Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дзейтовой А.Х.-М на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 января 2021 г.
по административному делу по административному иску Дзейтовой А.Х.-М к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным отказа по предоставлению статуса вынужденного переселенца и возложении обязанности продлить статус.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дзейтова А.Х.-М, 19 августа 1979 года рождения, обратилась в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия о признании незаконным отказа по предоставлению статуса вынужденного переселенца и возложении обязанности продлить статус.
В обоснование требований указано, что в связи с началом военного конфликта в Чеченской Республике семья Дзейтовой А.Х.-М. была вынуждена покинуть место постоянного проживания в г. Грозный и переехать в 1996 г. в Республику Ингушетия, где членам ее семьи был предоставлен статус вынужденного переселенца, а ей нет. По достижении совершеннолетия обратиться в орган миграционной службы с заявлением о предоставлении статуса вынужденного переселенца не представилось возможным в связи с ухудшением физического и психического состояния здоровья, вследствие чего она признана инвалидом второй группы. 18 февраля 2020 г. Дзейтова А.Х.-М. обратилась в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о предоставлении ей статуса вынужденного переселенца, по которому отказано в предоставлении статуса ввиду не обращения в установленном порядке в уполномоченный орган миграционной службы после регистрации по месту прибытия. Ссылаясь на то, что срок обращения с заявлением о предоставлении статуса вынужденного переселенца пропущен ею по уважительным причинам, в том числе в связи с тяжелой болезнью, просила признать отказ МВД по Республике Ингушетия неправомерным, восстановить пропущенный срок для подачи заявления о предоставлении статуса вынужденного переселенца, возложить на административного ответчика обязанность продлить срок действия статуса вынужденного переселенца на соответствующий период до получения государственной поддержки по федеральной программе и включить ее в списки вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилых помещениях.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 июля 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 января 2021 г, в удовлетворении требований Дзейтовой А.Х.-М. отказано.
В кассационной жалобе Дзейтовой А.Х.-М, поданной 28 мая 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 8 июня 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, направлении административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, Дзейтова А.Х-М. обратилась в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о предоставлении ей статуса вынужденного переселенца, по результатам рассмотрения которого административным ответчиком ей был дан ответ от 18 февраля 2020 г. о том, что в соответствии с пунктом 2.7 Положения о порядке признания лиц вынужденными переселенцами, их регистрации и учета на территории Российской Федерации, утвержденного ФМС России 25 ноября 1993 г. за N 2775, она зарегистрирована по форме Ф-13 (для оказания содействия в размещении), однако статус вынужденного переселенца ей не предоставлен в связи с отсутствием в установленном порядке обращения в орган миграционной службы Республики Ингушетия.
В административном исковом заявлении Дзейтова А.Х.-М. указала, что на момент переезда в Республику Ингушетия из Чеченской Республики, она являлась несовершеннолетней, после достижения совершеннолетия она в силу крайнего ухудшения физического и психического здоровья не могла заняться вопросом установления своего статуса, осуществляла уход за своей матерью.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о необоснованности требований административного истца, поскольку им не представлены доказательства, свидетельствующие об уважительности причин несвоевременного обращения с заявлением о предоставления статуса вынужденного переселенца.
Судебная коллегия с учетом всей совокупности обстоятельств и исследованных доказательств соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" вынужденным переселенцем является гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. К членам семьи вынужденного переселенца относятся проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.
Положениями статьи 5 того же Закона Российской Федерации предусмотрено, что лицу, признанному вынужденным переселенцем, выдается соответствующее удостоверение. Сведения о признанных вынужденными переселенцами членах семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в удостоверение одного из родителей.
В силу статьи 6 названного Закона Российской Федерации вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Пунктом 2.1 Положения о порядке признания лиц вынужденными переселенцами, их регистрации и учета на территории Российской Федерации, утвержденного ФМС России 25 ноября 1993 г. за N 2775 (действовавшего до 16 июня 1997 г.), установлено, что лицо для признания его вынужденным переселенцем после того, как оно покинуло место своего постоянного жительства по указанным выше основаниям, должно обратиться в территориальный орган миграционной службы в месте своего нового пребывания и заполнить бланк ходатайства установленной формы.
В случае экстренного массового прибытия лиц на определенную территорию Российской Федерации по указанным выше обстоятельствам, ФМС России незамедлительно принимает решение об их регистрации по форме N 13 и оказывает содействие в размещении. В дальнейшем работа с лицами, пожелавшими получить статус вынужденного переселенца, проводится территориальным органом миграционной службы в соответствии с настоящим Положением, что предусмотрено пунктом 2.7 указанного Положения.
Аналогичные требования в части порядка признания гражданина вынужденным переселенцем содержались в приказе ФМС России от 31 марта 1997 г. N 19 "О мероприятиях, связанных с порядком признания лиц вынужденными переселенцами, их учета и переучета", действовавшем в период с 17 июня 1997 г. по 24 марта 2008 г.
Исходя из приведенных правовых положений, гражданин, покинувший место постоянного жительства, для целей получения льгот и гарантий, установленных Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", должен обратиться в миграционный орган с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца.
В связи с указанным, суды пришли к обоснованному выводу о том, что законодательством не предусмотрена возможность продления статуса вынужденного переселенца без подачи гражданином соответствующего заявления, продление статуса вынужденного переселенца носит личный заявительный характер и обязанность следить за окончанием срока, на который предоставлен данный статус, лежит на заявителе.
Судами первой и апелляционной инстанции дана соответствующая правовая оценка доводам административного истца об уважительности причин несвоевременной подачи заявления в миграционный орган для получения ею статуса вынужденного переселенца по достижении совершеннолетия, а также письменным доказательствам, представленным в суд в подтверждение их уважительности (справке об инвалидности, свидетельству о смерти матери, выписному эпикризу). Приведенные обстоятельства, а также подтверждающие их доказательства, судами обоснованно отклонены как не влекущие объективных препятствий для обращения с заявлением о предоставлении статуса вынужденного переселенца, в том числе, с достижения административным истцом совершеннолетия в 1997 г.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационной жалобы, фактически повторяющие позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, которым в оспариваемых судебных актах дана правильная правовая оценка, не содержат оснований к отмене судебных актов судом кассационной инстанции.
При таких данных, оспариваемые судебные акты первой и апелляционной инстанций полностью отвечают требованиям материального и процессуального права, у кассационной инстанции общей юрисдикции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к отмене и (или) изменению судебных актов, в связи с чем, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 28 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 21 января 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дзейтовой А.Х.М. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 июля 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.