваемом случае с учетом приведенных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует исходить из того, что постановление административной комиссии муниципального образования город - курорт Ессентуки от 26 февраля 2020 г. вступило в законную силу по истечении десяти дней со дня передачи корреспонденции на временное хранение, то есть 30 июня 2020 г.
Следовательно, последним днем оплаты штрафа, назначенного по данному постановлению, является 29 августа 2020 г.
Изложенное свидетельствует, что на момент составления 19 августа 2020 г. в отношении Шеина М.И. протокола об административном правонарушении предусмотренный частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок не истек, в связи с чем привлечение его к административной ответственности за неуплату административного штрафа в срок, предусмотренный названной нормой, является незаконным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Ессентуки Ставропольского края от 8 октября 2020 г, решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 15 декабря 2020 г, вынесенные в отношении Шеина М.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
ПОСТАНОВИЛ:
жалобу Шеина Максима Ивановича удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 г. Ессентуки Ставропольского края от 8 октября 2020 г, решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 15 декабря 2020 г, вынесенные в отношении Шеина Максима Ивановича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Пятого кассационного
суда общей юрисдикции И.А. Нафиков
Справка:
мировой судья Сивенко О.Г, судья городского суда Хетагурова М.Э.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.