Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Белоусовой Ю.К, Нафикова И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Ставрополя на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20 апреля 2021 г.
по административному делу по административному иску Абдулжалиевой Р.К, действующей также в интересах Абдулжалиева А.С, Абдулжалиевой А.С, Абдулжалиева А.С, к Администрации города Ставрополя о признании незаконными постановления от 13 марта 2020 г. N 362 и уведомления от 16 марта 2020 г, о признании права состоять на учете, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Абдулжалиевой Р.К. Солоницкого Д.Ю, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абдулжалиева Р.К, действующая также в интересах Абдулжалиева А.С, Абдулжалиевой А.С, Абдулжалиева А.С, обратилась в суд с административным иском к Администрации города Ставрополя о признании незаконными постановления от 13 марта 2020 г. N 362 и уведомления, о признании права состоять на учете, возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что Абдулжалиева Р.К. обратилась с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем населения город Ставрополя" муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" в составе семьи из 4 человек, включая несовершеннолетних детей Абдулжалиева А.С, Абдулжалиевой А.С, Абдулжалиева А.С. Постановлением Администрации города Ставрополя от 13 марта 2020 г. N 362 семье Абдулжалиевой Р.К. было отказано в признании нуждающейся в жилом посещении на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации с разъяснением оснований отказа в уведомлении Комитета по управлению муниципальным имуществом горда Ставрополя от 16 марта 2020 г. N 08/19-1799с. Такой отказ административный истец полагал незаконным и нарушающим права молодой семьи, поскольку при расчете обеспеченности общей площадью жилых помещений была учтена жилая площадь Абдулжалиева С.Б, брак с которым был расторгнут, а место жительства несовершеннолетних детей определено с матерью Абдулжалиевой Р.К.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14 декабря 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20 апреля 2021 г, административный иск удовлетворен частично; постановление Администрации города Ставрополя от 13 марта 2020 г. N 362 признано незаконным, за Абдулжалиевой Р.К. и несовершеннолетними Абдулжалиевым А.С, Абдулжалиевой А.С, Абдулжалиевым А.С. признано право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, на административных ответчиков возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав, принять Абдулжалиеву Р.К. составом семьи 4 человека на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе". В части требований о признании незаконным уведомления от 16 марта 2020 г. N 08/19-1799с административный иск оставлен без удовлетворения.
В кассационной жалобе Администрации города Ставрополя, поданной 10 июня 2021 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 17 июня 2021 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме.
В возражении на кассационную жалобу Абдулжалиева Р.К. в лице своего представителя Солоницкого Д.Ю. просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, до 10 декабря 2019 г. Абдулжалиева Р.К. состояла в браке с Абдулжалиевым С.Б. У супругов 16 апреля 2012 г. родился сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ - сын ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ - дочь ФИО3.
В период брака супруги приобрели квартиру по адресу: "адрес". Право общей долевой собственности по 1/4 доли у каждого зарегистрировано в установленном порядке 22 марта 2017 г. за Абдулжалиевым С.Б, Абдулжалиевой Р.К, за сыном Абдулжалиевым А.С, за сыном Абдулжалиевым А.С. В указанной квартире проживает пять человек.
18 декабря 2019 г. бывшие супруги составили соглашение об определении места жительства детей, в соответствии с которым местом их жительства является место жительства матери.
22 января 2020 г. Абдулжалиева Р.К. обратилась с заявлением через МФЦ в г Ставрополе о признании нуждающейся в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в г. Ставрополе".
Оспариваемым постановлением администрации г. Ставрополя от 13 марта 2020 г. N 362 семье Абдулжалиевой Р.К. в составе четырех человек отказано в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем населения г. Ставрополя" на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя направлено уведомление от 16 марта 2020 г. N 08/19-1799с об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем населения г. Ставрополя". Согласно уведомлению, отказ обоснован предоставлением документов, которые не подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что площадь жилого помещения, в котором проживает семья административного истца, составляет 56, 5 кв.м, в отсутствие соглашения о порядке пользования данным жилым помещением, право пользования Абдулжалиевой Р.К. и ее трех несовершеннолетних детей распространяется на всю общую площадь квартиры, что в расчете на одного члена семьи составляет более учетной нормы 12 кв.м.
Согласно пункту 1.2 решения Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 г. N 184 "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения" учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе составляет 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящейся на одного гражданина.
Разрешая заявленные требования Абдулжалиевой Р.К, действующей в своих интересах и в интересах своих несовершеннолетних детей, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 50, 51, 52, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", пришел к выводу об обеспеченности семьи административного истца жилой площадью менее учетной нормы, в связи с чем принятое административным ответчиком постановление не отвечало требованиям законности и нарушало права и законные интересы административного истца и ее семьи.
Суд апелляционной инстанции согласился с такими выводами суда первой инстанции, указав, что на каждого из членов семьи заявителя (мать и трое детей) при имеющихся обстоятельствах приходится по 10, 59 кв.м, то есть менее учетной нормы, установленной решением Ставропольской городской Думы от 30 ноября 2005 г. При этом судом учтено, что на момент подачи заявления молодая семья административного истца состояла из нее самой и трех несовершеннолетних детей, а наличие у бывшего супруга 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, в котором проживает семья Абдулжалиевой Р.К, при отсутствии между бывшими супругами соглашения об определении порядка пользования квартирой, не могло повлиять на нуждаемость семьи административного истца в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия полагает выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствующими нормам материального и процессуального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и не усматривает оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекс Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как указано в пункте 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, участником мероприятия ведомственной целевой программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребёнка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребёнка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчётной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 этих же Правил предусмотрено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Поскольку членам молодой семьи, под которыми в данном случае понимается Абдулжалиева Р.К. и трое ее несовершеннолетних детей, на праве собственности принадлежит только 3/4 доли в праве собственности на квартиру общей площадью 56, 5 кв.м, при этом право пользования указанным жилым помещением имеют 5 человек, то решение органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении, основанное на неверном подсчете уровня обеспеченности путем деления 56, 5 кв.м на 4 членов молодой семьи, правомерно признано незаконным и нарушающим права административного истца.
Доводы жалобы о необходимости предоставления в орган местного самоуправления соглашения о порядке пользования жилым помещением между бывшими супругами отмену постановленных по делу судебных актов не влекут, поскольку такие доводы не указывают на увеличение количества общей площади, приходящейся на долю в праве собственности Абдулжалиевой Р.К. и двух ее сыновей, а следовательно, о превышении уровня обеспеченности членов молодой семьи не свидетельствуют.
Приведенные и иные доводы, изложенные в кассационной жалобе административного ответчика, были предметом обсуждения и мотивированно отклонены нижестоящими судами, ссылок на наличие каких-либо новых обстоятельств не содержат.
При таких обстоятельствах, решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20 апреля 2021 г. подлежат оставлению без изменения, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушениях норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 14 декабря 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 20 апреля 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации города Ставрополя - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Ю.К. Белоусова
И.А. Нафиков
Мотивированное кассационное определение изготовлено 4 августа 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.