Заместитель председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции Юлдашев Р.Х., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела (дело поступило 19 июля 2021 года) жалобу защитника администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания Гадзиева Алана Казбековича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 17 февраля 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 10 июня 2021 года, вынесенные в отношении администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N17 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 17 февраля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 10 июня 2021 года, юридическое лицо - администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания (далее по тексту также - администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель, просит отменить обжалуемые акты, ссылаясь на отсутствие в действиях администрации состава административного правонарушения, с прекращением производства по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которым, 13 января 2021 года в 09 часов 31 минуту в ходе обследования места дорожно-транспортного происшествия, зарегистрированного по адресу: г. Владикавказ, ул. М. Горького, д. 31 государственным инспектором дородного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Владикавказу Республики Северная Осетия-Алания Хугаевым В.Т. на пересечении улиц М. Горького N24 - Гостиева в г. Владикавказе были выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) железнодорожного переезда, по которым составлен акт, а именно:
в нарушение п.6.1 ГОСТ Р 50597-2017 зеленные награждения ограничивают видимость дорожного знака 5.19.1% ;
в нарушение п.6.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 установлены с нарушением по высоте;
в нарушение п.6.3 ГОСТ Р 50597-2017 отсутствуют горизонтальная разметка 1.14.1.
Разрешая вопрос о виновности администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья пришел к выводу о доказанности вины администрации в содеянном на основании следующих доказательств: протокола об административном правонарушении от 14 января 2021 года, составленного с соблюдением требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 3); акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 14 января 2021 года (л.д. 4); фото и видео фиксацией, на которых отражено состояние дорожного движения на рассматриваемых участках дорог (л.д. 26-27, 29) и иными доказательствами, которым судами дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания обоснованно согласился с выводами мирового судьи, сославшись на то, что администрация местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, будучи лицом, обязанным осуществлять контроль за мероприятиями по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения, всех зависящих от нее мер к соблюдению действующего законодательства и обеспечения содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии не предприняла, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные выводы судебных инстанций являются законными и обоснованными, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств, оцененных по правилам статьи 26.11 Кодекса, установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
С учетом изложенного, вопреки заявленной позиции в жалобе о том, что в действиях администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания отсутствует виновное поведение, оснований для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении не имеется, так как субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть любое должностное лицо или юридическое лицо, ответственное за содержание и обеспечение безопасности дорог, следовательно, администрация, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняла все зависящие от нее меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечена к административной ответственности, согласно приведенной норме.
Доводы жалобы о том, что в действиях администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания отсутствует состав административного правонарушения со ссылками на то, что администрацией приняты все зависящие от него меры для устранения выявленных недостатков автомобильной дороги на момент вынесения постановления мировым судьей работы по устранению недостатков были проведены, несостоятельны и не являются основанием к отмене состоявшихся по делу решений, поскольку, доказательств, что администрацией до составления протокола об административном правонарушении, указанные в протоколе недостатки были выявлены самостоятельно и предпринимались все необходимые меры для устранения недостатков, в материалы дела не представлено.
Указание на то, что нанесение дорожных разметок, проводятся при благоприятных погодных условиях, в весенне - летний период, не может повлечь отмену обжалуемых актов, поскольку данное нарушение не является единственным, на основании которого администрация привлечена к административной ответственности.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судами при рассмотрении жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.
Всем представленным доказательствам судьи дали надлежащую оценку по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которой пришла к мотивированному выводу о недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Оснований не согласиться с выводами мирового судьи судебного участка N17 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания и с выводами судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 10 июня 2021 года не имеется.
При таком положении мирового судьи судебного участка N 17 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 17 февраля 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 10 июня 2021 года, вынесенные в отношении администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N17 Ленинского судебного района г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 17 февраля 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 10 июня 2021 года, вынесенные в отношении администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника администрации местного самоуправления г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания Гадзиева Алана Казбековича - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Х. Юлдашев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.